Проблема общественного прогресса
Критерии прогресса
Прогресс относится к разным сферам человеческой жизни — духовной, политической, экономической. Какими критериями определяется движение общества от низшего к высшему? В этой части узнаем это.
Последователи идеалистического подхода утверждают, что прогресс определяет дух или разум. Рассмотрим несколько таких концепций 👇
😇 Божественный разум. Ход истории определяет божественный разум. Такая позиция характерна для религиозной философии. Например, средневековый философ и богослов Аврелий Августин говорил, что вся история — это борьба двух сил, он называет их «Град Земной» и «Град Божий». «Град Земной» — это сообщество людей, основанное на любви к себе, доведенной до презрения к Богу. «Град Божий» — сообщество людей, основанное на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Два Града можно представить как государство и церковь. Августин видел смысл истории в их борьбе. «Град Божий» должен победить, чтобы показать, что любовь к Богу важнее, чем любовь к самому себе. Альтруизм и подвижничество должны победить эгоизм и корыстолюбие.
👥 Общественный разум. Секулярный подход говорит, что историей движет разум, но не божественный, а общественный — общественный договор и институты, такие как государство, право, мораль. Когда они совершенствуются, люди становятся более свободными и счастливыми. Также прогресс общественного разума проявляется в технологиях и хозяйстве, но не сводится к этим чисто утилитарным проявлениям.
✨ Абсолютный дух. «История есть прогресс духа в осознании свободы». Георг Гегель утверждает, что невидимая рука, направляющая историю — это Абсолютный дух. Абсолютный дух — разумное первоначало, которое, с одной стороны, не является Богом, а с другой, не сводится к человеческому и общественному интеллекту. Это самодостаточная духовная субстанция. Также ее называют Мировой разум. Люди совершают поступки и думают, что ими движут их собственные интересы, но на самом деле ими управляет Мировой разум. Представим, что человек хотел поджечь дом своего соседа, но в его действия вмешался Абсолютный дух — вместо одного дома сгорела вся деревня и его собственный дом. Тонкие нити поступков сплетаются в огромный пестрый ковер исторических судеб. Мировой разум заранее все распределил и спланировал. Гегель считает, что человек может творить историю, когда следует не своим индивидуальным прихотям, а слышит внутри себя дух эпохи, дух времени.
Рассмотрим материалистические концепции, которые опираются на материальные критерии прогресса.
🏭 Критерий прогресса — развитие производительных сил. Маркс не спорит о том, что первично — вещи или идеи. Его волнует другой вопрос: что первично — бытие или сознание? Макс рассматривает мир в динамике, бытие и сознание оказываются аспектами человеческой жизнедеятельности. Определяющим фактором жизнедеятельности людей Маркс видит бытие: «Бытие определяет сознание».
Маркс выделяет две составляющие общественного развития 👇
👨🏻🔧 Базис — производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — человек и его способности (ум, сила, ловкость, выносливость) и технологии, которые человек использует во время труда (станки, машины). Производственные отношения — это способ организации труда.
👨🏻🎨 Надстройка — это все, что оказывается вне трудовой деятельности — государство, право, искусство, религия, наука, философия.
➡️ Маркс убежден, что базис определяет надстройку. Развитие культуры, искусства, законов — это лишь следствие развития экономического базиса.
🎯 Маркс четко разделял критерии прогресса и цель прогресса. Его критерии прогресса материалистические, но смысл прогресса он видит не в развитии техники, а в освобождении человеческого труда, в создании условий для свободного развития личности.
☀️ Критерий прогресса — количество осваиваемой за год энергии на душу населения. Американский исследователь, основоположник современной культурологии как науки Лесли Уайт был впечатлен успехами современной физики, в частности, термодинамикой Больцмана. Он проецирует понятие энергии и закон неубывания энтропии на жизнь культуры. Энтропия — мера необратимого рассеивания энергии или бесполезности энергии.
