angle-down facebook instagram vkontakte warning

Советские шестидесятники

«Суровый стиль» в советском искусстве

Одновременно с нонконформистами возникает «суровый стиль» как противостояние идеализированному искусству соцреализма. Посмотрим на главных представителей направления и их работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1. Роберт Фальк. Обнаженная
2. Николай Андронов. Плотогоны
3. Андрей Васнецов. Натюрморт с черной курицей

💡 Художники «сурового стиля» черпали вдохновение в 1920-х, как и многие авангардисты, но ориентировались на плакатное искусство и творчество Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова.

↔️ Их произведения были противоположны работам соцреалистов, которые приукрашивали действительность. Это был своеобразный отклик на доклад Хрущева, в котором генсек призывал вернуться к идеалам революционной эпохи, не искаженной сталинским правлением.

↪️ Название стилю дал критик Александр Каменский, который входил в оргкомитет выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. Именно он разместил на выставке «Обнаженную» Фалька, «Плотогонов» Андронова, «Натюрморт с черной курицей» Васнецова. То есть те работы, которые не вписывались в стандарты соцреализма. Пафос соцреализма сменился прозой жизни.

💬 В работах художников «сурового стиля» много скрытого политического подтекста. Хрущев на выставке в Манеже их так же не понял и раскритиковал. «Суровый стиль» просуществует всего несколько лет — с 1959 по 1962 год, а дальше художники пойдут каждый своей дорогой.

💪 Главной темой направления был труд, настоящая жизнь рабочих и крестьян, трудящихся в суровых условиях. Как правило, это люди трудных профессий. Но свой выбор они сделали сами. На их лицах нет улыбок, они серьезны и сосредоточены.

Вторая тема «сурового стиля» — революция и война. К этому моменту люди уже переосмыслили прошлое, перед нами не конкретные события, а обобщенное понимание, война через судьбы людей и трагедию их жизни.

👨 Третьей темой стали портреты. Здесь тоже нет никакого героического пафоса соцреализма. Задача художника — показать внутреннюю сущность модели, сосредоточенной на своей работе.

🔄 Можно выделить несколько общих особенностей «сурового стиля»:
➖ обобщенность изображения;
➖ уплощение пространства;
➖ фрагментирование композиции;
➖ четко прорисованный контуры фигур;
➖ монументализация композиции;
➖ схожесть в стилистике с плакатами;
➖ мрачный темный колорит;
➖ бледные лица персонажей как символ нелегкой судьбы;
➖ герои часто изображаются фронтально, смотрят в глаза зрителю;
➖ названия картин звучат непривычно, нет былых «Торжественных заседаний», «Колхозного изобилия», «Всенародного праздника». Теперь это «Наши будни», «Ремонтники», «Строители Братской ГЭС»;
➖ нет традиционного повествовательного сюжета.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Братья Смолины

1. Полярники
2. Стачка

Братья Смолины были одними из главных художников, в работах которых прославляется труд. Давайте посмотрим на две их главные картины.

👨‍🔬 Смолины показывают в своих работах романтизм человеческого характера, создают новый типаж рядовых людей науки, посвятивших свою жизнь героической работе.

Работа «Полярники»

❄️ Портреты полярников стали популярны с освоением Севера в 1930-е годы. Их печатали в газетах, распространяли листовки, устраивали массовые шествия.

🛋 На картине Смолиных нет всего этого напускного энтузиазма. Мы видим полярников в состоянии предельной усталости после тяжелой работы. Они не смотрят друг на друга, каждый погружен в собственные мысли, но между ними есть невидимая связь. Эта связь — дело, которому они себя посвятили. Они так много времени проводят вместе, что им не нужно слов, чтобы понять друг друга.

🎨 Художникам удается передать состояние погруженности в себя и в то же время объединения общим делом при помощи художественных приемов: фигуры отделяются друг от друга вертикалями метрологической башни и угла дома и в то же время объединяются цветовыми пятнами одежды (желтый и разные оттенки серого).

🤝 Картина очень аполитична и тем самым нова. Зритель оказывается с персонажами на равных. Это не герои, а обычные люди. Такие люди есть везде и всегда.

Работа «Стачка»

💭 Картина посвящена революционной теме. Для нее характерна отвлеченность образов, в ней нет конкретики. Перед нами — обобщенный образ пролетариата.

На первый взгляд, «Стачка» продолжает «классическую» революционную тему. Для соцреализма было характерно изображать митинги, шествия, собрания.

🧨 Но здесь перед нами слишком концентрированный образ. При первом взгляде на картину возникает ощущение тесноты, какой-то вынужденной замкнутости. Все пространство заполнено людьми. Того и гляди, случится взрыв этой толпы. Это не просто стачка на заводе. Это протест человека против политического насилия, террора и диктатуры.

Таир Салахов

1. С вахты
2. Утренний эшелон
3. Резервуарный парк

4. Виктор Попков. Строители Братской ГЭС
5. Николай Андронов. Монтажник
6. Павел Никонов. Наши будни
7. Павел Никонов. Геологи

Таир Салахов и Виктор Попков писали трудящихся людей как символ времени, изображали рабочих-героев.

