angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бенедикт Спиноза

Учение об обществе и государстве

Политические свободы без свободы воли. Узнаем, как философ понимал природу государства, и чем его трактовка демократии отличалась от аристотелевской.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Как Спиноза определял естественное право?

🌿 Естественное право. Еще со времен софистов* (5 век до нашей эры) в философии было принято различать законы природы (фюсис) и законы человеческих установлений (номос). Первые кажутся необходимыми и неотменимыми, тогда как вторые держатся лишь на согласии людей, конвенции. Спиноза пытается преодолеть это различие и показывает внутреннюю связь двух видов законов.

*Софисты — древнегреческие преподаватели красноречия, которые учили убеждать собеседника любой ценой.

👫 Три аксиомы человеческой природы. С точки зрения Спинозы, человеческие законы не являются произвольными изобретениями людей и не получены людьми от Бога. Они просто выражают нашу природу, которая, в свою очередь, выражается тремя аксиомами:

1️⃣ Каждый человек — эгоист, стремящийся к самосохранению.

2️⃣ Собравшись вместе, люди увеличивают свое могущество и повышают шансы на самосохранение.

3️⃣ Для повышения шансов требуется лишь ограничить естественный эгоизм индивидов так, чтобы это было выгодно всем.

👑 Право и могущество. Таким образом, право оказывается лишь обратной стороной могущества. Все, что увеличивает человеческое могущество, имеет право на существование, и наоборот: искусственные, бесполезные политические институты вроде монархии не имеют права на существование.

📈 Рациональные основы государства. Согласно Спинозе, задача государства — способствовать установлению мира, духовного единения граждан и процветания добродетели. Все это — различные проявления человеческой рациональности, которая служит основой общественного прогресса в целом и прогресса государственного устройства в частности.

🙋🏻‍♂️ Политические свободы. Согласно Спинозе политические свободы и права — это не произвольность выбора индивидов, а скорее их реальная возможность реализовывать свои интересы. Поэтому и демократия ценна не тем, что каждый может высказывать что угодно, а тем, что все получают возможность умножить свое могущество. В этом отношении Спиноза согласен с Макиавелли: все свободы и права, которые держатся на идеальных ценностях и высоких словах, иллюзорны. Реальные свободы — те, за которым стоят живые потребности и интересы людей.

За что Бенедикт Спиноза критиковал концепции государства Аристотеля, Платона и Гоббса?

👥 Демократическое единство. Согласно концепции Спинозы для образования демократического единства людям не нужен ни Бог, ни монарх, ни какая-либо иная внешняя сила. Потому что единство имманентно (внутренне присуще) обществу, а не трансцендентно (приходит извне). Государственная власть не подменяет и не отменяет гражданское общество, а является лишь производным от него.

🗣 «Право верховной власти есть не что иное, как естественное право, но определяемое не мощью каждого в отдельности, а властью или мощью множества, руководимого как бы одним духом».

👑 Спиноза против Левиафана. Спиноза спорит с Томасом Гоббсом, который в трактате «Левиафан» утверждал, что через общественный договор люди учреждают государство и безвозвратно отчуждают главе этого государства (суверену) часть своей свободы, превращая его в своеобразного «Бога на земле». Спиноза категорически отрицает возможность «искусственного Бога». У него люди «как бы» объединяются в государство, но могут в любой момент из него выйти.

🏛 Спиноза против Платона и Аристотеля. В античной философии — в частности, у Платона и Аристотеля — демократия считалась одной из худших форм правления, поскольку представлялась как «власть толпы». А античной философии непросвещенная толпа при всех внешних свободах неспособна преодолеть раздирающую силу эгоистических интересов входящих в нее индивидов. Спиноза же утверждает, что именно в многообразии эгоистических интересов скрывается объективная причина, объединяющая общество. Для объединения людям не нужно быть согласными во всем и унифицировать свои интересы — достаточно, чтобы каждый индивид четко сознавал собственные интересы и понимал, как именно общество помогает ему их реализовать.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Политическая теория Спинозы связана с его метафизикой. Его взгляды были достаточно радикальными даже для очень протестантски настроенных Нидерландов.

🗣 «Я предпочел демократию потому, что она наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому».

🗽 Спиноза — один из первых идеологов демократии Нового времени. В то время как Томас Гоббс и Джон Локк в своих теориях общественного договора обосновывают монархическое правление (Гоббс воспевает абсолютную монархию, Локк — ограниченную), Спиноза оказывается практически единственным философом своей эпохи, кто доказывает необходимость демократии. Пройдет всего столетие, и его взгляды окажутся общепринятыми.

👤 Единое во многом. Демократическая республика у Спинозы оказывается естественной формой самоорганизации общества. Она представляет собой на социальном уровне тот же принцип «внутреннего единства многого», который на онтологическом уровне выражен в понятии единой субстанции.

🌍 Политическая философия и метафизика. Современный философ Артем Магун так описывает связь между политической философией Спинозы и его метафизикой👇

🗣 «В политической теории Спинозы воспроизводится его онтология: тотальность природы, в которой все вещи уравнены своим субстанциальным тождеством с Богом, отражается в тотальном единстве государства. Это сугубо философское понятие демократии уже по-настоящему современно: оно выводится из новоевропейской метафизики, следует из имманентности политики, из синтеза, который сохраняет множество в единстве. Платон в свое время отвергал демократию именно за то, что она приводит к власти хаотичное множество. А у Спинозы множество органически входит в высшее, абсолютное единство».

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;