Сиенская школа живописи
Симоне Мартини
Симоне Мартини — один из крупнейших представителей сиенской школы 13-го — первой половины 14 века и яркий представитель интернациональной готики. Немного поговорим о личности и обсудим его главные работы.
Симоне Мартини
1, 2. Мадонна с младенцем из Сиенской пинакотеки, 1308–1310
3. Мадонна Милосердия
👤 Мартини родился предположительно в 1284 году в Сиене и умер в 1344 году в Авиньоне. Не известно, чем занимался художник первые 30 лет жизни — есть версия, что был учеником Дуччо.
👏 Мартини прославился как монументальный живописец. Он работал в Палаццо Публико и храмах Сиены, а также в Неаполе, Орвието, Ассизи, Авиньоне. Мартини часто писал образы Богородицы.
🔀 В работе «Мадонна из Сиенской пинакотеки» есть все три компонента сиенской школы. Византийская традиция отображается в палитре (темный цвет накидки Богородицы, красный цвет одеяния Христа). Еще один фирменный знак византийской школы — золотая штриховка (ассист) на одежде и золотой фон. От Ренессанса в изображении утонченность жеста — большая рука Мадонны нежно держит маленькую ручку Христа. От готики — нимб, будто инкрустированный драгоценными камнями.
©️ Работа «Мадонна Милосердия» — аналог православной иконы «Покров Божией Матери», где Богородица выступает как заступница и закрывает своим пологом верующих.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Что такое интернациональная готика
Симоне Мартини
1, 2. Маэста, 1315
3. Гвидориччо да Фольяно, после 1326
Симоне Мартини тоже обращался к классической для сиенской школы иконографии — Маэсте. Он внес дополнительную деталь — покров, под котором собрались святые. Поговорим о работе Мартини для Палаццо Публико.
🔎 В творчестве Симоне Мартини очень сильны готические влияния. Детали выписаны очень скрупулезно: орнамент на троне, одеяние Богородицы, будто сотканное из тонкого золотого кружева, написано очень натуралистично — возникает желание к нему прикоснуться. Чтобы добиться такой натуралистичности, Симоне подмешивал в штукатурку битые стеклышки и свинец. К влиянию готики можно отнести и архитектоническую форму трона — он повторяет силуэт Дуомо.
🏃♂️ Черты Ренессанса проступают в трактовке образов. Они очень индивидуальны (но не портретны!). Мартини использует разнообразные повороты голов и тел, что делает композицию более динамичной.
👸 Мартини дает отличное от Дуччо толкование Мадонны — более готическое. Это не «иконная» Мадонна, а «придворная». Ее трон под балдахином напоминает трон королевы, святые — придворных, а сама она — правительницу.
💐 Образ Мадонны у Мартини перекликается с культом Прекрасной Дамы, популярным в эпоху позднего Средневековья. Два ангела преподносят ей цветы на золотых блюдах, сама Мадонна написана очень чувственно. Кажется, что художник восхищается не только духовностью Мадонны, но и любуется ее красотой.
🐎 Еще одна работа в Палаццо Публико, которая, предположительно, принадлежит Мартини — «Гвидориччо да Фольяно». Изображение интересно и с точки зрения композиции, и с точки зрения жанровой принадлежности. Сложно однозначно определить жанр работы. Это и исторический контекст, и городской пейзаж, и портрет одновременно. Скорее всего, художник изобразил Гвидориччо с портретными чертами.
↔️ Композиция построена горизонтально, так как автор рассказывает о достижениях полководца и подчеркивает растянутость происходящего по времени. Полководец изображен рядом с двумя крепостями, которые он успешно завоевал: Монтемасси и Сассфорте.
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение (триптих), 1333
Триптих «Благовещение» в галерее Уффици — самое известное произведение Симоне Мартини. Поговорим о нем немного подробнее.
🤝 Исследователи полагают, что Мартини работал над триптихом вместе с Липпо Мемми — братом своей жены. Скорее всего, Липпо написал две боковые фигуры святых: Ансано (покровителя Сиены) и святой Джулитты.
📖 Это западная трактовка сюжета. В восточном христианстве в момент Благовещения Богородица пряла пряжу, из которой потом будет соткан занавес в Иерусалимском храме. Поэтому у нее в руках обычно изображают пряжу. В западной трактовке она в этот момент читала пророка Исайю и раскрыла книгу на словах его пророчества.