1️⃣ В работах Таира Салахова отсутствует повествовательность. Сюжет почти не имеет значения. Мы видим, как люди идут на работу и с работы, как едет поезд, как человек проходит мимо резервуаров.

💪 Салахов один из первых обращается к изображению рабочих и создает типаж «рядового» рабочего — утомленного, но физически крепкого. Все персонажи Салахова — это символы времени.

🔎 Он намеренно использует крупные планы, чтобы придать фигурам еще больше значительности и монументальности. Фигуры рабочих словно вырезаны из камня.

2️⃣ Главная работа Виктора Попкова — «Строители Братской ГЭС». Художник был настолько потрясен масштабом строительства, что ему захотелось передать это ощущение в своем полотне.

📸 Это сюжетно-постановочная картина. Герои картины размещаются на темном фоне, на сцене-подмостках в упрощенном пространстве. Фигуры выглядят очень монументально. Возникает ощущение, что рабочие стоят на сцене перед зрителями. Но при этом они совершенно не заботятся о том, как выглядят. На их лицах нет улыбок.

⬆️ Художник использует низкую точку зрения, чтобы еще больше усилить ощущение значимости этих людей. В результате ему удается добиться героического ощущения, не развивая сюжета.

Тема героизации рабочего класса и простого советского человека также присутствует в работах Николая Андронова и Павла Никонова.

Гелий Коржев

1. Проводы
2. Мать
3. Следы войны
4. Облака. 1945
5. В дороге
6. Художник
7. Влюбленные

Гелий Коржев. Триптих Коммунисты: Гомер (рабочая студия), Поднимающий знамя, Интернационал

Помимо труда, у представителей «сурового стиля» были популярны исторические сюжеты: война и революция. Здесь можно выделить двух совершенно разных художников: Гелия Коржева и Евсея Моисеенко. Давайте посмотрим, чем отличались их работы.

↕️ Картины Гелия Коржева в корне отличаются от других художников «сурового стиля». Для его работ характерен гиперреализм. Часто картины Коржева достигают 2 метров в высоту, что придает изображенным событиям еще большую значимость.

3️⃣ Самая известная работа Коржева — «Коммунисты». Она состоит из трех частей: «Интернационал», «Поднимающий знамя», «Гомер (Рабочая студия»).

😡 Центр композиции — средняя картина «Поднимающий знамя». Это образ революционной борьбы. Рабочий поднимает флаг, выпавший из рук убитого товарища. В глазах революционера пламя ненависти. Но агрессивность образа смягчают две боковые картины с изображением скульптора и музыканта. Впечатление усиливает то, что во всех трех картинах нет воздуха и неба. На заднем плане либо стена, либо земля.

3️⃣ Еще одна известная серия Коржева — «Опаленные огнем войны». Это работы «Проводы», «Мать» и «Следы войны».

👋 Самая психологически сильная картина серии — «Проводы» размером 2 на 2 метра. Солдат в последний раз прижимает к себе любимую женщину. Его глаза закрыты, будто он пытается запомнить этот миг, этот запах и тепло, чтобы хранить в себе всю войну. Очень реалистично прописаны грубые руки солдата, седые виски, загорелое лицо. В картине так же нет воздуха — весь задний план занимает стена красного дома.

👏 Коржев был очень востребованным художником. Его любила советская власть, давала награды, печатала репродукции картин в учебниках, использовала работы в плакатах и листовках. Картины покупали музеи.

🔀 В творчестве Коржева есть и другие темы, более романтичные сюжеты («В дороге», «Художник», «Влюбленные»). А в конце жизни Коржев совсем отойдет от военной тематики и будет писать исключительно на библейские темы.

Евсей Моисеенко

1. Вестники
2. Черешня
3. Матери, сестры

Евсей Моисеенко тоже писал картины на исторические события, но изображал их не реалистично, а символично. Посмотрим на его главные работы.

🐎 Картина Евсея Моисеенко «Вестники» посвящена гражданской войне и написана в очень экспрессивной манере. Всадники с лошадьми превращаются в летящие мазки. При первом взгляде на картины сразу возникает ощущение безумной скорости, с которой всадники несут весть.

🍒 Работа «Черешня» — лиричная картина, посвященная гражданской войне. Здесь нет обычных ужасов войны, художник передает нам духовную атмосферу, показывает как ощущали себя участники этой войны. Они мечтатели, которые грезят о светлом будущем, верят в идеалы и правоту своих действий. О борьбе напоминает только тачанка.

🎨 Лиричность картине придает и колористическое решение: интенсивно зеленый цвет травы контрастирует с малиновыми штанами бойца, а бурый конь выделяется на фоне светлого тона гимнастерки.

В своих военных работах Моисеенко первым из художников поставил вопрос о вине государства в искалеченных судьбах людей. Войну художник воспринимает как огромную трагедию. В его работах на эту тему звучат немые вопросы к власти «Где вы?», «Где же ваша помощь?».

