Сиенская школа живописи
Дуччо ди Буонинсенья
Главная фигура сиенской школы — Дуччо ди Буонинсенья. Он отталкивался от поисков Гвидо да Сиены и усиливал звучание Ренессанса, а его главные произведения связаны с мадоннами. Поговорим о самом художнике и его работах.
👤 Дуччо ди Буонинсенья жил примерно между 1255 и 1312 годом. У него была жена и семь детей, двое из которых стали художниками. Скорее всего, Дуччо был богатым — он владел двумя домами: один унаследовал от отца, а второй купил сам.
🤬 Он был конфликтным человеком. Первый конфликт случился в 1280 году. Из-за чего — непонятно, но на Дуччо наложили очень приличный по размеру штраф — 100 лир. В 1289-м по традициям республики он должен был служить в народном ополчении, но отказался, за что получил еще один штраф на 18 лир и 10 сольди. В 1302 году его оштрафовали за занятия магией.
👨🎓 Дуччо начинал с украшения деревянных ларей и книжных переплетов. Учился мастер, скорее всего, у Чимабуэ. Известно, что он работал в его бригаде с 1270 по 1280 годы над фресками церкви Сан-Франческо в Ассизи.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяДуччо ди Буонинсенья
1. Мадонна Креволе, 1283–1284
2. Мадонна Ручеллаи, 1285
3. Мадонна Строганова, ок. 1300
4. Мадонна франсисканцев, ок 1300
5, 6. Маэста, 1308–1311
Дуччо — один из первых художников, который, оставаясь верным византийским канонам, внес в них изменения, повлиявшие на развитие искусства сиенской школы. Давайте рассмотрим несколько мадонн.
Работа «Мадонна Креволе»
😍 Очень трогательная работа для церкви Санта-Чечилия в Креволе. Иконография образа (образ умиления) не каноничная. По жесту младенца понятно, что ему интересен мир, он взаимодействует с матерью. Это создает ощущение момента игры, который потом будет усиливаться в Ренессансе. Богоматерь превратится в живой образ матери и ребенка.
Дуччо первым прочувствовал сакральную природу матери.
Работа «Мадонна Ручеллаи»
⛪️ Работа написана для церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. «Ручеллаи» — название капеллы, куда работу перенесли в 16 веке. Ранее работа приписывалась Чимабуэ, но сегодня считается произведением Дуччо.
🔀 В соответствии с канонами сиенской школы здесь сочетаются три традиции: византийская (золотой фон), готическая (внимание к деталям: в одеянии Марии появляется золотая канва) и зарождающийся Ренессанс. Веяние Ренессанса привносит новое в иконографию: ангелы поддерживают трон (хотя обычно просто стоят рядом), как будто спускают Мадонну с небес на землю. А боковой ракурс трона — это попытка преодолеть плоскостность.
Работа «Маэста»
🔎 Это классический алтарный образ 13–14 веков. Работа имеет архитектонический вид — готикизированная рамка повторяет очертания самого собора. Алтарь заказывался для главного собора Сиены. Авторство Дуччо подтверждает его подпись на алтаре и договор на работу, по которому картина должна быть написана только рукой Дуччо без привлечения помощников.
👏 Работа имела большое значение для города. Маэста — знаковый образ для сиенской школы, а Богоматерь считается покровительницей Сиены. Дуччо закончил писать 9 июня 1311 года, этот день объявили праздничным, картину торжественно вынесли из мастерской Дуччо и на руках отнесли в Сиенский собор.
😔 Сегодня невозможно увидеть оригинал картины в изначальном виде. Алтарь был размером 3,7 на 4,5 метра и расписан с двух сторон, хотя в то время было принято расписывать только сторону, обращенную к верующим. В 16 веке его перенесли в другое место, а в конце 18 века разобрали. Реставрацию, насколько это было возможно, провели только в 20 веке.
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста, 1308–1311 (фрагменты)
1. Лицевая часть
2. Лик Богоматери 3–9. Фрагменты
Дуччо ди Буонинсенья. Маэста, 1308–1311 (фрагменты)
1–7. Фрагменты из жизнеописания Христа
8. Чудесный улов
9. Успение Богоматери
Дуччо создал первый и самый сложный по составу алтарный образ «Маэсты», повлиявший на всю сиенскую школу. Давайте рассмотрим алтарь поближе, выделим особенности ликов и поговорим о сюжете.
👤 Начнем с особенностей ликов. Лица на алтаре объемные и живые, с тонкой проработкой светотеневой моделировки, которая передает внутренний, духовный свет изящными цветовыми переходами, готическими декоративными элементами (нимбы будто вышиты золотыми нитками).
🔎 Важное отличие от византийской традиции — большое внимание к деталям. Дуччо тщательно прописывает ткани, каждый волосок, вводит много дополнительных элементов. Мастер постарался придать свое выражение лица каждому святому. У апостолов и пророков лица простоваты и напоминают лица обычных горожан. Скорее всего, это вызвано желанием показать, что когда-то все они были обычными людьми.
🤱 Теперь перейдем к сюжету лицевой стороны полиптиха. Здесь изображены сцены из жизни Марии. Сухое повествование сменяется на лирический рассказ. Слева — евангелист Иоанн. Он выполнен в восточной традиции, в виде старика с бородой, тогда как в западной традиции его обычно изображали молодым. Апостол Павел изображен с мечом — меч как символ слова Божия. Екатерина Александрийская написана с пальмовой ветвью. С правой стороны Иоанн Креститель, апостол Петр с книгой, святая Агнесса с медальоном и ангелы.
😇 На оборотной стороне изображена жизнь Христа, хотя обычно события, связанные с историей Христа, размещают на лицевой стороне. В сюжетике Дуччо не нарушает византийскую традицию, но вносит свою интерпретацию. Создается ощущение, что художник хотел вместить в сюжет как можно больше деталей. Его интересовал максимально подробный рассказ.
▪️ В «Чудесном улове» он совмещает две истории: сам чудесный улов и в то же время апостола Петра, который идет по воде.
▪️ В «Воскрешении Лазаря» пишет вокруг происходящего чуда толпу людей. Появляются «периферийные» люди, наличия которых не требовала классическая иконография. Эти люди беседуют.
▪️ В «Короновании» Дуччо пытается передать перспективу (люди стоят как перед колонной, так и за ней) и использует театральную коробку, внутри которой разворачивается действие — такой же прием будет использовать Джотто.
▪️ В «Снятии с креста» заметна попытка показать реальное страдание, эмоции. Византийская икона старалась показывать страдание с точки зрения вечности, немного отстраненно. А здесь все очень по-человечески.
▪️ Сцену «Воскресение. Сошествие во ад» Дуччо решает по-своему. Он показывает ад как реальную пещеру с арочным проходом. Поверх врат Христос попирает Сатану, а из арки выходят праведники.
▪️ В «Успении Богоматери» ощущается переживание реальной смерти Богоматери. Христос держит на ладони душу Богородицы. В византийской и русской традициях душа представлена в виде запеленутого младенца. Здесь же она изображена в образе девочки. Позже этот сюжет исчезнет и заменится воскресением Богородицы.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день