Советские шестидесятники
Отдельные художники: Злотников, Слепян, Турецкий, Янкилевский и Рогинский
Шестидесятники — это не только группы, но отдельные художники. Сегодня посмотрим на работы художников-индивидуалистов, выделим их особенности и сходства с другими течениями.
1–5. Сигнальная система
6. Обнаженные автопортреты
7. Композиция №84
8. Ритм, пространство, люди
9. Работа без названия
Начнем с Юрия Злотникова.
1️⃣ Юрий Злотников — первый абстракционист новой эпохи. Его творчество относят к абстрактному минимализму. Золотников стремился создавать вещи, которые будут оказывать на зрителя физическое влияние.
🔢 Злотников также увлекался математикой — он прослушал курс семинаров Израиля Гельфанда по биоматематике в МГУ. Это отразилось в его работах. Для создания своих произведений Золотников использовал методы математики, кибернетики и теории биотоков. Он мечтал, что на основе его трудов будут оформлять космические корабли.
〰️ Самая известная работа — серия «Сигнальная система». Это картины-исследования, для создания которых художник использует точки, линии, геометрию. Серия была задумана как научное исследование воздействие живописи на человека.
📡 Для Злотникова искусство — это модель внутренней жизни художника. По его мнению, искусство способно «ловить» сигналы эмоций и переживаний человека и преобразовывать их в геометрические фигуры.
👀 Злотников создает обнаженный автопортрет — одну из самых скандальных серий того времени.
🔀 В середине 1960-х появляется «метафорическая» серия работ, над которой художник будет работать до конца 1980 года. Это сочетание хаоса и порядка, геометрии и поэзии, частиц и вселенной. Злотников использует свой художественный язык — силуэты и точки.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Книга «Трансфинитное искусство»
2, 3. Композиции
1. Секретарша (большие гуаши)
2. Девушка в розовом (большие гуаши)
3. Большая поликлиника (большие гуаши)
4. Мужчина в пальто
5. Парикмахерская
6. Летчики
7, 8. Застолье
9. Абстрактная композиция
Борис Турецкий, объекты
1. Барокко
2. Гвозди
3. Обнаженная
4. Ассамбляж с консервными банками
Теперь поговорим о творчестве еще двух художников — Владимира Слепяна — «русского Поллока», и Бориса Турецкого — абстракциониста и представителя советского поп-арта.
🔝 Владимир Слепян — один из самых влиятельных шестидесятников. Ему принадлежит манифест «Трансфинитное искусство», в котором он утверждал, что назначение произведения искусства — свидетельствовать о совершенном действии, а само искусство — это действие, через которое приходит освобождение.
✍️ Слепян занимался живописью действия, как Поллок. Для одной из своих работ он расстелил на полу полотно длиной 50 метров и за тридцать минут расписал его тушью. Позже он делал то же самое и на 100-метровом полотне.
🙌 В его творчестве большую роль играет жест. Жесты позволяют воспроизвести последовательность сигналов. В процессе творчества должно быть задействовано все тело художника.
📚 Слепян эмигрировал в 1958 году и через несколько лет перестал заниматься живописью, переориентировавшись на литературу.
🌍 Для другого представителя шестидесятников Бориса Турецкого главной темой было несовершенство мира. Он последовательно двигался от фигуративной живописи к абстракции, а затем от абстракции к объекту. Его фигуративная живопись напоминает работы Диего Риверы.
↕️ Турецкому принесли известность огромные гуаши размером до двух метров. Михаил Рогинский, советский и французский художник, называл эти работы «дурдомом».
📑 Турецкий написал серию «Застолье» в 1000 листов — история про распад мира. В каждой работе он раскладывает сюжет на фрагменты, а затем на геометрические фигуры. Создается ощущение, что эти работы — внутренний мир «больших гуашей».
🖌 Для следующего цикла Турецкий закрашивает листы гуашью, создавая рельефную поверхность. При этом сами листы подвергались физическому воздействию – проколам, стиранию. Это символизировало разорванное сознание.
👞 Позже Турецкий полностью отошел от фигуративной живописи и стал работать с объектами. Он создает ассамбляжи из обуви, консервных банок, перчаток, вилок, деталей женского туалета, которые складывались в портреты. За эти работы Турецкий был приписан к советскому поп-арту.
💭 Лучше всего о своем творчестве сказал сам художник: «Занесло меня на эту планету. Странный человек отец… и другие… Как я попал на эту местность, в эту квартиру. Мама, жена, еще какая-то баба. Куча знакомцев. Дела какие-то. Откуда это все взялось. Кто они, и те, кто был, и те, кто еще появляется».
