angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стивен Спилберг

«Челюсти» : первый блокбастер

«Челюсти» сделали Спилберга знаменитым — триллер завоевал номинации в четырех крупных премиях и был внесен в Национальный реестр фильмов США. Узнаем, что сделало этот фильм культовым.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Говорим о триллере «Челюсти». Фильм вышел на экраны 20 июня 1975 года. Это экранизация одноименного романа Питера Бенчли, бестселлера, написанного по реальными историями нападения акул на людей. Universal Pictures выкупил права и доверил экранизацию перспективному 28-летнему режиссеру Стивену Спилбергу.

⭐️ В 2001 году фильм «Челюсти» был избран Библиотекой Конгресса для хранения в Национальном реестре фильмов США, будучи признанным «культурно, исторически и эстетически значимым».

🏆 Фильм завоевал награды за саундтрек и монтаж, включая три премии «Оскар», получил номинацию на премию Британской киноакадемии и премию «Золотой глобус» за лучшую музыку, а саундтрек был удостоен премии Грэмми.

💰 Кассовые сборы составили 260 миллионов долларов.

Вот что говорит о фильме сам режиссер 👇

🗣 «Поворотным пунктом моей карьеры стал фильм „Челюсти“. До него я был просто режиссером по вызову, амбициозный и неизвестным, после огромного успеха картины я проснулся знаменитым и мог позволить себе снимать все, что хочется».

Как Спилбергу удалось снять акулу 🦈

🌊 Фильм снимался на острове Мартас-Винъярд в Массачусетсе — здесь глубина моря в радиусе 20 километров от берега не превышала 8 метров. Это позволило установить конструкцию с механической акулой.

🦾 Для съемок создали трех акул: одна из стальных труб в обертке из полиуретана и две с внутренней системой управления, прозванные Брюсами — над ними работали полгода и потратили на это $250 тысяч. В итоге научили акул двигать челюстями и глазами, но из-за морской соли конструкции то и дело выходили из строя.

⚙️ Во время съемок управлением занимались четырнадцать человек. Акула приводилась в движение с помощью стрелы на 16-тонной подводной платформе.

🎭 В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней героем, подводные операторы использовали настоящую акулу. Она была меньше механической, поэтому была построена уменьшенная клетка, в которой сидел манекен размером в 2 раза меньшим, чем актер. А в другой клетке находился живой актер, профессиональный жокей и каскадер Карл Рица.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

На съемках фильма «Челюсти»

Давайте посмотрим на художественные особенности фильма 👇

🎨 Цветовое решение
Режиссер вдохновлялся работами художника Эндрю Уайета. Как и на его картинах, в кадрах «Челюстей», особенно в первой половине, видим оттенки желтого, белого и синего. По мере развития действия, цветовая палитра становится мрачной. Это создает давящий эффект.

✂️ Монтаж
Монтаж Верны Филдс считается образцовым. Ее основной прием — параллельный монтаж: акула терзает героиню, параллельно ее партнер спит в спокойствии. Кадры сталкиваются и с помощью света: темные кадры сменяют светлые.

👥
В фильме есть два камео. В картине появляется сам режиссер — в сцене на пляже он в оркестре играет на кларнете — а репортера сыграл автор романа «Челюсти» Питер Бенчли.

Кадры из фильма «Челюсти» и картины Эндрю Уайета

Автор романа «Челюсти» Питер Бенчли в фильме Спилберга

Влияние Хичкока

😵 Так как механические акулы давали сбой, Спилберг решил по большей части не показывать акулу, а намекать на ее присутствие. Технические проблемы помогли принять важное художественное решение. Спилберг подчеркивает, что использует прием Альфреда Хичкока, который считал, что самое страшное показывать не нужно, потому что невидимое еще страшнее.

👁 Акулу мы чувствуем благодаря взгляду камеры — иногда мы смотрим на мир как бы глазами акулы. Также появление акулы обозначает зловещая музыкальная тема Джона Уильямса.

🌀 В фильме есть прием, который подчеркивает родство «Челюстей» c фильмами Хичкока. Он называется контра-зум или транс-трав. Хичкок использовал его в «Головокружении», чтобы создать эффект головокружения: трансфокатор совершает наезд, а камера движется от объекта съемки, и наоборот. Прием был использован в кадре, где персонаж Роя Шайдера становится свидетелем нападения акулы на ребенка, это делает момент более экспрессивным.

😬 Хичкок — мастер саспенса. Спилберг строит свой фильм на этом же приеме — мучительном ожидании.

Но к концу мы видим уже очень затянутый, перезрелый саспенс, когда трое мужчин долго-долго преследуют акулу. Так Спилберг делает крен от жанрового и развлекательного кино в сторону драмы.

Придумайте, как можно усилить эмоциональное воздействие «Челюстей» и сделать так, чтобы зрителя с потеющими ладошками совсем нельзя было оторвать от экрана.

🤔 Что и в какие моменты добавляем, а что наоборот, вырезаем и сокращаем.

Родство фильма с романом Германа Мелвилла «Моби Дик»

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;