Бенедикт Спиноза
Учение о познании
Интуиция — превыше всего. Узнаем, какие уровни познания выделял Спиноза и в чем особенность его рационализма по сравнению с декартовским и лейбницевским.
🤓 Рационализм. В споре между эмпиризмом и рационализмом Спиноза занял позицию последнего: врожденные идеи для него очевиднее, чем все истины, полученные из опыта. Но при этом еще выше разума он ставил интуицию.
Бенедикт Спиноза выделяет три уровня познания👇
1️⃣ 👀 Чувственное познание. Фрагментарно и ошибочно, поскольку опирается на смутные восприятия, воображение и аналогию. Но определенные «осколки» истины оно в себе содержит. «Беспорядочный опыт» способен устанавливать лишь поверхностные особенности «единичных вещей», чтобы элементарно ориентировать среди них человека.
2️⃣🧠 Интеллектуальное познание. Основано на рассудке, порождающем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей. Оно дедуктивно обосновано и взаимосвязано, но все же ему не хватает полноты и цельности. Образцом интеллектуального познания Спиноза считает «геометрический метод». Это своего рода попытка исчерпать бесконечное содержание мира конечными логическими переходами.
3️⃣🌟 Интуитивное познание. Постижение всей истины в ее целостности «с точки зрения вечности». Согласно Спинозе, истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы.
В качестве критериев истины Спиноза утверждает👇
🔹 необходимость — это невозможность помыслить противоположное,
🔹 ясность — безусловная очевидность,
🔹 отчетливость — развернутость содержания во всех существенных деталях.
Спиноза был убежден, что природа — основа всего, в том числе и разума. Мышление, по Спинозе, не пустое умствование, а содержательное воспроизведение мира в понятиях.
🧠 Разум — это безграничная способность человека проникать вглубь природы, раскрывать ее сокровенные тайны и законы. Разум — это вечная жажда знания, утолить которую до конца невозможно. Невозможно потому, что объект знания — бесконечная, абсолютная, могучая и неисчерпаемая природа.
👨🏻⚕️ Врачевание ума. В «Трактате об усовершенствовании разума» Спиноза сообщает нам две новости: хорошую и плохую. Плохая заключается в том, что любой человеческий ум конечен, что неизбежно приводит его к искажениям и заблуждениям. Хорошая новость в том, что конечный ум можно и нужно врачевать, совершенствовать при помощи рационального метода — избавлять его от страстей-аффектов, упорядочивать и направлять в правильную сторону. Это приближает его к природе вещей и дает ему возможность в бесконечном многообразии мира уловить единство и сущность.
😇 Мышление не сводится к индивидуальному сознанию. В отличие от других великих рационалистов своего времени — Декарта и Лейбница — Спиноза меньше всего стремится привязать мышление к человеческому «Я». С его точки зрения, в строгом смысле слова мыслит не человек — через человека мыслит Бог.
🕌 Влияние средневекового аристотелизма. В этом отношении заметно влияние на Спинозу средневековой философии, в особенности арабского и еврейского аристотелизма. У Аверроэса и Маймонида он вполне мог позаимствовать рассуждения о «пассивном» человеческом и «активном» божественном интеллекте. Под «активным» интеллектом аристотелики понимали такое мышление, которое мыслит само себя и проявляет себя в индивидуальном человеческом сознании как некое надындивидуальное «озарение» или «интуиция».
💭 Бытие и мышление — одно и то же. Важно понимать, что мышление у Спинозы не противопоставлено бытию, а совпадает с ним. По большому счету, это именно бытие (Бог) мыслит само себя, когда нам кажется, что мы мыслим бытие.
🌏 Познаваемость мира. В основе познаваемости мира лежит единство мировой субстанции: каким бы атрибутом (мышление или протяжение) ее ни выражать, порядок причин будет одним и тем же. Отсюда классическая формула Спинозы: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Интуиция у Спинозы понимается не как иррациональная мистическая способность, а как высшее проявление деятельности самого рассудка. Только рассудок и интуиция дают адекватное, истинное знание.
Человек может представлять вещи двумя разными способами👇
1️⃣ как отдельно существующие в определенном месте и времени,
2️⃣ как находящиеся в Боге и вытекающие из необходимости его природы, то есть тем самым не как случайные, а как необходимые.
💡 Интуитивное познание — это постижение разумом вещей «с точки зрения вечности» (sub specie aeternitatis). Ясные и отчетливые идеи человека «так же истинны, как идеи Бога».
🙌 Ложного познания не существует. Из такой концепции напрямую вытекает очень странный факт: «с точки зрения вечности», ложного познания не существует — «ложное» познание есть просто познание неполное, ограниченное индивидуальной перспективой.
⭐️ Моральный смысл интуиции. Интуиция у Спинозы имеет не только познавательный, но и моральный смысл. Это высшая форма интеллектуального смирения, растворения индивидуального сознания в Боге.
Спиноза о соотношении опыта и разума
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день