angle-down facebook instagram vkontakte warning

Проблема «сознание-тело»

Концепция параллелизма

Декарт бросил своим последователям вызов. С одной стороны, он показал, что тело и сознание разнородны, с другой — что связь между ними есть. Узнаем, как философы пытались найти эту связь, искусственно достроить ее или объяснить, что её нет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🚧 Параллелизм. Учения, которые мы обсудим, объединяет концепция параллелизма. Она говорит, что жизнь сознания и жизнь тела независимы друг от друга, потому что они принципиально гетерогенны — соединить их можно лишь внешним образом.

💡 Связь между телом и сознанием внешняя. Французский философ и богослов, католический священник Николя Мальбранш (1638–1715) — пытался разрешить проблему связи тела и сознания через богословские понятия. Мальбранш утверждал, что, если мы не находим внутренних механизмов связи между сознанием и телом, эта связь может быть только внешней.

🙌 Окказионализм Мальбранша. Сознание и тело связывает третья высокая и абсолютная субстанция, по отношению к которой они являются производным. Согласно Мальбраншу, такая субстанция — Бог. Каждый раз, когда нужно согласовать факты сознания и физические факты тела, непосредственно вмешивается Бог. Бог — всемогущее существо, он может находится везде одновременно и в каждую секунду в каждом отдельном случае связывать сознание и тело. Это учение получило название окказионализм (от лат. occasio — «случай»).

🗣 «Ни пошевелить пальцем, ни произнести даже слог; увы, если Бог не придет к вам на помощь, вы будете делать лишь тщетные усилия и замышлять бессильные желания... вы будете неподвижным и мертвым, если Бог не захочет согласовать Свое желание с вашим, Свою всегда действенную волю с вашей всегда бессильной». (Мальбранш «Беседы о метафизике и религии» 1688)

Теоретически это непротиворечивая концепция, но к ней есть несколько замечаний 👇

😣 Неужели Бог только и делает, что осуществляет связь между сознанием и телом? Неужели, каждый раз, когда кто-то захочет чихнуть или моргнуть, он молниеносно действует так, что у человека остается абсолютно устойчивое ощущение того, что движение тела произошло по его собственной воле?

🔗 Все причинные связи в мире существуют только потому, что Бог реализует их в каждый момент? Согласно Николя Мальбраншу, получается, что Бог отвечает за все причинные связи, в том числе и между материальными предметами. Когда один бильярдный шар катится, ударяет другой, и он начинает движение — их взаимодействие организуется внешним образом, при помощи Бога. Если убрать из этой картины мира Бога, то останутся лишь материальные и духовные субстанции, которые будут каузально бесплодны и не смогут производить никакие следствия.

Готфрид Вильгельм Лейбниц превращает две субстанции Декарта в бесконечное множество элементов, составляющих единое целое. Рассмотрим его учение о монадах и теорию предустановленной гармонии.

💎 Монадология. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) разрабатывает революционную для своей эпохи концепцию — монодологию, учение о монадах, некоторых неделимых сущностях из которых состоит душа и тело.

Лейбниц описал следующие свойства монад 👇

🔹 Главное свойство монады — независимость.

🔹 В монадах проявляются как материальные, так и духовные характеристики.

🔹 Монад бесконечно много, но есть одна главная монада, которая создала все остальные — это Бог.

🔹 Каждая монада абсолютно индивидуальна и неповторима.

🔹 Монады не могут друг на друга влиять, все взаимодействие между ними происходят только внешним образом.

🔹 Монады могут отражаться в друг друге, но не могут обмениваться энергией.

Монады делятся на 👇

🕶 Слепые монады. Больше похожи на материальные атомы, они не обладают внутренним планом. В них отражается все остальное, но внутри нет никакого экрана, на котором это отражение проявилось бы для самой монады.

👓 Зрячие монады. Близки к понятию души или сознания. Такие монады отражают все остальные и проецируют эти отражения внутри себя. Монады способны к внутреннему саморазвитию и на каком-то этапе монада может прозреть.

Лейбниц решает психофизическую проблему в терминах монадологии 👇

👀 Человеческая душа — зрячая монада, способная к восприятию и осознанию.

