Средневековая философия
Подводим итоги
Интеллектуалы 20 века утверждали, что Средние века не закончились, а спрятались в эпоху Просвещения и Прогресса, чтобы вернуться в 21 веке. Обсудим эту идею и подведем итоги урока.
📘 Впервые идея Нового Средневековья была высказана еще философом-романтиком Новалисом в 1799 году в речи «Христианство или Европа».
😕 Русский философ Николай Бердяев (1874–1948) в книге «Новое средневековье» пессимистично подводит итоги Первой мировой войны и русской революции: «Мы живем в час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены». Проживший несколько веков на рационалистической поверхности человек истосковался по первоистокам бытия.
🎨 Согласно Эко, мы наблюдаем магический реализм в искусстве, господство «открытых произведений». Такой тип произведений, считает Эко, был изобретен в Средние века — он выражает идею незавершенности произведений культуры, их открытости для разнообразных интерпретаций. В них очень важна творческая роль «исполнителя» и «читателя» не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором.
Говоря о культуре, Эко отмечает такие признаки неосредневекового взгляда на мир 👇
1️⃣💥 Апокалиптическое мировоззрение, порожденное неуверенностью перед завтрашним днем, изобилующее предрассудками, которые играют роль символических опор в рушащемся социальном пространстве.
2️⃣🖋 Гипертрофированная цитатность и ссылка на авторитет: часто «гуляющие» по блогосфере афоризмы, якобы принадлежащие известным историческим личностям, являются, по сути, той же тактикой идеологов классического Средневековья, апеллировавших к авторитету предыдущих мыслителей.
3️⃣📣 Вся совокупность культурных высказываний — огромный монолог без различий, с одними и теми же цитатами, стереотипными формулировками, схожей лексикой.
В уроке мы говорили о философии Средневековья, давайте повторим главные идеи, о которых рассуждали мыслители того времени.
❇️ Христос был Богом или человеком? В христологических спорах богословы принимали противоположные позиции — одни признавали в Иисусе Христе две природы Божественную и человеческую (диофизитство), другие признавали только Божественную природу (монофизитство).
❇️ Бог един или троичен? В тринитарных спорах Афанасий Александрийский утверждал, что Христос божествен: он целиком есть Логос, Дух Святой, энергийное проявлений Бога-Отца. Пресвитер Арий утверждал, что Христос — отдельная от Бога-Отца сущность, он сотворен им и не может быть Богом сам по себе. Никейский собор утвердил догмат о триединстве Бога и равенстве всех трех лиц.
❇️ Как соотносятся вера и разум? Богословы пытались по-разному примирить веру и разум. Аврелий Августин проповедовал принцип «верю, чтобы понимать» — без веры невозможно никакое понимание. Принцип Ансельма Кентерберийского «верю и понимаю» — разум должен прояснять веру. Пьер Абеляр провозглашает девиз «понимаю, чтобы верить» — настоящий христианин должен быть «логиком», так как Христос — это и есть Божественный Логос.
❇️ Проблема доказательства бытия Бога. Вершиной средневековой схоластики в вопросе доказательства бытия Бога считаются 5 доказательств Фомы Аквинского, некоторые мыслительные ходы которых он заимствует у Аристотеля.
❇️ Проблема универсалий. Фома Аквинский считал, что универсалии (общие понятия) предшествуют единичным вещам, вечно пребывая в уме Бога, номиналисты отстаивали первичность единичного перед общим — Бог сотворил единичные вещи, но он не создавал общих понятий.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяСобрали вместе главные термины урока.
Диофизитство — христологическая концепция, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы — Божественная и человеческая.
Исихазм — «молчальничество», особая духовная практика «умного делания», ядром которой является непрестанное творение в уме Иисусовой молитвы.
Креационизм — учение о том, что Бог создал мир ex nihilo (из ничего). Креационизм предполагает, что Бог трансцендентен, то есть находится за пределами феноменального мира и предшествует ему.
Монофизитство — христологическая концепция, постулирующая наличие единственной Божественной природы в Иисусе Христе и отвергающая его человеческую природу.
Номинализм — течение францисканской схоластики, утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении.
Патристика — период деятельности «Отцов Церкви» (2–7 века), заложивших основы христианского богословия и догматики.
Провиденциализм — учение о божественном предопределении.
Сотериология — учение о личном спасении, благодаря которому все философские вопросы приобрели обостренный нравственно-экзистенциальный смысл.
Схоластика — эпоха школ, период поисков рациональных путей в богопознании и разработки актуальных философских проблем (8–15 века).
Теозис («обожение») — неплатоническое понятие, выражающее высшую ступень духовного самосовершенствования.
Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Эсхатология — учение о конце света.
📘 Книги о философии и культуре Средних веков
◽️ Этьен Жильсон. Философия в Средние века
◽️ Сергей Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы
◽️ Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
◽️ Йохан Хейзинга. Осень Средневековья
◽️ Николай Бердяев. Новое средневековье
📌 Статьи
◾️ Сергей Аверинцев. Мир как школа
◾️ Жак ле Гофф. В поддержку долгого средевековья
◾️ Жак ле Гофф. Чудо на средневековом Западе
📄 Лонгрид
◽️ Раннее Средневековье. 100 фактов про историю и нравы Средневековья
📣 Лекции
◽️ Константин Бандуровский. Средневековая философия (цикл лекций и бесед)
◽️ Андрей Баумейстер. Лекции по средневековой философии (цикл из 8 лекций)
◽️ Андрей Баумейстер.Введение в философию Фомы Аквинского (цикл из 8 лекций)
◽️ Андрей Зубов. История Западной философии. Лекция №12. «Латинская патристика. Блаженный Августин»
◽️ История Западной философии. Лекция №13. «Западная Схоластика. Разум и вера»
◽️ Ольга Тогоева. Преступление и наказание в Средние века (цикл из 6 лекций)
🎞 Фильмы о средневековой культуре и философии
◾️ «Франциск, менестрель божий». Роберто Росселлини (1950)
◾️ «Седьмая печать». Ингмар Бергман (1957)
◾️ «Девичий источник». Ингмар Бергман (1960)
◾️ «Процесс Жанны д’Арк». Робер Брессон (1962)
◾️ «Ланселот Озерный». Робер Брессон (1974)
◾️ «Андрей Рублев». Андрей Тарковский (1966)
◾️ «Имя розы». Жан-Жак Анно (1986)
◾️ «Похищенный рай». Клайв Доннер (1988)
◾️ «Первый рыцарь». Джерри Цукер (1995)
◾️ «Трудно быть богом». Алексей Герман (2013)
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день