🚰 Закон неубывания энтропии. В нашем мире в замкнутых системах всем структурам свойственно разрушаться, а энергии свойственно рассеиваться. Легко разлить воду из стакана на пол, но сделать так, чтобы стакан сложился из осколков и разлитая вода сама собралась обратно, невозможно. Если соединить теплое тело и холодное, произойдет теплообмен и различие температур между ними сгладится. Вселенная, с точки зрения Лесли Уайта, должна стремиться в конечном счете к состоянию «киселя», где вещество и энергия будут распределены равномерно, не будет никаких скоплений планет и звезд, а только рассеянные в бесконечном пространстве атомы.
⭕️ Лесли Уайт говорит, что культура — это своего рода замкнутая система, а значит для поддержания своего существования ей необходима постоянная энергия. Уайт утверждает, что главный критерий прогресса — количество осваиваемой за год энергии на душу населения. Оно зависит от того, сколько энергии Солнца человечеству удается уловить и как эффективно получается ее использовать. Рассмотрим пример 👇
🍏 Когда человек занимается собирательством, он в небольших объемах собирает плоды, которые переработали солнечную энергию. Когда происходит переход к земледелию, энергия Солнца используется более эффективно — человек выращивает культивированные растения, которые приносят больший урожай, и полностью его собирает.
Подобным образом рассуждал ученый Николай Кардашëв. Заглядывая далеко в будущее, он выделил три типа цивилизаций в масштабах Вселенной 👇
1️⃣🌍 Цивилизация первого типа использует все доступные энергетические ресурсы своей планеты. На данном этапе человек использует энергию рек, атомную энергию из всех радиоактивных элементов, которые есть на планете, и даже энергию ядра планеты.
2️⃣☀️ Цивилизация второго типа использует всю энергию своей звезды. Представьте, что мы перешли от использования ресурсов своей планеты к улавливанию всей энергии, которая излучается Солнцем. Цивилизация такого типа смогла бы построить сферу Дайсона — тонкую сферическую оболочку большого радиуса, которая могла бы улавливать всю энергию Солнца.
3️⃣🌌 Цивилизация третьего типа способна использовать всю энергию своей Галактики.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Многие философы отказались от противопоставления материалистических и идеалистических критериев и искали более частные и конкретные критерии.
Рассмотрим некоторые из них 👇
💁🏻♀️ Гуманистические критерии рассматривают человека как главное действующее лицо истории. Например, Иоганн Гердер видел смысл прогресса в реализации идеала гуманности. Людвиг Фейербах одной из задач прогресса считал преодоление религии. Он утверждал, что религия — яд, это отчуждение человеческой сущности от самого человека. В религии человек все свои самые лучшие проявления отрывает от себя, доводит до предельного совершенства и наделяет ими выдуманную фигуру.
👑 Политические критерии исходят из того, что отдельно взятый человек мало что значит в жизни общества, а политические системы оказывают воздействие на огромные территории, целые поколения и большие группы людей. Критерий прогресса — совершенствование политико-правовых основ общества и построение правового государства. Иммануил Кант считал, что это главные критерии прогресса — правовой порядок и вечный мир. Французский политический деятель Алексис де Токвиль утверждал, что главный критерий прогресса — социальное равенство.
⚙️ Научно-технические критерии утверждают, что развитие науки, расширение научных знаний и научных теорий и есть главный критерий прогресса. Такого мнения придерживался философ Огюст Конт. Он полагал, что на место религии должна прийти наука об обществе — социология. Она должна не только рассказать человечеству правду о том, как устроена реальность, но и помочь ему построить научно-индустриальное общество, где всем будут править ученые. Похожие идеи высказывал ученый Торстейн Веблен. Он мечтал, что когда-нибудь миром будут править инженеры. Он утверждал, что ценна не теоретическая наука, а инженерия — умение удовлетворять потребности и решать проблемы с помощью науки.
Суммативные теории прогресса
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день