🥺 Очень сильная картина на военную тему — «Матери, сестры» (есть две версии картины). Мы видим женщин, которые прощаются то ли со своими сыновьями, то ли с уходящими вдаль войсками. Скорее всего, второе. В их позах и глазах нет отчаяния матерей, но есть боль, немой укор и обреченность. Их оставляют здесь на погибель. Больше им не на кого рассчитывать.

Маленький советский человек в творчестве Юрия Львова

Юрий Львов

1. Папа задерживается
2. Расставание
4–9. Другие работы

Мы подобрали несколько дополнительных материалов для тех, кто захочет больше узнать о творчестве советских шестидесятников.

📙 Петр Вайс, Александр Генис.
60-е. Мир советского человека (сборник), 2013. Книга об эпохе. Рассматривается период с 1961 по 1968 год. Есть электронная версия.

📝 Генрих Сапгир. Лианозово и другие, 1997. Воспоминания. Электронная версия.

🎞 Валентина Кропивницкая: В поисках потерянного рая. Фильм режиссера Евгения Цымбала о «лианозовской группе» и новой художественной среде нонконформистов (получил премию «Ника» 2015 в категории «лучший неигровой фильм»).

Весь урок мы говорили о творчестве советских шестидесятников. Пришло время подвести итоги и вспомнить главное.

💧 Истоки шестидесятых лежат в первых годах оттепели. В то время художники чувствовали себя свободными и активно осваивали как новые, так и уже известные направления.

↔️ Главная особенность этого времени — поиск новых ориентиров после многолетнего засилья соцреализма. Для этого художники либо возвращались к русскому авангарду, либо обращались к западному искусству.

💔 Свободному искусству пришел конец в 1962 году после выставки художников-авангардистов студии «Новая реальность» под руководством Элия Белютина к 30-летию МОСХа, когда Хрущев жестко раскритиковал работы художников и запретил их к показу, вынудив художников или искать компромисс с властью, или уйти в подполье.

🌪 Главная особенность художников шестидесятников — необходимость осваивать все стили одновременно после долгой изоляции от западного искусства. Для этого они оформлялись в группы, причем не по художественному принципу, а по родству, службе или просто соседству.

☝️ Важно, что все эти группы не были школами. Здесь никто никого не учил. Все были равны, осваивали современное искусство и вместе разбирались в его особенностях.

1️⃣ Лианозовская группа включала в себя семью Крапивницких, их зятя Оскара Рабина и друзей Лидию Мастеркову и Владимира Немухина. Лидером группы был Оскар Рабин. Группа стала первым объединением художников и поэтов. Лианозовцы писали быт рабочих, коммуналок и бараков окраин Москвы, проводили выставки и поэтические вечера.

2️⃣ Члены группы Сретенского бульвара были соседями и объединились по территориальному принципу — мастерские находились рядом друг с другом. Жители Сретенки сами себя никогда не считали группой. Для них это были просто посиделки в мастерской, где велись разговоры об искусстве. Членами группы были Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Иван Чуйков и Юло Соостер. Они станут прародителями концептуализма в России. Со временем их деятельность тоже превратится в настоящую школу.

3️⃣ Группу журнала «Знание — сила» объединяла работа. В 1968 году Юрий Нолев-Соболев, главный художник журнала, стал привлекать к работе авангардистов — Владимира Янкилевского, Эрнста Неизвестного, Виктора Пиоваварова, Илью Кабакова, Анатолия Брусиловского.

4️⃣ Единственной настоящей школой была «Новая реальность» Элия Белютина. Она стала оплотом неформального искусства СССР, хотя сама никогда не позиционировала себя как подпольная. Белютин учил абстрактной живописи и свободе письма, создавал атмосферу коллективного творчества, выводил учеников из зоны комфорта. Самые знаменитые члены школы: Люциан Грибков, Вера Преображенская, Тамара Тер-Геводян и Владислав Зубарев.

🧍‍♂️Многие известные художники не относились к группам:
➖ Юрий Золотников, первый абстракционист новой эпохи;
➖ Владимир Слепян, «русский Поллок»;
➖ Борис Турецкий, абстракционист и представитель советского поп-арта;
➖ Владимир Янкилевский, представитель символического сюрреализма;
➖ Михаил Рогинский, писатель нищего быта с чертами поп-арта.

🔝 Отдельно выделялись особенно выдающиеся шестидесятники, герои времени:
➖ Анатолий Зверев, мастер «живописи действия» и лучший русский рисовальщик по мнению Пикассо;
➖ Владимир Яковлев, который сначала писал в технике пуантилизма, а потом перешел к максимально упрощенным изображениям;
➖ Дмитрий Краснопевцев, мастер «метафизического натюрморта», изображающий «черепа вещей».
➖ Василий Ситников, человек-легенда, «Юродивый СССР», «Вася-русский сувенир», который писал лубочные карикатурные виды Москвы и метафизические работы.

😠 Одновременно с нонконформистами возникает «суровый стиль» как противостояние идеализированному искусству соцреализма. Художники без прикрас изображали труд, рабочих, войну, революцию. Главные представители направления: братья Смолины, Таир Салахов, Виктор Попков, Гелий Коржев, Николай Андронов, Павел Никонов, Евсей Моисеенко.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;