angle-down facebook instagram vkontakte warning

Средневековая философия

Патристика: что говорили богословы о Боге и Христе

Высказывания Отцов Церкви сегодня лежат в основе христианства и принимаются за истину, а тогда они рождались в эмоциональных спорах. Посмотрим, кем они были и какие вопросы решали.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Поговорим о патристике. О чем рассуждали Отцы Церкви?

✝️ Патристика (эпоха Отцов Церкви) начинается примерно с 2 века— тогда была еще жива память об апостолах и их учениках.

📖 Отцы Церкви — почетный титул, используемый применительно к богословам, которые внесли огромный вклад в формирование догматики, организационного устройства и обрядовой стороны христианства.

⚖️ В эпоху яростных споров о важнейших вопросах веры Отцы Церкви сумели найти золотую середину между крайностями и предложить наиболее взвешенные и продуманные формулировки, ставшие с тех пор ортодоксальными.

🗯 Самые яростные споры шли во время двух Вселенских соборов — Никейского (325 год) и Константинопольского (553 год), в результате которых был принят христианский «Символ веры».

Согласно ему, христианин должен верить в:

🔹 Бога-Отца, Вседержителя и Творца;

🔹 Святого Духа, говорившего через пророков;

🔹 Святую Церковь как сообщество истинно верующих, идущее от апостолов;

🔹 Иисуса Христа — единосущного Бога-Сына, предвечно рождаемого от Бога-Отца;

🔹 Который воплотился от Девы Марии и Святого Духа, умер за людей на кресте и воскрес;

🔹 И когда-нибудь придет второй раз, чтобы судить живых и мертвых, и воцарится вовеки;

📣 Философский стиль патристики очень эмоционален, полон ярких образов и метафор, выражает глубокое личное стремление не только верить, но и понимать, во что веришь.

Первым важным философским течением Патристики считается Александрийская школа. Она располагалась в Александрии, где были сильны традиции античного неоплатонизма, и поэтому старалась подверстать христианское вероучение под идейные модели неоплатоников.

💡 Еще Филон Александрийский, современник Христа, впервые высказал мысль что Иисус — это Логос. В изложении Филона (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.) Логос (Слово Божье, Разум) — это одновременно и вся совокупность Божественного замысла (платонический Логос — «царство идей»), и живая связь мира (стоический Логос — «мировая душа»), и тварно-личный посредник между Богом и миром (евангельский Логос — Иисус).

🏛 Климент Александрийский продолжил сближение раннего христианства с древнегреческой философией. Климент (ок. 150 г. — ок. 215 г.) пишет, что сам Бог даровал философию древним грекам как инструмент богопознания. Конечно, пророчества и философствование неравнозначны, но они дополняют друг друга — подготавливают душу к истине, к познанию Логоса.

🙅🏻‍♂️ Вслед за Филоном Климент определяет Бога апофатически, то есть через отрицание. Мы не можем знать, чем является Бог — мы можем лишь понять, чем он не является. Подлинное познание Бога приходит через осознание его непостижимости в привычных понятиях и требует более глубоких духовных усилий.

🐫 Климент Александрийский противопоставляет это мистическое понимание Бога знанию буквальному и плоскому, которым довольствуется большая часть христиан. Для этого он разрабатывает так называемый аллегорический метод толкования Библии. Например, слова Иисуса о том, что легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное, он интерпретирует в том смысле, что «Писание требует от нас не отказа от собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к собственности».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Бог един или троичен? На Никейском соборе (325 год) столкнулись две основные богословские концепции, по-разному понимающие соотношение Бога-Отца, Сына и Святого духа.

🌟 Афанасий Александрийский (295–378) утверждал, что Христос божествен: он целиком есть Логос, Дух Святой, энергийное проявлений Бога-Отца.

👥 Арианство. С другой стороны, пресвитер Арий (256–236) утверждал, что Христос — отдельная от Бога-Отца сущность, он сотворен им и не может быть Богом сам по себе. Ведь сам Иисус называл Бога «Отцом», что уже подразумевает различие. К тому же в Новом Завете есть много отрывков, где подчеркивается смирение и уязвимость Христа — например, молитва в Гефсиманском саду. Иисус — просто человек, который благодаря Святому Духу «обожился»*. Назначение Иисуса — служить посредником между Богом и материальным миром.

*«Обожение» или «теозис» — это неплатоническое понятие, выражающее высшую ступень духовного самосовершенствования.

🤔 Не стоит забывать, что в ту эпоху было широко распространено учение гностицизма, возникшее раньше христианства и по-своему пытавшееся его впитать. Так, в учении гностика Маркиона фактически признавались два Бога — добрый (отец Иисуса) и жестокий — описанный в Ветхом Завете. Второй стоит ниже первого по иерархии.

3️⃣ В конечном счете Никейский собор утвердил догмат о триединстве Бога и равенстве всех трех лиц, которые существуют (1) Вечно, (2) Нераздельно и (3) Неслиянно. При этом Иисуса было принято определять как «рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] все произошло как на небе, так и на земле. А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из не-сущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует вселенская церковь».

Первые попытки систематизации христианской догматики были связаны с самым главным вопросом: кто же такой Христос — Бог или человек?

🤱 Несторианство. Архиепископ Несторий (381–451) утверждал, что Дева Мария родила Иисуса как человека, и он стал Богочеловеком лишь позже — через наитие Святого Духа. Несториане верили, что Иисус не просто «обожился», а «абсолютно обожился», что изменило его природу с человеческой на Богочеловеческую.

😇 На Втором Константинопольском соборе (553 год) была закреплена трактовка Иисуса как Богочеловека, обладающего двуединой природой (диофизитство) — одновременно человеческой и Божественной. Все остальные учения, видящие в Христе только одну природу (монофизитсво) — либо Божественную, либо человеческую — были отвергнуты как ереси.

💡 Любопытный факт: поскольку Грузинская и Армянская православные церкви успели отделиться от Константинопольской раньше, в них до сих пор принимается трактовка Христа, близкая к монофизитству.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;