Средневековая философия
Особенности философии Средневековья
Средневековая философия ставит в центр мировоззрения Бога и определяет весь мир, в том числе человеческое «я», через него. Узнаем, в чем философы опередили свое время и каким они видели человека.
Средневековая философия кажется чем-то очень далеким и непривычным для современного человека, воспитанного в светской культуре и доверяющего науке больше, чем религии. Но на самом деле именно в Средние века впервые появляется тот тип мышления — личностный, проникнутый заботой о своей душе — который нам всем близок и понятен.
🙏 Средневековье изобрело персоналистскую сотериологию — учение о личном спасении. Благодаря сотериологии все философские вопросы приобрели обостренный нравственно-экзистенциальный смысл.
💁🏻♀️В Средние века фактически изобретается понятие личности в современном смысле. Человеческое «Я» — лишь зеркальное отражение божественного «Ты». Сначала осмысляется личностный характер Бога, а потом уже во внутреннем диалоге с этим большим «Ты» (Богом) постепенно скалывается собственное индивидуальное и неповторимое «Я». Именно переизобретение «личности» стало основой европейского Ренессанса, наступившего после Средних веков.
😔 Средневековая мысль породила тончайшую и сложнейшую философию, которую сегодня, к сожалению, мы по большей части утратили. Современные философы, реконструирующие учения того времени, часто с удивлением обнаруживают, насколько далеко ушли вперед средневековые мыслители по сравнению с нами. Например, Фома Аквинский создал учение, впоследствии признанное официальной философией всей католической церкви, а Жан Буридан и Уильям Оккам создали тончайшие логико-семиотические модели, которые современная логика переоткрыла лишь в последние десятилетия.
🔥 Современные представления о Средних веках полны несправедливых искажений. Господствуют мифы о том, что это была эпоха грубости, бескультурья, варварства. Что на площадях постоянно горели костры инквизиции, но на самом деле они заполыхали как раз в эпоху Возрождения. Также распространено мнение о том, что сжигались книги, в действительности же в догутенбергову эпоху книги настолько высоко ценились, что даже запрещенные трактаты бережно хранились в монастырских хранилищах (такой сюжет, например, описан в романе Умберто Эко «Имя Розы»).
😳 Некоторые философы считают, что Средневековье вовсе никуда не уходило — оно просто дремало внутри европейской культуры на протяжении последних 5 веков, чтобы в 21 веке проснуться снова. Такого взгляда придерживались, например, Николай Бердяев, Питирим Сорокин, Георгий Щедровицкий, Александр Зиновьев.
Какой период в философии принято называть Средневековьем и почему?
📖 Понятие «Средние века» (или «Темные века») впервые встречается в текстах писателей-гуманистов итальянского Возрождения. Провозгласив себя прямыми наследниками греко-римской культуры, они назвали столетия, отделявшие их от высокой Античности, «промежуточными» или «средними». В исторической науке условно принято отсчитывать Средние века от падения Западной Римской империи (455) до падения Византии (1453).
🕰 Однако в философии все границы исторических эпох немного сдвинуты. Философы обычно предвосхищают изменения, которые только должны наступить через несколько столетий. Поэтому средневековая философия как особый тип мышления сложилась несколько раньше — она отсчитывается обычно с 2 века нашей эры.
Историю средневековой философии традиционно разделяют на две половины:
1️⃣ Патристика — эпоха Отцов Церкви, со 2 по 7 века нашей эры.
2️⃣ Схоластика — эпоха школ, с 8 по 15 века.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Рассмотрим основные черты философии Средних веков.
😇 Теоцентризм — центральным в мировоззрении является понятие Бога, а Мир и Человек занимают подчиненное положение, являясь лишь творениями Бога.
🌏 Креационизм — учение о том, что Бог создал мир ex nihilo (из ничего). Креационизм предполагает, что Бог трансцендентен, то есть находится за пределами феноменального мира и предшествует ему. В то же время Бог имманентен миру — неотъемлемо присущ ему внутренним образом — поскольку на всех вещах мира лежит отпечаток его божественного замысла, в каждой песчинке можно распознать печать Божественной воли и разума.
📈 Иерархизм — весь мир представлялся строго упорядоченным, как будто в нем есть некая смысловая «вертикаль». На вершине находится Бог, а далее — архангелы, ангелы, человек, животные и вся остальная природа. Высшие сущности (Бога, ангелов) исследует «чистая теология», а сотворенный мир (человека и природу) — «естественная теология».
💚 Символизм — этот мир создан Богом так, что все пронизано символами, только надо уметь их увидеть. Например, если у растения листочки в форме сердца, значит, оно должно помогать от болезней сердца. Мир подобен большой книге. Предназначение человека — читать эту книгу и постигать божественную премудрость, а не выдумывать новые изобретения и не подчеркивать важность своего «Я».
🙌 Провиденциализм — учение о божественном предопределении. «Пути господни неисповедимы» — судьбы мира находятся в руках Бога, хотя это и не исключает человеческую свободу. Предопределен не ход событий, а их конечный исход.
⌛️ Эсхатология — учение о конце света. Средневековый человек жил в постоянном ожидании конца мира, конца истории. Причем это не было для него исключительно трагическим понятием. Напротив, конец истории должен все расставить на свои места и придать смысл всему, что было и есть.
О вере, свободе воли, зле — посмотрим на 10 ярких цитат средневековых философов.
1️⃣ Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться. (Аврелий Августин).
2️⃣ Вера, не просветленная разумом, не достойна человека. (Пьер Абеляр)
3️⃣ Абсолютное зло невозможно, оно непременно уничтожило бы само себя. (Фома Аквинский)
4️⃣ Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много. (Василий Кесарийский)
5️⃣ Свобода воли дарована человеку, чтобы он сам делал выбор между добрыми поступками, приближающими его к Богу, и злыми, отстраняющими от Бога. (Фома Аквинский)
6️⃣ Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми. (Аврелий Августин)
7️⃣ Язык порождается мышлением и порождает мышление. (Пьер Абеляр)
8️⃣ Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому. (Аврелий Августин).
9️⃣ Скупость — это постоянная бедность из страха перед нищетой. (Бернар Клервоский)
🔟 Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры. (Уильям Оккам)
Почему нас волнуют груши Августина?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день