Справедливость
Справедливость наказания
Тот, кто совершил преступление, должен быть наказан? Все не так просто. Разбираемся в тонкостях этой идеи вместе с Кантом и Гегелем.
Поговорим о ретрибутивной справедливости, то есть справедливости воздаяния (лат. retributio — воздаяние).
❓ Человек совершил хороший или плохой поступок. Что ему за это полагается? Обычно мы говорим, что за хорошие поступки полагается вознаграждение, за плохие — наказание. Возникает вопрос: как мы должны рассчитать вознаграждение и наказание? Кажется, что естественно воздавать равным за равное, но так ли это?
👁 Принцип талиона (лат. Lex taliōnis — закон равного) — принцип равного воздаяния, «око за око» оценивает последствия поступков и приравнивает их друг к другу. Поговорим о его слабых сторонах и рассмотрим несколько возражений.
1️⃣😵 Количество. Если мы используем принцип «око за око» по отношению к одноглазому человеку, мы лишаем его последнего глаза. Такое формально-количественное понимание равного воздаяния может оказаться не вполне справедливым, ведь человек не просто лишится одного глаза (количество), а станет полностью слепым (качество).
2️⃣👓 Качество. Возражение от качества указывает на то, что у одного человека глаза могут видеть плохо, у другого зрение может быть острым. Можем ли мы считать, что глаз подслеповатого человека стоит меньше, чем глаз человека, который не носит очки?
3️⃣🎨 Потребности. Как быть с тем, что глаза одним людям нужны больше, а другим меньше? Например, если человек работает в темноте под землей, зрение для него значит меньше, чем для дизайнера или художника.
4️⃣💥 Последствия. Как быть с тем, что систематическое применение принципа равного воздаяния не помогает нам глобально сделать мир лучше? Как говорил Махатма Ганди: «Принцип „око за око“ сделает весь мир слепым».
5️⃣😳 Мотивы. Важно различать мотивы. Если человек выбил другому глаз нечаянно, должны ли мы сознательно, целенаправленно в наказание тоже лишить его глаза?
6️⃣⚖️ Свобода. Быть может, свобода воли — это иллюзия и преступники совершают преступления не потому, что они плохие люди, а потому что для этого есть какие-то причины? Допустим, врожденные отклонения, которые физически или психически заставляют человека совершать те или иные поступки? Можем ли мы в таком случае руководствоваться по отношению к таким людям принципом «око за око»?
💡 Альтернатива принципу ретрибутивности. Возражений против принципа талиона очень много, значит надо попытаться его пересмотреть. Альтернатива принципу ретрибутивности — консеквенциализм. Если ретрибутивисты рассуждают в категориях воздаяния, консеквенциалисты — в категориях последствий. Одна из разновидностей консеквенциализма — утилитаризм, согласно которому надо судить по последствиям и стремиться к полезным последствиям, наказание должно приносить обществу максимальную пользу.
Давайте посмотрим на то, как изменялось осмысление наказания. Практически все современные уголовные кодексы государств выросли из немецкой классической философии права 19 века. Как философы понимали преступление и в чем видели смысл наказания?
💁🏻♂️ Немецкая философия права начинается с Иммануила Канта (1724–1804), который предложил категорический императив, безусловную норму, которую нельзя нарушать: «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели».
По Канту, каждый человек принадлежит двум мирам 👇
1️⃣ Царство причинности — феноменальный мир необходимости, мир вещей.
2️⃣ Царство целей или царство свободы — ноуменальный мир свободы.
❌ Категорический императив Канта требует относиться к человеку, как к цели, то есть относить каждого человека к царству целей, признавать в нем такое же разумное моральное существо, как и ты сам, признавать его свободу. Кант показывает, что суть любого преступления не в том, что оно против закона, а в том, что оно нарушает категорический императив, а значит, подрывает идею свободы каждого человека.
⛓ Справедливое воздаяние — лишение свободы. В некоторых случаях Кант считал справедливым равное воздаяние: за изнасилование — кастрация, за убийство — смертная казнь, но в целом склонялся к лишению свободы как к главному виду наказания.
Преступление нарушает категорический императив ➡️ подрывает идею свободы другого человека ➡️ наказание — лишение свободы.
💁🏻♂️ Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), ученик и последователь Канта, пошел дальше — он считал, что не только каждый человек односторонне должен признавать всякого другого человека как цель, а не как средство, такое признание должно быть взаимным. Если кто-то в одностороннем порядке выходит из такого договора, то значит он сам не заслуживает, чтобы в его отношении руководствовались категорическим императивом.
📌 Смысл наказания в фиксации факта преступления. Фихте фактически говорит, что категорический императив можно и нужно применять только к тем людям, которые сами его соблюдают, а если они его не соблюдают, то они сами себя вычеркнули из «царства целей». Справедливым наказанием для преступника Фихте видел юридическое оформление этого вычеркивания в виде лишения свободы. Фихте видел смысл наказания не в возмездии, а в фиксации самого факта преступления, то есть восстановлении правового равновесия.
💡 Переосмысление ретрибутивизма. Происходит переход от схемы «действие — противодействие» к схеме «преступник наказывает сам себя». Если у Канта наказание имело ре-активный характер возмездия, у Фихте наказание превращается в чисто правовую фиксацию самого факта преступления. Получается, что преступник сам себя наказал, когда совершил преступление. Мы лишь оформляем последствия — заключаем его в тюрьму.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Посмотрим на то, как наказание понимал еще один немецкий философ — Георг Гегель.
💁🏻♂️ Георг Гегель (1770–1831) основоположник диалектической логики, которая позволяет рассматривать мир в его целостности и развитии.
👫 Гражданское общество, согласно Гегелю, — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности».
❌ Преступление — отрицание гражданских прав и свобод. Если гражданское общество — это выражение всеобщей свободы, то преступление — отрицание гражданских прав и свобод всех частной волей преступника. Преступление происходит, когда частная воля противопоставляется общей воле гражданского общества.
Правовое гражданское общество — тезис ➡️ преступление — это антитезис ➡️ наказание должно быть синтезом.
⚔️ Один из главных законов диалектической логики — закон отрицания отрицания. Посмотрим, как Гегель применяет его в области права.
1️⃣ Первое отрицание — отрицание правовой системы преступлением.
2️⃣ Наказание — отрицание отрицания.
🤗 Смысл наказания в исправлении. Согласно диалектической логике, отрицание отрицания не является возвратом в исходную точку, к тому состоянию, которое было до преступления. Ведь мы не можем отменить факт свершившегося преступления. Задача состоит не в этом, а в том, чтобы вернуться к правовому равновесию на более высоком витке спирали. Вместо чисто негативного понимания наказания (сажать в тюрьму, чтобы изолировать от общества), можно придать ему еще и позитивный смысл. Если пытаться исправлять преступников, они смогут заново интегрироваться в общество и возместят обществу тот ущерб, который был нанесен их преступлениями.
➡️ Гегель отчасти превращает ретрибутивизм в консеквенциализм. Пытаясь осмыслить концепцию воздающей справедливости, Гегель через диалектику пришел к тому, что настоящие воздаяние должно быть ориентировано не на само прошлое преступление, а на мысль о том, как в будущем вернуть общество в правовое состояние на новом более высоком уровне.
Об одной загадочной цитате Демокрита
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день