🔎 Посмотрим на еще несколько нюансов. Драпировка архангела слегка развевается за спиной — художник подчеркивает момент, что архангел только-только приземлился. Между Богородицей и архангелом ваза с белой лилией — символ Богородицы. В верхней части пустое место — этот медальон не сохранился, но возможно, там было изображение Бога Отца.
🔀 Здесь тоже заметны и готические, и византийские черты. Архитектоническое обрамление напоминает ритмы готической архитектуры, в которых вы можете уловить схожесть с Дворцом дожей в Венеции. Повторяется трактовка Богородицы как Прекрасной Дамы — ангел изящно преподносит ей цветы, а она так же изящно от него отстраняется. Византийская традиция отражается в обилии золота (фон и детали).
®️ В работе можно видеть «фирменный знак» Симоне Мартини. Это тип лица: глаза узкие и слегка раскосые. При взгляде на лик Богородицы возникает ощущение, что она не очень довольна появлением архангела. Возможно, это попытка художника изобразить испуг — такая реакция Богоматери станет популярной среди художников эпохи Возрождения.
Симоне Мартини, ок. 1317
1. Святой Мартин делит свой плащ с нищим
2. Чудо воскрешения мальчика
3. Сон святого Мартина
4. Видение святого Амвросия
5. Смерть святого Мартина
6. Кардинал Джентиле Партине да Монтефьоре перед святым Мартином
7. Посвящение в рыцари
8. Отречение святого Мартина от оружия
9. Похороны святого Мартина
Симоне Мартини работал над росписями базилики святого Франциска в Ассизи. Комплекс состоит из верхней и нижней церквей и крипты. Верхнюю церковь расписывал Джотто, а над нижней работало несколько художников, одним из которых и был Симоне Мартини. Посмотрим на его фрески.
👏 Мартини создал для капеллы 10 сцен из жизни святого Мартина и несколько других фресок. Считается, что первоначально Мартини прибыл в Ассизи для подготовки рисунков витражей капеллы Мартина Турского. Но по всей видимости, заказчику так понравились рисунки, что он поручил ему и роспись самой капеллы.
▪️ Мартин Турский — очень популярный святой. Для его иконографии характерно изображение святого в образе римского воина, который отрезает часть своего плаща, чтобы поделиться им с нищим.
🆕 В этих фресках можно увидеть новые черты творчества Мартини. Он работает с пространством, использует архитектурные кулисы, синий фон. Очевидно, на художника повлияла манера Джотто в Верхней капелле, но Мартини делает это не так смело. Он также пытается передать разные эмоции (лица людей в толпе в сцене исцеления мальчика).
💪 Самый сильный эмоциональный образ — спящий Мартин Турский. Художник представляет очень житейский момент, когда человек заснул. И тут же мы видим на его плече руку, которая аккуратно и нежно его будит.
▪️ Дополнительно Мартини написал и донатора — кардинала Джентиле Партине да Монтефьоре, бывшего францисканского монаха. Ему поручили привезти папскую казну в Авиньон, но по дороге кардинала убили. На фреске он стоит на коленях перед святым Мартином, прося у него благословения.
Последняя из известных станковых работ — «Святое семейство». Поговорим о ней немного подробнее, а потом подытожим творчество художника.
👨👩👦 У работы редкая трактовка сюжета. Мартини изображает момент, когда Христос вернулся домой после того, как пропал на несколько дней, и родители не знали, где его искать.
🏠 Это житейская сцена: Мария расстроена поведением сына, книга в ее руках открыта на странице со строками «За что ты так с нами». Иосиф смотрит на ребенка укоризненно. При этом его рука нежно обнимает мальчика, как бы показывая безусловную любовь к сыну, несмотря ни на что.
👏 Симоне Мартини сделал блестящую карьеру, был известен по всей Европе и получал много заказов. В 1344 году он написал завещание — дом, виноградники и приличную сумму денег он оставил своей жене и племянникам — детей у него не было.
⬆️ Симоне Мартини вывел сиенскую живопись на новый уровень благодаря характерности своих героев и индивидуальности образов.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день