Средневековая философия
Фома Аквинский: переосмысление идей Аристотеля
В этой части мы познакомимся с самым крупным представителем схоластической философии периода ее расцвета — Фомой Аквинским. Посмотрим, как и зачем он строит христианскую идеологию на основе аристотелевской метафизики.
💁🏻♂️ Фома Аквинский или Фома Аквинат (1225–1274) родился в замке Роккасекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Его семья была очень знатной. В частности, Фома приходился троюродным братом императору Фридриху II Штауфену.
🤓 Пятилетнего Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. Затем он изучал философию Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию в Неаполитанском университете.
📕 В 19 лет Фома вступил в члены доминиканского ордена, разгневав тем самым свою семью, которая ожидала, что он станет бенедиктинским монахом. Доминиканский орден с самого своего основания был нищенствующим. К тому же доминиканцы всегда отличались своей непримиримостью к еретикам, вплоть до того, что сами иногда расшифровывали свое название как Domini Canes — Псы Господни. В неспокойном мире позднего Средневековья было опасно примыкать к крайним партиям, считали родители и братья Фомы. Поэтому два года они удерживали его взаперти, но потом все же он исполнил свое желание и стал доминиканцем.
👨🏻🏫 В 1252 году Фома поехал в Парижский университет, где стал учеником Альберта Великого. В возрасте 30 лет он и сам занял там пост профессора. В 1259 году вернулся в Италию и преподавал в различных школах. В 1269 году снова приехал в Париж,но спустя четыре года отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья.
⚰️ Фома Аквинский умер 7 марта 1274 года в Цистерцианском монастыре, не оправившись от сердечного приступа, который у него случился по пути в Лион.
👨🏻⚕️ Фому Аквинского звали «ангельским доктором» за глубокий ум, широкую эрудицию и умение разобраться во всех деталях самых сложных богословских споров.
😇 18 июля 1323 года Фома Аквинский был канонизирован католической церковью как святой.
💒 В 1879 году томизм — учение Фомы Аквинского — было признано официальной философской доктриной католической церкви.
1. Святой Фома Аквинский. Карло Кривелли, 1494
2. Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео, около 1510–1511 годов
3. «Сумма теологии», издание 1596 года
4. Рака с мощами Фомы Аквинского в тулузском монастыре якобитов
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Для Фомы Аквинского «философия — служанка теологии». Но при этом саму теологию он сделал весьма философичной, искусно возведя над аристотелевской метафизикой (учением о предельных основаниях бытия и познания) христианскую идейную надстройку.
🌿 Вслед за Аристотелем Аквинский утверждал, что общие понятия не могут непосредственно присутствовать в мире и человеческом уме. Источником общего является сверхъестественный ум Бога. Все общие понятия, выражающие собой сущность явлений сотворенного мира, изначально пребывают в божественном уме в виде «сперматических логосов» — своеобразных «семян смысла».
🌟 В Боге сущность и существование нераздельны. Аристотелевское разделение сущности и существования для Фомы имеет очень большое значение. Здесь проявляется различие между Богом и остальным миром: в Боге сущность и существование нераздельны (его сущность заключается в том, чтобы с необходимостью существовать), а в тварном мире сущность и существование всегда разорваны, так что только Бог определяет конкретное существование отдельных вещей.
✅ Бог для Фомы — чистый Акт, то есть чистая действительность. Представьте, что вы составляете план дел на неделю — сначала вносите туда какие-то пункты, а потом ставите галочки, если удалось выполнить. В каком-то смысле у томистского Бога нет разрыва между планированием и исполнением, между возможностью и действительностью. Если он что-то мыслит, то оно столь прекрасно, что начинает «само» реализовываться.
Посмотрим, как Фома Аквинский переосмысляет некоторые идеи Аристотеля.
🌏 Принимает ли Бог участие в делах мира? Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная форма обладает высшей активностью, или актуальностью. Первая же материя — это пассивная потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо участия в делах земных, последние определяются лишь взаимодействием материи и формы. У Фомы же, напротив, Бог вмешивается в дела мира и управляет им, хотя и не направляет движение каждой вещи, которое может иметь естественные причины, изучаемые наукой.
📈 Какое место человек занимает на «лестнице бытия»? Для Аристотеля форма всегда тесно связана с материей, бестелесной формы не существует, кроме Бога-Перводвигателя. Все сущее образует своеобразную «лестницу бытия», где на каждой новой ступени все больше формы и все меньше материи. Аквинат идет дальше — он утверждает, что существуют и бестелесные, нематериальные формы, например, ангелы. Он надстраивает «9 хоров чистых духов» над аристотелевской лестницей бытия.
🧍♂️Человек занимает в концепции Фомы особое место — он единственное существо, у которого в материальном теле заключена бессмертная душа.
👼 У ангелов тоже душа бессмертна, но они лишены тела и способности ощущать. У животных и растений есть тела, но их души относятся к низшему уровню и потому смертны.
➡️ Получается, что в некотором смысле человек оказывается хоть и не на вершине метафизической лестницы, но в самом важном, центральном ее месте.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день