🤦🏻‍♂️ Человеческое тело — это огромное скопление слепых монад.

🌏 Предустановленная гармония. Никой внутренней связи между душой и телом быть не может. Душа, будучи монадой, не может повлиять на другие монады, входящие в тело. Но существует так называемая предустановленная гармония — когда Бог сотворил все монады, он заранее их синхронизировал. Он заранее сделал так, что хоть монады друг от друга не зависят и не влияют друг на друга, каждая монада находится в полном соответствии с развитием других монад и всего мира в целом.

🙋🏻‍♀️ Когда человек хочет поднять руку, она поднимается не потому, что желание порождает некоторые физические следствия, а потому что душа, в которой возникло желание, и тело, в котором возникло сокращение мышц, находятся внутри одного и того же мира, развитие которого было предопределено Богом с момента сотворения мира.

🌟 Бог пребывает в неподвижности. Он с самого начала все так настроил, что во Вселенной любое развитие изначально согласовано со всем остальным развитием, любое изменение изначально согласовано с любым другим изменением на бесконечное время вперед.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Еще один философ Нового времени, который размышлял о соотношении души и тела — Бенедикт Спиноза (1632–1677). Его учение получило название монистический панпсихизм.

😇 Существует только одна субстанция — Бог. Если у Лейбница две субстанции Декарта (сознание и тело) превращаются в бесконечное множество субстанций-монад, то Спиноза идет обратным путем и утверждает, что существует только одна субстанция. Опираясь на определение субстанции, Спиноза утверждает, что логически двух субстанций быть не может, потому что тогда они ограничивали бы друг друга, а субстанция должна быть полностью независимой в своем существовании. Субстанция должна быть бесконечной, и существует только одна такая субстанция — Бог. Согласно Спинозе, субстанция обладает бесконечным числом атрибутов, то есть существенных, неотъемлемых признаков, но человеку известны лишь два из них — протяженность и мышление.

🧠 Мышление и протяженность — независимые атрибуты одной и той же субстанции. Представим любой цилиндр, например, стакан для виски. Если поставить его в одной проекции перед лучом света, на экране получится тень в форме прямоугольника, а есть посветить на дно стакана — на экране мы увидим круг. Один и тот же предмет может проявлять себя в совершенно разных атрибутах. Бог одновременно проявляет себя и в материальном пространстве с бесконечным количеством вещей, и в мышлении огромного числа сознающих индивидов.

🌏 Всякое познание мира — познание Богом самого себя. Спиноза утверждает, что все люди находятся во власти эгоцентрического искажения — каждый человек считает, что сознание принадлежит только ему самому. Спиноза говорит, что всякое мышление и всякое познание мира — это познание Богом самого себя. Не человек узнает что-то через окружающую природу, а Бог отражает себя определенным образом через сознание человека. Сознание индивида не субстанциально, это лишь одно из окошек, при помощи которого Бог рассматривает самого себя.

💫 Каждая вещь — это определенный модус проявления Бога. А чем же тогда является окружающая реальность? Согласно Спинозе, каждая единичная вещь не существует самостоятельно, а является модусом субстанции. Модус — некоторая уникальная единичная комбинация определенных атрибутов. Например, представим тело человека, оно имеет какие-то размеры, массу, цвет глаз. Также и сознание имеет характеристики мыслительных атрибутов — память, воображение, рассуждения. Каждая комбинация различных атрибутов протяженных и мыслительных дает нам что-то, что мы называем индивидуальным предметом. Видимая множественность предметов окружающего мира иллюзорна, ведь есть только одна бесконечная субстанция — Бог, который бесконечным количеством способов проявляет себя в этом мире.

Как взаимодействуют душа и тело? Спиноза утверждает, что этот вопрос поставлен неправильно. Душа и тело не являются отдельными субстанциями, они не обязаны друг с другом взаимодействовать. То, что в живых проявлениях они всегда выглядят взаимосвязано — следствие того, что они есть одно и то же начало. Бог — единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих его сущность.

➡️ Монистический панпсихизм — учение о том, что реальность абсолютно едина, и при этом она обладает не только физическими, но и психическими свойствами.

Квантовое сознание и множественность миров

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;