angle-down facebook instagram vkontakte warning

Средневековая философия

Подводим итоги

Интеллектуалы 20 века утверждали, что Средние века не закончились, а спрятались в эпоху Просвещения и Прогресса, чтобы вернуться в 21 веке. Обсудим эту идею и подведем итоги урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

📘 Впервые идея Нового Средневековья была высказана еще философом-романтиком Новалисом в 1799 году в речи «Христианство или Европа».

😕 Русский философ Николай Бердяев (1874–1948) в книге «Новое средневековье» пессимистично подводит итоги Первой мировой войны и русской революции: «Мы живем в час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены». Проживший несколько веков на рационалистической поверхности человек истосковался по первоистокам бытия.

👍 Философ-медиевист, культуролог и писатель Умберто Эко (1932–2016) в работе «Средние века уже начались» провозглашает возврат культуры Средневековья в другом смысле: он видит в ней большой нерастраченный потенциал, готовый парадоксально раскрыться в новом техногенном мире.

🎨 Согласно Эко, мы наблюдаем магический реализм в искусстве, господство «открытых произведений». Такой тип произведений, считает Эко, был изобретен в Средние века — он выражает идею незавершенности произведений культуры, их открытости для разнообразных интерпретаций. В них очень важна творческая роль «исполнителя» и «читателя» не просто предлагающего ту или иную трактовку, но становящегося реальным соавтором.

Говоря о культуре, Эко отмечает такие признаки неосредневекового взгляда на мир 👇

1️⃣💥 Апокалиптическое мировоззрение, порожденное неуверенностью перед завтрашним днем, изобилующее предрассудками, которые играют роль символических опор в рушащемся социальном пространстве.

2️⃣🖋 Гипертрофированная цитатность и ссылка на авторитет: часто «гуляющие» по блогосфере афоризмы, якобы принадлежащие известным историческим личностям, являются, по сути, той же тактикой идеологов классического Средневековья, апеллировавших к авторитету предыдущих мыслителей.

3️⃣📣 Вся совокупность культурных высказываний — огромный монолог без различий, с одними и теми же цитатами, стереотипными формулировками, схожей лексикой.

В уроке мы говорили о философии Средневековья, давайте повторим главные идеи, о которых рассуждали мыслители того времени.

❇️ Христос был Богом или человеком? В христологических спорах богословы принимали противоположные позиции — одни признавали в Иисусе Христе две природы Божественную и человеческую (диофизитство), другие признавали только Божественную природу (монофизитство).

❇️ Бог един или троичен? В тринитарных спорах Афанасий Александрийский утверждал, что Христос божествен: он целиком есть Логос, Дух Святой, энергийное проявлений Бога-Отца. Пресвитер Арий утверждал, что Христос — отдельная от Бога-Отца сущность, он сотворен им и не может быть Богом сам по себе. Никейский собор утвердил догмат о триединстве Бога и равенстве всех трех лиц.

❇️ Как соотносятся вера и разум? Богословы пытались по-разному примирить веру и разум. Аврелий Августин проповедовал принцип «верю, чтобы понимать» — без веры невозможно никакое понимание. Принцип Ансельма Кентерберийского «верю и понимаю» — разум должен прояснять веру. Пьер Абеляр провозглашает девиз «понимаю, чтобы верить» — настоящий христианин должен быть «логиком», так как Христос — это и есть Божественный Логос.

❇️ Проблема доказательства бытия Бога. Вершиной средневековой схоластики в вопросе доказательства бытия Бога считаются 5 доказательств Фомы Аквинского, некоторые мыслительные ходы которых он заимствует у Аристотеля.

❇️ Проблема универсалий. Фома Аквинский считал, что универсалии (общие понятия) предшествуют единичным вещам, вечно пребывая в уме Бога, номиналисты отстаивали первичность единичного перед общим — Бог сотворил единичные вещи, но он не создавал общих понятий.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Собрали вместе главные термины урока.

Диофизитство — христологическая концепция, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы — Божественная и человеческая.

Исихазм — «молчальничество», особая духовная практика «умного делания», ядром которой является непрестанное творение в уме Иисусовой молитвы.

Креационизм — учение о том, что Бог создал мир ex nihilo (из ничего). Креационизм предполагает, что Бог трансцендентен, то есть находится за пределами феноменального мира и предшествует ему.

Монофизитство — христологическая концепция, постулирующая наличие единственной Божественной природы в Иисусе Христе и отвергающая его человеческую природу.

Номинализм — течение францисканской схоластики, утверждающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении.

Патристика — период деятельности «Отцов Церкви» (2–7 века), заложивших основы христианского богословия и догматики.

Провиденциализм — учение о божественном предопределении.

Сотериология — учение о личном спасении, благодаря которому все философские вопросы приобрели обостренный нравственно-экзистенциальный смысл.

Схоластика — эпоха школ, период поисков рациональных путей в богопознании и разработки актуальных философских проблем (8–15 века).

Теозис («обожение») — неплатоническое понятие, выражающее высшую ступень духовного самосовершенствования.

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Эсхатология — учение о конце света.

📘 Книги о философии и культуре Средних веков

◽️ Этьен Жильсон. Философия в Средние века

◽️ Сергей Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы

◽️ Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

◽️ Йохан Хейзинга. Осень Средневековья

◽️ Николай Бердяев. Новое средневековье

📌 Статьи

◾️ Сергей Аверинцев. Мир как школа

◾️ Жак ле Гофф. В поддержку долгого средевековья

◾️ Жак ле Гофф. Чудо на средневековом Западе

📄 Лонгрид

◽️ Раннее Средневековье. 100 фактов про историю и нравы Средневековья

📣 Лекции

◽️ Константин Бандуровский. Средневековая философия (цикл лекций и бесед)

◽️ Андрей Баумейстер. Лекции по средневековой философии (цикл из 8 лекций)

◽️ Андрей Баумейстер.Введение в философию Фомы Аквинского (цикл из 8 лекций)

◽️ Андрей Зубов. История Западной философии. Лекция №12. «Латинская патристика. Блаженный Августин»

◽️ История Западной философии. Лекция №13. «Западная Схоластика. Разум и вера»

◽️ Ольга Тогоева. Преступление и наказание в Средние века (цикл из 6 лекций)

🎞 Фильмы о средневековой культуре и философии

◾️ «Франциск, менестрель божий». Роберто Росселлини (1950)

◾️ «Седьмая печать». Ингмар Бергман (1957)

◾️ «Девичий источник». Ингмар Бергман (1960)

◾️ «Процесс Жанны д’Арк». Робер Брессон (1962)

◾️ «Ланселот Озерный». Робер Брессон (1974)

◾️ «Андрей Рублев». Андрей Тарковский (1966)

◾️ «Имя розы». Жан-Жак Анно (1986)

◾️ «Похищенный рай». Клайв Доннер (1988)

◾️ «Первый рыцарь». Джерри Цукер (1995)

◾️ «Трудно быть богом». Алексей Герман (2013)

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;