angle-down facebook instagram vkontakte warning

Справедливость

Проблемы справедливости

Справедливость — очень неоднозначное понятие. Посмотрим, как его трактовали философы разных эпох, и изучим концепцию Аристотеля.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Наверное, все люди в своей жизни хоть раз сталкивались с несправедливостью, а желание отстоять и восстановить справедливость понятно всем. На протяжении тысячелетий вопрос о том, как сделать нашу жизнь и общество справедливыми, оставался одним из главных для всех философов.

Вопрос справедливости — один из самых сложных. Чтобы понять почему, рассмотрим пример с беспилотными автомобилями — у них искусственный интеллект, но его программирует живой человек. Здесь и возникает сложность.

🚘 Как будут определяться действия машины в сложных ситуациях? Представим, что в беспилотном автомобиле едет пожилой человек и вне пешеходного перехода дорогу перебегает ребенок. Как запрограммировать действия искусственного интеллекта?

🔻 Задавить ребенка, потому что он нарушил правила?

🔻 Уйти от столкновения, врезаться в дерево и пожертвовать жизнью пассажира, потому что ему осталось жить недолго и он принесет обществу меньше пользы, чем ребенок?

🔻 Резко затормозить и подвергнуть опасности тех, кто едет за беспилотным автомобилем?

➡️ Справедливость — очень разностороннее понятие. Этот пример показывает, что, рассуждая о справедливости, мы можем приводить аргументы разного толка. Существует множество непохожих концепций справедливости, которые могут конкурировать друг с другом.

🔜 В этом уроке каждый день справедливость будет представать перед нами с совершенно новой стороны. Мы постараемся разобраться в разных видах и аспектах справедливости. А также попытаемся понять, какой смысл справедливости наиболее важен для нас.

Посмотрим, как философы разных эпох рассуждали о справедливости 👇

1️⃣ Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. (Адам Смит)

2️⃣ Истина и справедливость — точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда даем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее и при этом прикасаемся ко всему, чем она окружена, — к неправде куда чаще, чем к правде. (Блез Паскаль)

3️⃣ Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив. (Артур Шопенгауэр)

4️⃣ Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле. (Аристотель)

5️⃣ Быть добрым совсем не трудно, трудно быть справедливым. (Виктор Гюго)

6️⃣ Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других. (Конфуций)

7️⃣ Справедливый человек — не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. (Менандр)

8️⃣ Справедливость — скорее мужская добродетель, человеколюбие — женская. (Артур Шопенгауэр)

9️⃣ Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. (Марк Аврелий)

🔟 При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. (Августин)

❓ Как вы понимаете справедливость? Какая из этих цитат ближе всего к вашему представлению о справедливости?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Один из вопросов, который возникает, когда мы говорим о справедливости, звучит так: справедливость — это равенство или неравенство? Этот вопрос сформулировал еще в 4 веке до нашей эры Аристотель.

В трактате «Политика» Аристотель предлагает две модели справедливости:

1️⃣⚖️ Уравнивающая справедливость, основанная на количественном равенстве — делении всего между всеми поровну.

2️⃣📐 Разделяющая справедливость, основанная на неравенстве. Согласно Аристотелю, мы признаем справедливыми такие неравенства, которые на самом деле являются пропорциональным равенством. Он называет вторую модель справедливости — геометрическое равенство или пропорциональное неравенство. Согласно Аристотелю, неравенство, которое мы одобряем с моральной точки зрения тоже сводится к равенству, но с коэффициентом.

Рассмотрим пример 👇

🛋 Если Вася целый день лежал на диване и ничего не делал, а Петя целый день работал, как поделить общественные блага — поровну или пропорционально затраченному труду?

👉 Аристотель говорит, что в таких ситуациях мы не склонны прибегать к уравнивающей справедливости, ведь участники процесса неравны, а применять формальное равенство к тем, кто не равен не будет справедливым. Нам кажется, что справедливо больше вознаградить того, кто больше работал.

Что может быть коэффициентом геометрического равенства? Аристотель пишет, что одни считают таким коэффициентом гражданское состояние, свободу — свободные граждане заслуживают получать больше, чем рабы. Другие утверждают, что таким коэффициентом должны быть заслуги — у кого больше заслуг должен больше получать. Третьи, убеждены, что коэффициент должно определять благородное происхождение.

🤔 Уравнивающая справедливость слишком примитивна, чтобы применять ее в сложных вопросах, но разделяющая справедливость слишком относительна и зависит от того, что мы сочтем главным коэффициентом. Аристотель говорит, что выбор коэффициента — это очень сложный вопрос, но предлагает свое решение.

👨🏻‍🎨 Главный коэффициент справедливости — соответствие своему предназначению. Аристотель утверждает, что все в мире имеет свою цель и определяется ею. Великий философ предлагает считать главным коэффициентом во всех вопросах справедливости соответствие своему предназначению. Такая концепция получила название — телеологизм.

Аристотель приводит такой пример 👇

🎶 Боги подарили людям уникальную флейту. На право ей обладать претендуют двое: богач, у которого нет музыкального слуха и который не умеет на ней играть, но может за нее заплатить, и бедный музыкант, который играет на флейте лучше всех в мире? Кому, по справедливости, мы должны отдать флейту? Аристотель говорит, что флейта должна принадлежать музыканту, потому так, она будет соответствовать своему предназначению.

➡️ Согласно Аристотелю, в вопросах справедливости надо исходить из целесообразности и предназначения.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;