1. Владимир Янкилевский
2. Дверь
3. Триптих №1
4. Триптих №4. Существо во вселенной
5. Триптих №5. Адам и Ева
6. Исход
7, 8. Графика
9, 10. Люди в ящиках
Работы советского представителя символического сюрреализма Владимира Янкилевского есть в экспозициях почти всех музеев мира, включая галерею Тейт и центр Помпиду. Давайте поговорим о его работах.
🛣 На творчество Янкилевского сильно повлиял Элий Белютин. Но Янкилевский смог пойти дальше и найти собственный путь.
🚪 Культовая работа Янкилевского — «Дверь». Он долго искал форму, с помощью которой можно передать то, как человек переживает три состояния: прошлое, настоящее и будущее. Этой формой-символом и стала дверь. Художник показывает экзистенциальное пространство-ящик между реальностью и мечтой. Сам человек находится в реальном мире, а его силуэт символизирует прорыв в новое пространство.
🗣 «Мы всегда стоим перед какой-то дверью. Перед тайной. Потом мы ее открываем, оказываемся в нашем реальном бытии, в нашей реальной жизни, но всегда есть выход еще куда-то»
▪️ «Дверь» почти никто не видел. Работу купила французская галеристка и искусствовед Дина Верни в 1973 году и вывезла из страны под видом «шкафа». Под названием «Шкаф» Дина и выставила работу, которая из-за этого приобрела новый смысл, но при этом утратила изначальный.
3️⃣ Янкилевский создавал триптихи, но всегда открещивался от христианской аналогии. Для него триптих — это два полюса, между которыми лежит «ландшафт» возможного диалога. Этими полюсами может быть любой антогонизм: мужское и женское, темное и светлое, две стороны одной натуры, два поколения и т. п.
▪️ К этому циклу относятся работы «Диалог», «Триптих №1», «Исход», «Триптих №5. Адам и Ева». Мужское начало Янкилевский часто изображает в профиль, как символ развития и динамики, а женское начало, как более стабильное, в анфас.
▪️ Работа «Триптих №4. Существо во Вселенной» показывает противостояние отца и сына. Отец смотрит в прошлое, сын в будущее. Перед нами диалог самого Янкелевского с отцом.
✏️ В графике главные герои Янкелевского — мутанты. Он сочинил для них отдельный мир и даже новый язык («Дри!»).
🗿 Также он занимался и монументальной скульптурой. Здесь любимой темой выступают люди в ящиках. Ящики для художника — это граница, оделяющая внутренний мир человека от окружающей среды. Ящик может принимать любую форму. Форма ящика отражает способность личности сопротивляться внешнему давлению. Если личность сильная — то ящик выпрямляется. Если нет, то ящик принимает форму среды.
1. Кухонный разговор
2. Плита
3–5. Примусы
6. Брюки
7. Красная дверь
8. Красная розетка
9. Метлахская плитка
Власть относила Михаила Рогинского к нонконформистам, а сам он хотел писать как соцреалисты, но только о другой советской реальности: его больше вдохновляли пьяницы в очереди, чем трактористы и спортсмены. Поговорим о его жизни и творчестве.
🏚 Рогинский писал атрибуты коммунального нищего быта. Такие работы никак не сочетались с идеологией, поэтому вызывали неприятие у власти.
▪️ Советский поэт Генрих Сапгир называл работы Рогинского поп-артом. Но правильней было бы «советский поп-арт», так как поп-арт прежде всего связан с обществом потребления, которого в стране попросту не было.
🥫 В творчестве Рогинского действительно можно выделить некоторые черты поп-арта. Он тоже вдохновлялся массовой культурой, но только это были: железнодорожные плакаты, афиши, утюги, примусы. Все эти вещи для Рогинского, привыкшего к коммунальному быту и эвакуационной нищете, были символами России, как банки с пивом у американцев. Рогинский, так же как и многие художники поп-арта, делал серии (например, примусы).
🔲 Его работа «Пол. Метлахская плитка» корнями уходит к Мондриану. Рогинский пишет реальную вещь, которая выглядит как абстракция.
🗯 Рогинский вплотную подходит к концептуализму. В работе «Брюки» он ввел в картину текст. Для работы «Красная дверь» сделал чертеж, заказал уменьшенный макет у плотника, прикртуил найденную на помойке ручку и покрасил. Затем повесил дверь на стену, тем самым превратив ее в картину. Таким же образом сделал и «Красную розетку». Это уже путь к концептуальному искусству.
Советские кинетики
1, 2. Вячеслав Колейчук. Атом (для НИИ Курчатова)
3. Лев Нусберг. Цветок
5. Александр Григорьев. Электроника
6. Кинетическое представление на Мосфильме
1. Серия Шествие
2. Жизнь треугольника
3–7. Инсталляции с зеркалами
1. Подсветка казанского цирка
2. Свето-музыкальная установка Кристалл
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день