angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сиенская школа живописи

Мастера 15 века и закат сиенской школы

Сиенская республика пала в середине 16 века, но сиенской школы не стало еще раньше — художники активно заимствовали чужие идеи и отошли от местной традиции. Поговорим об особенностях сиенского искусства 15 века и последних мастерах школы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

💔 В 14 веке Сиену сильно подкосила чума. Погибло много художников, производство художественной продукции сократилось в пять раз. Городу так и не удалось полностью оправиться от эпидемии, и с начала 15 века Сиена уступает первенство Флоренции, а в середине 16 века и вовсе потеряет свою независимость.

👨 Большую роль в искусстве Сиены 15 века сыграл Эней Сильвий Пикколомини. Гуманист, литератор, выдающийся церковный деятель, ставший римским папой Пием II. Пий II способствовал распространению культуры при папском дворе, написал автобиографию (единственная автобиография папы), оборудовал лабораторию для поиска лекарства от чумы. Он покровительствовал своему родному городу и оказывал содействие художникам Сиены.

▪️ В Палаццо Пикколомини, построенном по заказу отца Пия II, до сих пор находится городской архив Сиены, где собраны все документы, связанные с историей города от 736 года до объединения Италии. Там же располагается и музей «Таволетта ди Биккерна».

👩 В художественном плане на развитие сиенской школы большое влияние оказала Екатерина Сиенская и ее учение. Религиозно-мистические приемы интернациональной готики оказались гораздо ближе художникам Сиены, чем реалистичность флорентийцев. По сравнению с мастерами Флоренции художники сиенской школы уже начинали выглядеть очень консервативно. Сиене не удалось полностью избежать влияния Флоренции, но новые для школы сюжеты трактованы в чисто сиенском, сказочно-готическом духе.

Стефано ди Джованни Сассетта

1–3. Алтарь Евхаристии, 1423
4. Святой Антоний, деталь алтаря Евхаристии, 1423
5. Святой Лаврентий и святой Стефан, 1437–1444
6. Мадонна с младенцем, 1435
7, 8. Снежная Мадонна, 1430–1432

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Маттео ди Джованни

1. Избиение младенцев, 1482
2. Вознесение Марии, 1474

Центральная фигура 15 века — художник Стефано ди Джованни Сассетта, в работах которого чувствовалось влияние как интернациональной готики, так и флорентийское. Давайте посмотрим она его работы.

⛪️ Сассетта создавал алтарные композиции. Первая работа «Алтарь Евхаристии» датирована 1423 годом. Это был заказ от гильдии торговцев шерстью. Алтарь не сохранился в целом виде — центральная часть безвозвратно утеряна, хорошо сохранилась только картина «Святой Антоний-аббат» и несколько маленьких картин пределлы (от ит. «ступенька» — нижняя часть многостворчатого алтаря).

🖼 Два фрагмента одного из полиптихов Сассетты есть в ГМИИ имени Пушкина. Это изображения святых Стефана и Лаврентия. Святой Лаврентий был сожжен в 3 веке за отказ сдать в императорскую казну церковное имущество, поэтому его часто изображали с решеткой. Святой Стефан жил в 1 веке и был насмерть забит камнями за свои проповеди. Его изображают с камнями, следам крови на голове и пальмовой ветвью, как символом мученичества.

❄️ Самая известная работа Сассетты — «Снежная мадонна», которая получила такое название из-за сюжета. На картине изображен момент закладки церкви Санта-Мария-Маджоре, когда в Риме неожиданно пошел снег.

🔎 Можно выделить несколько характерных особенностей работ Сассетты. От готики в них динамическая композиция и выразительность ликов, от сиенской школы — тиснение на нимбах, а от флорентийской — реалистичность событий. Но художник не владел перспективой. Сассетта пытался передать глубину с помощью холмов и скал на заднем плане, но пространство получалось не реальным, а мистическим.

🤔 Похожие черты есть в работах другого сиенского мастера — Маттео ди Джованни. Он написал три версии «Избиения младенцев». С одной стороны, в работах много персонажей, композиция очень динамична и полна психологического напряжения. Но с другой, картина трактована очень натуралистично. Есть одна забавная деталь: на заднем плане дети с интересом наблюдают за происходящим через арку, будто это какой-то спектакль.

👏 В другой работе Маттео ди Джованни, «Вознесение Марии», много движения и ощущается праздничное настроение (ангелы-музыканты), свойственное флорентийской школе.

Сано ди Пьетро

1. Коронование Марии, 1445
2. Проповедь святого Бернардина на площади Сиены, 1445
3. Усекновение головы Иоанна Предтечи, 1447

Другой сиенский мастер Сано ди Пьетро был современником Сассетты и, скорее всего, его учеником и другом. Возможно, он помогал Сассетте в работе над «Снежной Мадонной». Посмотрим на другие работы Сано ди Пьетро и их особенности.

👨 Сано ди Пьетро занимался книжной миниатюрой, станковой живописью и росписями таволетт. У него была собственная мастерская в Сиене. В 1445 году он вместе с другим художником Доменико ди Бартоло написал фреску «Коронование Марии» для Палаццо Пубблико.

