Русская архитектура 16 века
Бесстолпные, шатровые и многообъемные храмы
До 16 века на Руси строили только крестово-купольные храмы, после — бесстолпные, шатровые и многообъемные. Узнаем, как появились эти инженерные решения и какие у них особенности.
1, 2. Храм Трифона-мученика в Напрудном, Москва, Россия, конец 15 века
3, 4. Церковь Рождества Христова, село Юркино, Московская область, Россия, начало 16 века
5. Церковь Зачатия Анны, что в Углу, Москва, Россия, 16 век
6. Храм Вознесения Господня, Ростов, Россия, 17 век
Для русской архитектуры 16 век — время экспериментов и новаторства. В этот период появляются новые инженерные решения и типы строений. Один из них — бесстолпные храмы.
Давайте разберемся, что это такое 👇
➕ До 16 века на Руси строили только крестово-купольные храмы. В европейских церквях — готических, барочных — крышу держат только своды, это очень простая конструкция. В русских храмах сверху добавляется дополнительная нагрузка — барабан с куполом. Поэтому барабаны ставили на опоры по центру, иначе они давали бы слишком большую нагрузку на своды.
🔲 На рубеже 15–16 веков появляются бесстолпные храмы. В них барабан ставят сразу на своды. Для такой конструкции нужен специальный тип сводов — крещатый. Он дает особенный силуэт храма — трехлопастной, похожий на Новгород, — и немного по-другому смотрится в интерьере. Неизвестно, наше это изобретение, или пришло к нам из Италии.
📏 Сначала бесстолпные храмы будут совсем небольшие. Барабан без опор поставить довольно сложно. В 17 веке научатся это делать, и появятся большие, даже огромные примеры.
⛪️ Храм Трифона-мученика в Напрудном. Одна из первых бесстолпных церквей, если не первая. На фасаде видим достаточно правильный ордер и тут же килевидный портал, барабан с кокошниками — компромисс между итальянскими мотивами и русскими традициями. Позже храм застроили сверху и с боков. В советское время все лишнее снесли и вернули исторический объем.
⛪️ Церковь Рождества Христова в Юркине. Частный заказ боярина Якова Голохвастова. В 16 веке каменные церкви могут строить не только города или монастыри, но и частный заказчик.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2, 3. Покровская церковь, Александров, Россия, 1513
4, 5, 6. Церковь Вознесения в Коломенском, Москва, Россия, 1532
7. Кухня Аббатства Фонтевро, Франция, начало 12 века
8, 9. Баптистерий в Пизе, Италия, 1152
10. Макет баптистерия — видно шатер, накрытый сверху храмом
В 16 веке появляется совершенно новая беспрецедентная конструкция — шатровая церковь.
Давайте разберемся, что это такое 👇
💡 Шатер — новый тип перекрытия. До этого использовали несколько основных типов — плоское деревянное, плоское каменное, часто встречались своды или купол как особенный случай свода.
🟫 Шатровые храмы часто начинаются четвериком. Дальше на следующем ярусе у четверика срезают углы — получается восьмерик. Пространство уже немного сужается. А потом на восьмерик ставим шатер — пирамиду, обычно восьмигранную. Это стандартная компоновка, но бывают разные варианты конструкции.
✨ Шатер раскрыт в интерьер. Если зайти внутрь, можно увидеть пространство наверху. Это создает мощное впечатление: барабан с куполом уже дает много света, а шатер делает это еще эффектнее.
♠️ Готические шпили тоже шатровые и намного выше русских — но они не являются частью интерьера церкви, не раскрываются внутрь и не дают такого эффекта. Это не полноценное перекрытие, а скорее надстройка.
🔥 Конструктивные шатры в Европе тоже встречаются, но во второстепенных жанрах. Там либо накрывали шатрами кухню, чтобы они работали как вытяжка — как в аббатстве Фонтевро или в национальном дворце в Синтра. Либо прятали шатер снаружи, маскируя под купол, как в баптистерии в Пизе.
🔨 Есть версия, что сначала шатровые церкви появились в деревянной архитектуре. Однако самые ранние сохранившиеся примеры датированы 17 веком, а изображений 16 века нет. Также непонятно, русское это изобретение или пришло с итальянцами.
⛪️ Первая шатровая церковь — Покровская (ранее Троицкая) в Александрове. Церковь возвели в 1510-е годы — тогда это была резиденция Василия III. Раньше считалось, что самой первой была церковь Вознесения в Коломенском, но недавние исследования подтвердили первенство церкви в Александрове.
⛪️ Церковь Вознесения в Коломенском. Очень высокая — 62 метра. Ее заложил в 1528 году Василий III — по одной из версий, для моления о рождении наследника, которым стал Иван Грозный. Она вынесена за пределы усадьбы и вписана в живописный пейзаж. По типологии это шатровых храм, причем сразу в развитой стилистике: церковь сложно и богато задекорирована.
1. Храм Успения Пресвятой Богородицы Брусенского монастыря, Коломна, Россия, 1552
2. Церковь Никиты Мученика, село Елизарово, Ярославская область, Россия, 1566–67
3. Распятская церковь-колокольня, Александров, Россия, 16 век
4, 5. Церковь Петра Митрополита, Переславль-Залесский, Россия, 1584
Традиция шатровых храмов стала очень популярной на Руси. Чисто технически шатром сложно перекрыть большой храм, поэтому в 16 веке появилось много небольших, но высоких и очень примечательный церквей.
