Справедливость
Проблемы справедливости
Справедливость — очень неоднозначное понятие. Посмотрим, как его трактовали философы разных эпох, и изучим концепцию Аристотеля.
Наверное, все люди в своей жизни хоть раз сталкивались с несправедливостью, а желание отстоять и восстановить справедливость понятно всем. На протяжении тысячелетий вопрос о том, как сделать нашу жизнь и общество справедливыми, оставался одним из главных для всех философов.
❓ Вопрос справедливости — один из самых сложных. Чтобы понять почему, рассмотрим пример с беспилотными автомобилями — у них искусственный интеллект, но его программирует живой человек. Здесь и возникает сложность.
🚘 Как будут определяться действия машины в сложных ситуациях? Представим, что в беспилотном автомобиле едет пожилой человек и вне пешеходного перехода дорогу перебегает ребенок. Как запрограммировать действия искусственного интеллекта?
🔻 Задавить ребенка, потому что он нарушил правила?
🔻 Уйти от столкновения, врезаться в дерево и пожертвовать жизнью пассажира, потому что ему осталось жить недолго и он принесет обществу меньше пользы, чем ребенок?
🔻 Резко затормозить и подвергнуть опасности тех, кто едет за беспилотным автомобилем?
➡️ Справедливость — очень разностороннее понятие. Этот пример показывает, что, рассуждая о справедливости, мы можем приводить аргументы разного толка. Существует множество непохожих концепций справедливости, которые могут конкурировать друг с другом.
🔜 В этом уроке каждый день справедливость будет представать перед нами с совершенно новой стороны. Мы постараемся разобраться в разных видах и аспектах справедливости. А также попытаемся понять, какой смысл справедливости наиболее важен для нас.
Посмотрим, как философы разных эпох рассуждали о справедливости 👇
1️⃣ Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. (Адам Смит)
2️⃣ Истина и справедливость — точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда даем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее и при этом прикасаемся ко всему, чем она окружена, — к неправде куда чаще, чем к правде. (Блез Паскаль)
3️⃣ Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив. (Артур Шопенгауэр)
4️⃣ Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле. (Аристотель)
5️⃣ Быть добрым совсем не трудно, трудно быть справедливым. (Виктор Гюго)
6️⃣ Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других. (Конфуций)
7️⃣ Справедливый человек — не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. (Менандр)
8️⃣ Справедливость — скорее мужская добродетель, человеколюбие — женская. (Артур Шопенгауэр)
9️⃣ Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. (Марк Аврелий)
🔟 При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. (Августин)
❓ Как вы понимаете справедливость? Какая из этих цитат ближе всего к вашему представлению о справедливости?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Один из вопросов, который возникает, когда мы говорим о справедливости, звучит так: справедливость — это равенство или неравенство? Этот вопрос сформулировал еще в 4 веке до нашей эры Аристотель.
В трактате «Политика» Аристотель предлагает две модели справедливости:
1️⃣⚖️ Уравнивающая справедливость, основанная на количественном равенстве — делении всего между всеми поровну.
2️⃣📐 Разделяющая справедливость, основанная на неравенстве. Согласно Аристотелю, мы признаем справедливыми такие неравенства, которые на самом деле являются пропорциональным равенством. Он называет вторую модель справедливости — геометрическое равенство или пропорциональное неравенство. Согласно Аристотелю, неравенство, которое мы одобряем с моральной точки зрения тоже сводится к равенству, но с коэффициентом.
Рассмотрим пример 👇
🛋 Если Вася целый день лежал на диване и ничего не делал, а Петя целый день работал, как поделить общественные блага — поровну или пропорционально затраченному труду?
👉 Аристотель говорит, что в таких ситуациях мы не склонны прибегать к уравнивающей справедливости, ведь участники процесса неравны, а применять формальное равенство к тем, кто не равен не будет справедливым. Нам кажется, что справедливо больше вознаградить того, кто больше работал.
❓ Что может быть коэффициентом геометрического равенства? Аристотель пишет, что одни считают таким коэффициентом гражданское состояние, свободу — свободные граждане заслуживают получать больше, чем рабы. Другие утверждают, что таким коэффициентом должны быть заслуги — у кого больше заслуг должен больше получать. Третьи, убеждены, что коэффициент должно определять благородное происхождение.
🤔 Уравнивающая справедливость слишком примитивна, чтобы применять ее в сложных вопросах, но разделяющая справедливость слишком относительна и зависит от того, что мы сочтем главным коэффициентом. Аристотель говорит, что выбор коэффициента — это очень сложный вопрос, но предлагает свое решение.
👨🏻🎨 Главный коэффициент справедливости — соответствие своему предназначению. Аристотель утверждает, что все в мире имеет свою цель и определяется ею. Великий философ предлагает считать главным коэффициентом во всех вопросах справедливости соответствие своему предназначению. Такая концепция получила название — телеологизм.
Аристотель приводит такой пример 👇
🎶 Боги подарили людям уникальную флейту. На право ей обладать претендуют двое: богач, у которого нет музыкального слуха и который не умеет на ней играть, но может за нее заплатить, и бедный музыкант, который играет на флейте лучше всех в мире? Кому, по справедливости, мы должны отдать флейту? Аристотель говорит, что флейта должна принадлежать музыканту, потому так, она будет соответствовать своему предназначению.
➡️ Согласно Аристотелю, в вопросах справедливости надо исходить из целесообразности и предназначения.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день