angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сиенская школа живописи

Пьетро и Амброджио Лоренцетти

Еще два типичных представителей сиенской школы — братья Пьетро и Амброджио Лоренцетти — в их работах много византийского и готического. Посмотрим, что особенного в их фресках и чье влияние там особенно заметно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Пьетро Лоренцетти

1. Алтарь из церкви Санта-Мария-делла-Пьеве, 1320
2. Распятие, ок. 1320
3. Взятие Христа под стражу, ок. 1320
4. Тайная вечеря, ок. 1320
5. Благовещение, ок 1320
6. Вход в Иерусалим, ок. 1320
7. Оплакивание, ок 1320
8. Снятие с креста, 1320
9. Мадонна со святыми, 1328–1329
10. Рождение Марии, 1342

👤 О жизни Пьетро Лоренцетти почти ничего не известно. Предполагается, что он был учеником Дуччо и современником Симона Мартини. Первая датированная работа Пьетро — полиптих в церкви Санта-Мария-делла-Пьеве в Ареццо.

⛪️ Его самая известная работа — цикл «Страсти Христовы» в Ассизи. Как и все художники, работавшие в Ассизи, Пьетро испытал влияние Джотто. Особенно это видно в сравнении «Распятия» Лоренцетти и «Оплакивания» Джотто. Синий фон, похожие ангелы, у каждого из них свое эмоциональное переживание.

↔️ Пьетро пытается «раздвинуть» пространство. Для этого он перенаселяет свои картины персонажами. Создание многофигурных композиций — один из самых первых приемов работы с пространством. Пытаясь разместить всех на картине, художник начинал работать с планами и ракурсами.

📐 В работах Пьетро можно увидеть два плана и сложные развороты фигур. Но фигуры еще «наезжают» друг на друга, художнику не удается разместить их свободно. Во «Взятии Христа под стражу» толпа почти «вываливается» из картины.

▪️ Еще одна проблема, с которой не удастся справиться ни Лоренцетти, ни Джотто, — это нимб. При развороте фигуры нимб остается неподвижным.

👍 Самая интересная композиция серии — «Тайная вечеря». Это неклассическая иконография — обычно апостолы размещаются за вытянутым столом, а здесь они сидят по кругу. В работе заметно внимание к деталям, характерное для сиенской школы, и спряжение сакрального и бытового. В левом углу слуга кормит кошку и собаку остатками еды. Присутствуют элементы пейзажа.

🔀 В станковой живописи Пьетро так же чувствуется влияние Джотто, но с «сиенским колоритом». Работа «Мадонна со святыми» из сиенской пинакотеки похожа на «Мадонну Оньисанти» Джотто.

🔚 Последнее точно датированное произведение — работа «Рождение Марии» для Сиенского кафедрального собора. Пьетро помещает событие в сиенский дом, в простую комнату (так же делал и Джотто). Таким образом художник придает религиозному сюжету бытовое звучание. Пространство он моделирует с помощью элементов архитектуры: арок, колонн, коридора, в котором общается Иосиф и слуга.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Пьетро Лоренцетти. Распятие, 1320
2. Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа, 1306
3. Пьетро Лоренцетти. Мадонна со святыми, 1328–1329
4. Джотто ди Бондоне. Мадонна Оньисанти, 1306–1310

Амброджио Лоренцетти

1. Мадонна с младенцем, 1319
2. Принесение во храм, 1342
3. Благовещение, 1344

Амброджио Лоренцетти интересовался также и флорентийской школой, неоднократно посещал Флоренцию и даже входил во флорентийскую корпорацию, но во многих его работах хорошо виден стиль сиенской школы. Давайте на них посмотрим.

🔙 Имя Амброджио Лоренцетти нигде не упоминается до 1319 года, но, по всей видимости, он родился примерно в 1295 году и умер в 1348-м во время чумы. Первое подписанное им произведение — «Мадонна с младенцем». Она совсем непохожа на его более поздние произведения, в ней еще нет того изящества, которое присуще сиенской школе.

🔎 В работе «Принесение во храм» пространство построено более зрело. Заметно много деталей и обманок, создается ощущение инкрустации мрамором, хотя перед нами двухмерное пространство. Можно выделить тонкую проработку одежды, индивидуальность ликов.

🔍 Работу «Благовещение» из Сиенской пинакотеки можно сравнить с «Благовещением» Симоне Мартини, но у Лоренцетти более камерная и интимная композиция, в ней нет дополнительных персонажей. Если у Мартини Богородица противится словам архангела, то здесь мы видим принятие: руки сложены на груди, лицо обращено к духу. Сакральный смысл усиливается золотым фоном — это символ внутреннего света и света божественного. Заметна попытка работы с пространством (пол в виде шашечек), но золотой фон перекрывает глубину.

1. Амброджио Лоренцетти. Благовещение, 1344
2. Симоне Мартини. Благовещение, 1333

Амброджио Лоренцетти, 1337–1339

1, 2. Аллегория доброго правления
3, 4. Аллегория дурного правления
5. Аллегории в интерьере

Амброджио Лоренцетти известен также и как монументалист — он оформлял зал Девяти в палаццо Публико. Давайте посмотрим на эти работы.

🏰 Зал Девяти — это зал назначений, центр политической жизни республики, здесь выбирали правителя. Амброджио изобразил аллегории хорошего и плохого правления. Жанр аллегории не характерен для Средних веков, интерес к нему проявится чуть позже, в начале эпохи Ренессанса.

👍 На фреске «Доброе правление» художник изображает, что будет, если выбрать правильного правителя. Город процветает, товары привозятся и продаются, люди танцуют, царит правосудие. Все события разворачиваются на улицах Сиены: в левом верхнем углу видно купол и кампанилу Дуомо. На троне — царь-воин, вокруг него символы добродетелей, а у ног — сиенская волчица.

👎 На другой стене аллегория «Дурное правление» — полная противоположность. Если выбрать плохого правителя, то на троне окажется дьявол, и придется пожинать плоды. В городе обваливаются здания, солдаты арестовывают на улице женщину, мертвая земля не знает урожая, но страдает от конфликтов и гражданских войн. Разрушается само государство.

☝️ Работы Амброджио — это орудие политической пропаганды. Они напоминали о том, что будет, если выбор окажется неправильным.

Таволетты — особенность сиенского искусства

1. Джулио ди Пьетро. Отец Уго, казначей из аббатства Сан-Гальгано, 1258
2. Амброджио Лоренцетти. Справедливое управление, 1344
3. Джованни ди Паоло. Gabella, 1440
4. Франческо ди Джорджио Мартини. Мадонна защищает Сиену от землетрясений, 1467
5. Бенвенуто ди Джованни. Финансы города во время мира и во время войны, 1468

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;