Вот только несколько примеров 👇
⚔️ Храм Успения Пресвятой Богородицы Брусенского монастыря в Коломне. Построен в 1552 году по повелению Ивана Грозного в честь взятия Казани.
🕯 Церковь Никиты Мученика в селе Елизарово. Возведена в 1566–67 годы в вотчине Алексея Басманова — одного из предводителей Опричнины как памятник воинам, погибшим при взятии Казани.
🔔 Распятская колокольня в Александровской слободе. Уникальное сооружение высотой 56 метров. Раньше на месте колокольни стоял небольшой столпообразный храм. Колокольню построили вокруг него.
⚪️ Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском — пример церкви, в котором шатер ставят сразу на четыре арки без перехода через восьмигранник. На фото видно, что шатер в этом случае типологически похож на барабан с куполом, только по-другому трактованный.
Про стилистику церкви в Коломенском
Авраамиев Богоявленский монастырь, Ростов, Россия, 1553–1555
В 16 веке к храмам начинают добавлять приделы — появляются многопрестольные соборы со сложными, интересными силуэтами. Пример — Богоявленский собор Авраамиевого монастыря.
⛪️ Несколько объемов образуют сложный динамичный силуэт. Главный объем пятиглавый, рядом придел с главкой, колокольня и шатровый придел.
☦️ Каждый объем собора имеет свой престол. До 16 века в церкви обычно был один объем,и в нем чаще всего находился один престол — место для богослужения. Теперь собор состоит из нескольких объемов с престолами, посвященных своему празднику или святому.
⚔️ Собор построен после взятия Казани. Расположение престолов имеет символическое значение.
🗿 Престол в шатровом объеме посвящен Авраамию Ростовскому — это местный святой, который сокрушил в Ростове идола Велеса. Сокрушив Казанское ханство, Иван Грозный тоже показал себя борцом с иноверцами.
🔔 В колокольне престол Иоанна Богослова. По легенде, именно он вручил Авраамию жезл, которым тот сокрушил идола.
👑 В северо-западном приделе престол Иоанна Предтечи — покровителя Ивана Грозного.
1. Борисоглебский собор (художественная реконструкция), Старица, Россия, конец 16 века
2. Чертеж восточного фасада и планы трех ярусов Борисоглебского собора
3, 4. Иконы из Старицы, Успенский собор Дмитрова, Россия конец 16 веке
5–8. Изразцовый барельеф с изображением Георгия Победоносца, Успенский собор Дмитрова, Россия конец 16 века
Теперь рассмотрим необычный пример — Борисоглебский собор в Старице, который до наших дней не сохранился. Судя по описаниям, он был настолько выдающимся, что заслуживает отдельного разговора.
Что это был за храм 👇
⛪️ Огромный собор с пятью шатровыми объемами. Его в конце 16 века построил Старицкий князь Владимир Андреевич. К сожалению, собор был частично разрушен в Смутное время, его так и не отремонтировали, а в начале 19 века совсем разобрали и поставили неподалеку новый храм.
✍️️ Сохранились чертежи восточного фасада. Их вместе с планами сделали перед тем, как снести собор. К чертежам есть вопросы, но они дают общее представление о том, как это выглядело.
🔶 Фасад был богато украшен керамикой. Керамический декор появляется на Руси только в 16 веке, и здесь на фасаде его очень много: глазурованые изразцы зеленого и желтого цвета, сложные керамические вставки местами с ренессансными мотивами.
👁 Старицкую керамику можно увидеть в Успенском соборе в Дмитрове. Там в стене вмонтированы три керамические иконы очень высокого качества — видимо, их вывезли в Дмитров, когда разбирали Борисоглебский собор.
1–7. Собор Покрова на Рву, Москва, Россия, 1555–1561
8. План собора
Давайте рассмотрим Собор Покрова на Рву в Москве, более известный как Собор Василия Блаженного.
Что о нем важно знать 👇
⚔️ Укладывается в традиции 16 века. У храма много объемов с престолами, посвященных праздникам, в которые происходили важные события при осаде Казани. Через эту символическую программу Грозный увековечивает памятные события.
🙏 Центральная шатровая церковь посвящена Покрову Богородицы: Москва находится под ее покровительством.
🔵 Вокруг восемь столпообразных церквей, в каждой свой престол.По плану видно, что собор почти симметричный, только центральный шатер немного смещен.
🔺 Экзотический декор. Хоть собор и построен в традиции 16 века, он уникален и выбивается из общего ряда. Встречаются ордерные элементы в сложном звучании, треугольники на боковых столпах отсылают к готике. Есть загадочные детали, возможно, с символическим значением — вроде керамических «гвоздиков» на шатре или золотых «цепей».
🔔 Собор достраивали. Колоколенка, крыльца с галереями появились в 17 веке, покрытие куполов тоже более позднее. Но это изначально была интересная и сложная архитектура, а достройки сделали ее еще ярче.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день