Средневековая философия
Патристика: что говорили богословы о Боге и Христе
Высказывания Отцов Церкви сегодня лежат в основе христианства и принимаются за истину, а тогда они рождались в эмоциональных спорах. Посмотрим, кем они были и какие вопросы решали.
Поговорим о патристике. О чем рассуждали Отцы Церкви?
✝️ Патристика (эпоха Отцов Церкви) начинается примерно с 2 века— тогда была еще жива память об апостолах и их учениках.
📖 Отцы Церкви — почетный титул, используемый применительно к богословам, которые внесли огромный вклад в формирование догматики, организационного устройства и обрядовой стороны христианства.
⚖️ В эпоху яростных споров о важнейших вопросах веры Отцы Церкви сумели найти золотую середину между крайностями и предложить наиболее взвешенные и продуманные формулировки, ставшие с тех пор ортодоксальными.
🗯 Самые яростные споры шли во время двух Вселенских соборов — Никейского (325 год) и Константинопольского (553 год), в результате которых был принят христианский «Символ веры».
Согласно ему, христианин должен верить в:
🔹 Бога-Отца, Вседержителя и Творца;
🔹 Святого Духа, говорившего через пророков;
🔹 Святую Церковь как сообщество истинно верующих, идущее от апостолов;
🔹 Иисуса Христа — единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога-Отца;
🔹 Который воплотился от Девы Марии и Святого Духа, умер за людей на кресте и воскрес;
🔹 И когда-нибудь придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых, и воцарится вовеки;
📣 Философский стиль патристики очень эмоционален, полон ярких образов и метафор, выражает глубокое личное стремление не только верить, но и понимать, во что веришь.
Первым важным философским течением Патристики считается Александрийская школа. Она располагалась в Александрии, где были сильны традиции античного неоплатонизма, и поэтому старалась подверстать христианское вероучение под идейные модели неоплатоников.
💡 Еще Филон Александрийский, современник Христа, впервые высказал мысль что Иисус — это Логос. В изложении Филона (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.) Логос (Слово Божье, Разум) — это одновременно и вся совокупность Божественного замысла (платонический Логос — «царство идей»), и живая связь мира (стоический Логос — «мировая душа»), и тварно-личный посредник между Богом и миром (евангельский Логос — Иисус).
🏛 Климент Александрийский продолжил сближение раннего христианства с древнегреческой философией. Климент (ок. 150 г. — ок. 215 г.) пишет, что сам Бог даровал философию древним грекам как инструмент богопознания. Конечно, пророчества и философствование неравнозначны, но они дополняют друг друга — подготавливают душу к истине, к познанию Логоса.
🙅🏻♂️ Вслед за Филоном Климент определяет Бога апофатически, то есть через отрицание. Мы не можем знать, чем является Бог — мы можем лишь понять, чем он не является. Подлинное познание Бога приходит через осознание его непостижимости в привычных понятиях и требует более глубоких духовных усилий.
🐫 Климент Александрийский противопоставляет это мистическое понимание Бога знанию буквальному и плоскому, которым довольствуется большая часть христиан. Для этого он разрабатывает так называемый аллегорический метод толкования Библии. Например, слова Иисуса о том, что легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное, он интерпретирует в том смысле, что «Писание требует от нас не отказа от собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к собственности».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Бог един или троичен? На Никейском соборе (325 год) столкнулись две основные богословские концепции, по-разному понимающие соотношение Бога-Отца, Сына и Святого духа.
🌟 Афанасий Александрийский (295–378) утверждал, что Христос божествен: он целиком есть Логос, Дух Святой, энергийное проявлений Бога-Отца.
👥 Арианство. С другой стороны, пресвитер Арий (256–236) утверждал, что Христос — отдельная от Бога-Отца сущность, он сотворен им и не может быть Богом сам по себе. Ведь сам Иисус называл Бога «Отцом», что уже подразумевает различие. К тому же в Новом Завете есть много отрывков, где подчеркивается смирение и уязвимость Христа — например, молитва в Гефсиманском саду. Иисус — просто человек, который благодаря Святому Духу «обожился»*. Назначение Иисуса — служить посредником между Богом и материальным миром.
*«Обожение» или «теозис» — это неплатоническое понятие, выражающее высшую ступень духовного самосовершенствования.
🤔 Не стоит забывать, что в ту эпоху было широко распространено учение гностицизма, возникшее раньше христианства и по-своему пытавшееся его впитать. Так, в учении гностика Маркиона фактически признавались два Бога — добрый (отец Иисуса) и жестокий — описанный в Ветхом Завете. Второй стоит ниже первого по иерархии.
3️⃣ В конечном счете Никейский собор утвердил догмат о триединстве Бога и равенстве всех трех лиц, которые существуют (1) Вечно, (2) Нераздельно и (3) Неслиянно. При этом Иисуса было принято определять как «рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] все произошло как на небе, так и на земле. А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из не-сущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует вселенская церковь».
Первые попытки систематизации христианской догматики были связаны с самым главным вопросом: кто же такой Христос — Бог или человек?
🤱 Несторианство. Архиепископ Несторий (381–451) утверждал, что Дева Мария родила Иисуса как человека, и он стал Богочеловеком лишь позже — через наитие Святого Духа. Несториане верили, что Иисус не просто «обожился», а «абсолютно обожился», что изменило его природу с человеческой на Богочеловеческую.
😇 На Втором Константинопольском соборе (553 год) была закреплена трактовка Иисуса как Богочеловека, обладающего двуединой природой (диофизитство) — одновременно человеческой и Божественной. Все остальные учения, видящие в Христе только одну природу (монофизитсво) — либо Божественную, либо человеческую — были отвергнуты как ереси.
💡 Любопытный факт: поскольку Грузинская и Армянская православные церкви успели отделиться от Константинопольской раньше, в них до сих пор принимается трактовка Христа, близкая к монофизитству.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день