Проблема общественного прогресса
Критика теории прогресса
Почему теория прогресса в 20 веке перестала устраивать философов? Поговорим о критике теории прогресса. Узнаем, в чем мыслители 20 века были с ней не согласны и какие альтернативы предлагали.
🌅 В 20 веке вера в светлое будущее угасла. Пионеры теории прогресса зачастую ощущали себя не столько учеными, сколько пророками и даже спасителями человечества, призванными ускорить грядущее, более счастливое, более прогрессивное состояние. Социальная действительность в 19–20 веках не всегда подтверждала оптимистические ожидания, заключенные в прогрессистском мировоззрении. Две мировые войны, глобальные кризисы, экзистенциальный вакуум — все это поколебало веру в лучшее будущее и стремление к нему.
📌 Причины разочарования в концепции прогресса. Эрих Фромм в книге «Иметь или быть» (1976) перечисляет основные причины разочарования в концепции прогресса 👇
🔹 Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.
🔹 Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.
🔹 Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается.
🔹 Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности — или обе вместе — способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.
📌 Направления критики. Среди философов различных школ можно выделить три направления критики учения о прогрессе 👇
1️⃣✍️ Сциентистское: теория прогресса ненаучна.
2️⃣🙏 Религиозно-философское: теория прогресса основана на ложных ценностях.
3️⃣👎 Критически-социологическое: теория прогресса неверна.
Рассмотрим подробно сциентистскую критику теории прогресса.
🧬 Сциентизм — философское направление, превозносящее величие научного знания и стремящееся превратить философию в строгую науку.
С точки зрения сциентизма, теория прогресса обладает двумя важными недостатками 👇
1️⃣ Она оперирует ценностными понятиями — «высшее состояние», «конечная цель», «лучшее будущее» и т.п..
2️⃣ Она принципиально нефальсифицируема — невозможно даже гипотетически опровергнуть утверждения этой теории при помощи каких-либо экспериментов. Сторонники прогресса всегда могут сказать, что эксперимент ничего не доказывает, что светлое будущее все равно обязательно наступит — надо только подождать.
Рассмотрим мнения нескольких мыслителей, критикующих теорию прогресса с точки зрения сциентизма 👇
⚖️ Огюст Конт, основоположник научной социологии, писал: «следует устранить эти пустые рассуждения и под понятием совершенствования (прогресса) мыслить лишь идею постоянного гармонического развития различных сторон человеческой природы сообразно законам эволюции».
🌿 Питирим Сорокин, который в ранние годы был сторонником сциентизма, критиковал понятие прогресса как «нормативное», предписывающее нам некоторые представления о том, что правильно, а что нет. Он тоже призывал заменить в социологии данное понятие нейтральным термином «эволюция».
🧱 Карл Маркс, будучи сам сторонником теории прогресса, предостерегал от некритического использования этого понятия: «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции».
📈 Владимир Ленин вслед за Марксом утверждал, что «представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно».
🔬 Карл Поппер считал, что понятие прогресса не позволяет формулировать проверяемые научные гипотезы. Он говорил, что законов развития общества в целом не существует, поэтому предсказывать будущее невозможно. В обществе существуют не законы, а тенденции, то есть статистически выражаемые направления социального изменения.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теория прогресса изначально рождалась как отрицание христианской эсхатологии — учения о конце света. Но в 20 веке многие религиозные философы пришли к убеждению, что в эсхатологии больше смысла, чем в прогрессе. Посмотрим на их аргументы 👇
🔄 Прогресс — это подмена трансцендентного имманентным. В начале 20 века немецкий философ и теолог Эрнст Трёльч писал, что прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности».
🥕 Цель прогресса — состояние, которое никогда не сможет наступить. Русский религиозный философ Сергей Булгаков, пройдя в своих убеждениях путь «от марксизма к идеализму», пришел к выводу, что теория прогресса несет людям подмену ценностей. Она обещает смысл истории в бесконечном движении к высшему идеальному состоянию, но умалчивает о том, что это состояние в принципе никогда не сможет наступить. Идея прогресса похожа на морковку, которую привязывают на длинной палке перед носом осла, чтобы тот продолжал двигаться вперед.
☠️ Бесконечный прогресс есть торжество смерти, а не жизни. Получается, что каждое поколение проливает пот и кровь ради счастья следующего, а оно — ради еще более отдаленных поколений, и так до бесконечности. Наступит ли когда-нибудь время, когда можно будет не умирать ради будущего, а жить? Цитируя Достоевского, Булгаков вопрошает: неужели смысл истории в том, чтобы «унавозить собой будущую гармонию»? Примерно в том же ключе рассуждает Николай Бердяев: «суть общественного развития — не бесконечное умножение материальных благ, но просветление самого материального мира и воссоединение его с Богом».
После Второй мировой войны некоторые влиятельные мыслители, например, Теодор Адорно, выразили сомнения в реальности социального прогресса.
🔎 Критическая социология. Адорно был основателем Франкфуртской школы, методом которой стала «критическая социология». Она пыталась не просто изучать общество, но также изучать понятия и методы, с помощью которых мы изучаем общество. И она обнаружила, что чаще всего наша «оптика» рассмотрения общественного развития основана на ложных и вредных идеологических допущениях. Идея прогресса — одно из таких допущений.
🌿 Подавление природы человека. В работе «Диалектика Просвещения» (1947) Адорно и его коллега Макс Хоркхаймер пишут о том, что логическая и техническая «аппаратура подавления» внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Прогресс — не торжество свободы и разума, а усугубляющееся безумие тоталитаризма и «фашизоидного капитализма».
📺 Отмирание рефлексии. Адорно был убежден, что в ходе так называемого «прогресса» на самом деле осуществляется отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише. Идет формирование «массовой культуры» и «тоталитарного сознания» с целью обеспечить подходящую картину мира для человека в «управляемом обществе».
🙋🏻♂️ В этой части мы рассмотрели несколько направлений критики теории прогресса. Аргументы какого философа показались вам наиболее убедительными?
🙅🏻♂️ Может, критика теории прогресса не смогла изменить вашего мнения, и вы считаете, что человечество все-таки должно стремиться к прогрессу?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день