🖼 Ди Пьетро создал цикл картин, посвященных одному из святых Сиены — Бернардину. Святой Бернардин прославился активной борьбой с чумой. В его работе «Проповедь святого Бернардина на площади Сиены» события происходят на реальной площади в Сиене, возле Палацоо Пубблико.

🔎 Рассмотрим особенности манеры ди Пьетро на примере части алтаря «Усекновение головы Иоанна предтечи» из ГМИИ имени Пушкина.

▪️ От готики — любовь к деталям (на полу лежит блюдо, куда в скором времени положат голову, на дверях камер тщательно выписаны замки) и эмоциональный накал (зрителя провоцируют на сопереживание происходящему).

▪️ Новые черты Ренессанса выражаются в переходе от иконы к картине. Пространство передается коридорами между камерами. Из-за этой детали произведение уже не кажется иконой, так как появляется время и конкретное пространство.

▪️ Характерная особенность сиенской школы — тисненные орнаменты на нимбе. Декоративная полоса справа отделяла этот сюжет от соседнего — «Танец Соломеи». Когда-то алтарь был распилен, и теперь другая часть хранится в музее Будапешта.

1. Нероччо де Ланди. Женский портрет, 1485
2. Нероччо де Ланди. Клавдия Квинта, 1490–1495
3. Алтарь Пиколомини в Сиенском соборе со скульптурами Микеланджело

Для работ другого сиенского мастера Нероччо де Ланди характерно сочетание лиризма, сиенских традиций и флорентийских. Посмотрим, что он писал, и проследим за переходом от сиенской школы к Ренессансу.

👨 Нероччо де Ланди был художником, скульптором, расписывал таволетты. В основном он писал однотипных Мадонн с младенцем, но в конце карьеры среди его работ появились портреты — первые признаки Ренессанса.

👰‍ Один из первых портретов — «Женский портрет» 1485 года. Он появился уже во времена правления папы Пия II и изображает неизвестную девушку с распущенными волосами — свидетельствует о том, что она не замужем. Возможно, это часть парного брачного портрета.

💃 Еще один интересный почти портретный женский лик — «Клавдия Квинта». Это одна из восьми картин с добродетелями. Обычно для таких серий выбирались библейские или античные герои. Клавдия Квинта была весталкой (жрицей богини Весты), и ее обвинили в нарушении обета чистоты. Клавдия обратилась за помощью к богине Кибеле, и в знак ее невиновности произошло чудо. В устье Тибра при выходе из Рима застрял римский корабль (сел на мель) — это считалось дурным знамением в предстоящей битве. Тогда Клавдия взяла канат в руки и вытащила корабль. Поэтому она изображается с кораблем в руке.

⛪️ А лучшим примером перехода от сиенской школы к Ренессансу стал алтарь в Сиенском соборе. Его создали в 1483 году по заказу племянника папы Пия II Фраческо Пикколомини. Для оформления алтаря пригласили молодого Микеланджело, который выполнил четыре скульптуры из 15 задуманных. Но на этом его участие закончилось, так как он начал работу над статуей Давида, поэтому на Сиену времени не оставалось. Из-за этого одна ниша алтаря осталось пустой. С точки зрения скульптуры перед нами уже зрелые формы Ренессанса.

Где смотреть сиенскую школу

Джованни ди Паоло — один из самых значительных художников сиенской школы 15 века. Он много писал Екатерину, а его работами позже вдохновлялись экспрессионисты и сюрреалисты. Поговорим о его творчестве подробнее.

О жизни Джованни ди Паоло почти ничего не известно, даже даты его рождения. Считается, что он родился в начале 1400-х и ни разу не выезжал за пределы Сиены. Он начинал как художник-миниатюрист, а кроме миниатюр писал станковые картины и создавал таволетты. Его самое раннее произведение — «Полиптих Печчи».

😴 Его работы — это мир снов и грез. Именно поэтому экспрессионисты и сюрреалисты будут часто обращаться к ним за вдохновением. Золотой фон у него встречается редко — вместо него на задних планах появляется мистический пейзаж, сад, лес, архитектурный фон. Много тонко проработанных деталей. При первом взгляде кажется, что перед нами книжная миниатюра — настолько все изящно выполнено.

💬 В работах ди Паоло появляется много символов, что будет характерно для эпохи Возрождения. Все плоды и животные имеют значение: земляника — капли крови Христа, яблоко — символ греха, цветы — символ Богородицы, зайцы означают скорое потомство (их можно увидеть в «Благовещении»).

↪️ В работах Джованни ди Паоло можно увидеть переход от иконы к картине. Персонажи общаются не только между собой, но и с самим Христом.

👩 Он много изображал Екатерину Сиенскую. В работе «Святая Екатерина получает от святого Доминика монашеское облачение» Екатерина изображена с лилией в руках как символом чистоты — это частая деталь ее образа.

▪️ Работа «Святая Екатерина обменивается сердцами с Христом» посвящена легенде, по которой Екатерина стала однажды молиться и просить Христа забрать ее слабое сердце. Христос явился к ней, забрал сердце, а через какое-то время вернулся и вручил ей новое, лучезарное. Ди Паоло изобразил момент общения Екатерины и Христа.

