Средневековая философия
Номинализм: начало идей Возрождения и Реформации
Номинализм укрепил позиции светской власти и подготовил почву для идей Возрождения и Реформации. Как именно? Узнаем в этой части, а еще познакомимся с главными представителями номинализма.
В противовес доминиканской схоластике Фомы Аквинского в конце 13 века оформляется очень сильное течение францисканской схоластики — номинализм (от лат. nomen — имя). Поговорим сегодня о нем и двух ключевых его представителях — Дунсе Скоте и Уильяме Оккама.
🧱 Номинализм во многом подготовил почву для идей Возрождения и Реформации, предложив другой взгляд на основные проблемы средневековой философии 👇
🔎 Соотношение общего и единичного (проблема универсалий). Если Аквинат считал, что общие понятия (универсалии) предшествуют единичным вещам, вечно пребывая в уме Бога, то номиналисты отстаивают первичность единичного перед общим. Бог сотворил единичные вещи, но он не создавал общих понятий («квадратный», «справедливый», «человечный» и так далее) — последние производятся человеком в процессе познания. Они существуют лишь в нашей голове и являются всего лишь словами, обобщенными именами (nomina) для данных нам в опыте вещей.
🧠 Соотношение разума и опыта. Из этого следует, что в познании опыт играет едва ли не важнейшую роль. Такой идейный поворот предвосхитил развитие опытного естествознания через 2–3 столетия. Например, колоритный образ монаха-францисканца, который доверяет лишь своим наблюдениями и расследует загадочные убийства в монастыре, есть в романе Умберто Эко «Имя розы».
💒 Соотношение церкви и государства. Вопреки Аквинату, утверждавшему, что духовная власть выше светской, номиналисты принимают сторону светской власти. Они вплотную подошли к концепции общественного договора — государство учреждается с помощью согласия людей. Церковь не должна стоять во главе государства и использовать костры для утверждения христианских догматов. Папу, если он совершит преступление, можно судить светским судом.
Поговорим о философии Дунса Скота, который наряду с Фомой Аквинским считается наиболее важным философом-теологом Высокого Средневековья.
💁🏻♂️ Дунс Скот (1265–1308) родился в Шотландии. Вступил в нищенствующий францисканский орден. Преподавал в Оксфорде, а затем в Париже. Получил прозвище «доктор тонкий» (doctor subtilis) за проникающий и тонкий образ мысли. Существует миф, будто Дунса Скота похоронили заживо: он был предрасположен к коме, а его слуги, который об этом знал, рядом не оказалось. Но эта версия смерти была опровергнута еще в 15 веке.
🐴 Реально существуют только единичные вещи, а «чтойности» и «этости» нереальны. По Скоту реально (субстанциально) существуют только единичные вещи. Формы и сущности («чтойности») также существуют, но не реально, а исключительно как объекты божественного Ума. Существование индивидуальных вещей возможно благодаря добавлению к «чтойности» (например, «лошадности») особого признака — «этости» (лат. haecceitas), превращающего данную вещь именно в «эту» субстанцию («эту лошадь») и непохожую ни на какую другую.
🤗 Отсутствие заранее заданных общих понятий очень важно и в богословском смысле. Этот тезис позволяет Дунсу Скоту возвеличить свободу и всемогущество Творца, который не был скован никакими понятиями и алгоритмами в процессе творения. Бог творит вещи, соединяя различные свойства, например, человек = двуногое + бесперое, крокодил = хищник + рептилия. Какие свойства с какими соединить, решает только он — для него нет никаких разумных правил и алгоритмов, которым он обязан следовать. Акт творения имеет волевую природу, он ничем не запрограммирован.
🗣 «Всемогуществу Бога возможно все то, что не заключает в себе очевидного противоречия»; «поэтому я утверждаю, что Бог может сделать одно и то же тело помещенным во многих местах, равно как и может создать два тела в одном и том же месте; и если бы к тому не было никакого другого основания, кроме того, что доводы в пользу противоположного могут быть опровергнуты, это не должно считаться невозможным для Бога, ибо многое может Бог, чего мы не можем понять».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Еще один яркий представитель номинализма — Уильям Оккам.
🧔🏻 Уильям Оккам (1285–1347) родился в английской деревне Окхэм. Учился и преподавал в Оксфордском университете, где на него сильно повлиял Дунс Скот. В это время Уильям примкнул к францисканцам-спиритуалам и выступил против папства. Получил прозвище «непобедимый доктор» (doctor invincibilis) за свои логические и аргументативные навыки — в публичных богословских диспутах он всегда одерживал верх над оппонентами. В 1324 году Оккама обвинили в ереси, и он оказался в тюрьме. Через 4 года бежал к императору Людовику Баварскому. По легенде, он обратился к Людовику со словами «Ты защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером».
🪒 Бритва Оккама. По сей день в науке используют методологический принцип, сформулированный «непобедимым доктором», он называется «бритва Оккама»:
🗣 «Не следует умножать сущностей без необходимости».
👆 Суть этого метода заключается в том, чтобы опираться на разум и факты и «экономить» мышление. Ведь самое простое объяснение обычно оказывается правильным. Надо объяснять неизвестное через то, что уже известно, а не рассуждать о потусторонних силах.
Номинализм имел три важнейших последствия в европейской культуре:
1️⃣ 👀 Развитие эмпиризма в науке и философии, что в конечном счете подготовило эпоху научных революций.
2️⃣ ✝️ Влияние на идеологию Реформации и этику протестантизма, которая, в свою очередь, сформировала капиталистические отношения.
3️⃣ 👑 Укрепление позиций светской власти по отношению к власти духовной — секуляризация.
Уильям Оккам о повиновении Богу вопреки разуму
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день