Сиенская школа живописи
Сиена и особенности местной школы
Сиена постоянно конкурировала с Флоренцией за первенство в Тоскане. Посмотрим на устройство города и его главные центры, обсудим особенности сиенской школы и начнем знакомиться с художниками.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Дуомо
2–4. Интерьеры Дуомо
5, 6. Пол
7. Пьяцца дель Кампо
8. Палаццо Публико
🔙 Республика Сиена сложилась в 12 веке, стала быстро богатеть. Особенность застройки Сиены позволяет даже сегодня почувствовать себя в эпицентре средневекового города. Такая атмосфера сохраняется за счет того, что новые здания возводились только за пределами средневекового ядра.
↔️ У старой Сиены два центра. В 14 веке Сиена приобрела черты города эпохи Ренессанса и к средневековому городскому центру — Дуомо (кафедральному собору) добавился второй — площадь Пьяцца дель Кампо с ратушей.
1️⃣ Дуомо — визитная карточка Сиены. Собор визуально отражает уходящее Средневековье и зарождающийся Ренессанс. Его начали строить в 1229 году и завершили в конце 14 века. Собор посвящен Успению Пресвятой Богородицы.
⛪️ Это одно из первых готических сооружений в Италии. А точнее, это романский собор с готическими элементами. Форма базилики пришла от романской архитектуры, а полосатая раскраска здания — от готики. Купол собора перекликается с куполом Санта-Мария-Маджоре во Флоренции. Чередование черной и белой кладки на фасаде здания напоминает флаг Сиены. Автор собора — Джованни Пизанно, который выступал прежде всего как художник, а не как архитектор.
👀 Самое впечатляющая часть собора — пол. Он отделан мрамором разных цветов и пород. Сиенские мастера поместили на пол те сюжеты, которые должны были быть на стене: темы Священного писания, сивилл, пророков, сиенскую волчицу. Волчица как символ Сиены в центре, а вокруг 12 итальянских городов, в том числе и вечный соперник Флоренция. Именно так видели себя сиенцы — центром всей Италии.
2️⃣ Второй городской центр — Пьяцца дель Кампо с ратушей 14 века Палаццо Публико и фонтаном. Пьяцца дель Кампо сделана в форме сковороды и стала первой площадью, ориентированной на общественную жизнь.
🔔 Колокольня ратуши называется Торре-дель-Манджа, и до Нового времени это была самая высокая колокольня в Италии. Название башни дословно можно перевести как «башня-обжора».
🏰 Дворец Палаццо Публико — «дворец для народа», резиденция Совета Девяти. Там жил подеста — наемный градоначальник. Реально республикой управлял Совет Девяти, а градоначальник не мог диктовать свою волю.
Сиенские художники были патриотами и не «изменяли» своему городу. Они обладали особым мировоззрением и религиозной идеологией. Поговорим об особенностях сиенской школы чуть подробнее.
↪️ Сиенская школа относится к Проторенессансу. Этот термин ввел историк конца 19 — начала 20 века Якоб Буркардт, чтобы обозначить период перехода от Средних веков к Возрождению.
🔀 В художественной традиции Сиенская школа представляет смешение трех культур: византийской (из иконописи), готической (из книжной миниатюры) и ренессансной. Византийская традиция связана с сильной религиозной линией в сиенской живописи.
▪️ Иконопись Византии была образцами для всего христианского православного мира. Считалось, что византийские иконописные образы наиболее достоверно передают лик Христа и обладают чудодейственной силой.
1. Гвидо да Сиена. Маэста, предположительно 1221
2. Иконописный образ «Похвала Богоматери»
3. Иконописный образ «Одигитрия»
Первым художником, в творчестве которого появляются ренессансные традиции, и основателем сиенской школы стал Гвидо да Сиена. Посмотрим на характерные черты школы в его работах.
🤱 Художники сиенской школы часто изображают Мадонну. Гвидо да Сиена активно использовал изображение Мадонны с младенцем на троне. Он создал свою «Маэсту», в которой соединил два византийских иконографических образа — «Похвалу Богоматери» и «Одигитрию» (путеводительницу). От «Похвалы» он взял дополнительных персонажей, а от «Одигитрии» — жест. «Маэста» очень большого размера — 2,8 х 1,9 метра.
❓ По поводу авторства «Маэсты» нет единого мнения. На картине стоит дата — 1221 год. Но сам лик был написан во второй половине 13 века. Кто-то считает, что первоначальный лик был переписан позднее, а кто-то, что вся работа — это копия с первого образца, где скопировали и дату.
🙏 Еще одна работа работа художника — «Поклонение волхвов». Здесь Гвидо да Сиена уходит за границы канонов. «Поклонение» — традиционно очень повествовательный сюжет: волхвы долго были в пути, пришли, затем состоялась встреча и поклонение. Гвидо же сужает рамки до сцены прибытия.
🔎 Можно выделить еще несколько особенностей работы. Гвидо да Сиена впервые пытается передать объем (в трактовке зданий справа), уравновешивает композицию (справа здания, слева — гора), впервые вводит горы (на одной дерево, вторая усыпана цветами).
🚶♂️ Также можно увидеть попытку передать движение, в то время как византийские работы обычно статичны. Здесь же один из волхвов упал на колени, второй идет, третий оборачивается и смотрит на лошадей.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день