▪️ В работе «Святая Екатерина диктует свои диалоги о божественном провидении» ди Паоло изображает диктующую Екатерину, взгляд которой направлен к Христу. Считается, что она диктовала, а не писала сама, потому что находилась в состоянии божественного экстаза. Композиция делится на две части с помощью арок, а арки отделены друг от друга тонкой колонной.

📖 Кроме того, ди Паоло — один из первых иллюстраторов «Божественной комедии» Данте. Он работал над иллюстрациями рая. Примерная дата манускрипта была определена по изображению на одной из миниатюр недостроенного собора во Флоренции — его купол был завершен в 1444 году, значит манускрипт создан около 1440-х. Многие сцены напоминают современные комиксы: мы видим, как развивается судьба персонажа последовательно шаг за шагом.

Мы подготовили несколько книг для тех, кто хочет больше узнать о сиенской школе и ее мастерах. Для изучения сиенской школы придется обратиться к классикам советского искусствознания.

📗 Борис Виппер. Итальянский Ренессанс. XIII-XVI в.
Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры.

📕 Виктор Лазарев. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве
Лазарев — крупнейший искусствовед, исследователь византийской, древнерусского и итальянского искусства эпохи Возрождения. Есть электронная версия.

📜 Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих
Читать Вазари надо аккуратно — он весьма скептически относился к сиенской школе.

Мы многое узнали о мастерах сиенской школы. Пора подвести итоги и вспомнить главное.

🔙 Республика Сиена сложилась в 12 веке, стала быстро богатеть и во всем конкурировать с Флоренцией, в том числе и в живописи. Сиенские художники были патриотами и не «изменяли» своему городу. Их творчество относится к Проторенессансу — периоду перехода от Средних веков к Возрождению.

🔀 В художественной традиции сиенская школа представляет собой смешение трех культур: византийской (из иконописи), готической (из книжной миниатюры) и ренессансной. Византийская традиция связана с сильной религиозной линией в сиенской живописи.

1️⃣ Первым художником, в творчестве которого появляются ренессансные традиции, стал Гвидо да Сиенна. Он считается основателем сиенской школы. В своих работах он выходил за границы византийских канонов, пытался передать объем, уравновешивал композицию, впервые ввел горы, пробовал передать движение, в то время как византийские работы обычно статичны.

2️⃣ Главная фигура сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья. Он стал одним из первых художников, который, оставаясь верным византийским канонам, внес в них изменения, повлиявшие на развитие искусства сиенской школы. Дуччо создал первый и самый сложный по составу алтарный образ «Маэсты», повлиявший на всю сиенскую школу.

3️⃣ Симоне Мартини один из крупнейших представителей сиенской школы 13-го первой половины 14 века и яркий представитель интернациональной готики. Мартини вывел сиенскую живопись на новый уровень благодаря характерности своих героев и индивидуальности образов.

4️⃣5️⃣ Братья Пьетро и Амброджио Лоренцетти — еще два типичных представителя сиенской школы. В их работах много византийского и готического.

▪️ В работах Пьетро два плана и сложные развороты фигур. Но фигуры еще «наезжают» друг на друга, художнику не удается разместить их свободно. В его работах чувствуется влияние Джотто.

▪️ Амброджио Лоренцетти интересовался также и флорентийской школой, неоднократно посещал Флоренцию и даже входил во флорентийскую корпорацию, но во многих его работах хорошо виден стиль сиенской школы.

6️⃣7️⃣ Еще два представителя сиенской школы Андреа Ванни и Джованни ди Паоло. Их объединяет написание святой Екатерины Сиенской, образ которой был очень популярен среди художников.

▪️ Андреа Ванни написал первое изображение Екатерины, с которого началась ее иконография, а Джованни ди Паоло стал один из самых значительных художников сиенской школы 15 века. Его работами позже вдохновлялись экспрессионисты и сюрреалисты, он сделал значительный шаг к переходу от иконы к картине.

8️⃣ Центральная фигура 15 века — художник Стефано ди Джованни Сассетта, в алтарных композициях которого чувствовалось влияние как интернациональной готики, так и флорентийское.

▪️ Похожие черты есть в работах другого сиенского мастера — Маттео ди Джованни.

9️⃣ Еще один сиенский художник 15 века Сано ди Пьетро был современником Сассетты и, скорее всего, его учеником и другом. Он занимался книжной миниатюрой, станковой живописью и росписями таволетт. В его работах также смешивались черты готики, Ренессанса и сиенской школы.

1️⃣0️⃣ Для работ другого сиенского мастера Нероччо де Ланди характерно сочетание лиризма, сиенских традиций и флорентийских. Он был художником, скульптором, расписывал таволетты. В основном писал однотипных Мадонн с младенцем, но в конце карьеры среди работ появились портреты — первые признаки Ренессанса.

⛪️ А лучшим примером перехода от сиенской школы к Ренессансу стал алтарь в Сиенском соборе. Микеланджело выполнил четыре скульптуры для алтаря из 15 задуманных. С точки зрения скульптуры перед нами уже зрелые формы Ренессанса.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;