angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Андрей Тарковский

От «Андрея Рублева» до «Жертвоприношения»: двадцать лет режиссуры

Показывать настоящее через прошлое или наоборот опережать время: Тарковский отличался бескомпромиссностью, поэтому не боялся критики. Изучим двадцатилетний отрезок творчества, который это доказывает.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

🎥 В фильме 1966 года «Андрей Рублев» на фоне непростых событий 15 века — татаро-монгольское иго на Руси, междоусобицы, народные волнения — показано становление и развитие Андрея Рублева как личности и как творца.

🧐 Действие происходит в 15 веке, но для Тарковского это лишь антураж, который ему нужен, чтобы рассказать историю о современном ему интеллигенте с его сомнениями и проблемами.

🤫 Идея этого фильма принадлежит Василию Ливанову, тому самому актеру, который играл Шерлока Холмса. Он придумал концепцию фильма и поделился ей с Тарковским и Кончаловским, а они написали сценарий. Но главная роль досталась не Ливанову, а Анатолию Солоницыну. Он молчал 4 месяца, прежде чем заговорить в кадре. Так актер хотел добиться достоверности, ведь Рублев, прежде чем заговорить, молчал много лет.

🙅‍♀️ Фильм был отснят к 1965 году, ограниченная премьера его состоялась только в 1967, но фильм не был выпущен в широкий прокат — после премьеры он лег на полку. Фильм критиковали за насилие, жестокость, очернение образа Руси, русофобию и наготу. В официальный прокат фильм выпустили только в 1971 году.

🎬Весь фильм черно-белый, а в конце кадры с иконами показаны цветными. Сначала мы видим грязь, средневековую мерзость, человеческое паскудство, жестокость и из всей это грязи вырастает великое искусство Андрея Рублева. И оно предстает перед нами не серым, а цветным, во всей своей красе.

🏆 Фильм входит в тройку любимых картин Ингмара Бергмана.

Жестокость в фильмах Тарковского

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

На съемках фильма «Сталкер»

В 1979 году снимается фильм «Сталкер». Это экранизация повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».

✨ После падения загадочного космического тела на Земле возникла Зона, в которой происходят необъяснимые явления. Зона влечет к себе людей в первую очередь тем, что в самом центре ее существует некая Комната, в которой человек, добравшийся до нее, получает в награду исполнение всех желаний. Чтобы проникнуть на запретную территорию, нужен проводник. Так родилась новая профессия — сталкер.

✍️🏻 Братья Стругацкие написали около 9 вариантов сценария. Тарковский сам не понимал, что именно он хочет видеть. Однажды он даже поставил перед Стругацкими задачу «ускучнить» сценарий. Вот, что об этом времени вспоминают авторы 👇

🗣 «Нам посчастливилось работать с гением, сказали мы тогда друг другу. Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения удовлетворил».

😡 К лету 1977 года был готов черновой вариант фильма. Тарковского этот вариант не устроил. Фильм погиб в лаборатории. Тарковский обвинил во всем и уволил оператора Георгия Рерберга, с которым у них и до этого были разногласия.

🙅‍♀️ Фильм нужно было снимать заново. Пригласили нового оператора, Леонида Калашникова, но он ушел со съемок, пережив несколько крупных споров с режиссером и так и не получив от Тарковского внятных указаний.

✅ Тарковский приступил к третьему «Сталкеру», попытка оказалась удачной. Оператор третьего Сталкера — Александр Княжинский. О нем Тарковский написал в дневнике следующее 👇

🗣 «Он мне абсолютно подходит, он творческий импотент».

Кадр из фильма «Сталкер»

Вот что пишет Тарковский о своем фильме👇

🗣 «Что касается идеи Сталкера, то ее нельзя вербально сформулировать, это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить, для этого он ходит в Зону, в насквозь прагматичном мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона, тоже никому не нужна. То есть фильм о победе материализма».

🗣 «В „Сталкере“ важен, может быть, не сам Сталкер, гораздо важнее Писатель, который туда пошел циником, прагматиком, а вернулся оттуда человеком, который заговорил о человеческом достоинстве. Он говорит, что вообще не пойдет в эту комнату, потому что знает, что он плохой человек. Для него впервые встал вопрос: плохой он человек или хороший, но раз он об этом задумался, значит, уже тем самым встал на путь. И когда Сталкер говорит, что все бесполезно, что никто ничего не понял, что он никому не нужен, он ошибается, потому что Писатель понял».

Кадр из фильма «Ностальгия»

В 1982 году уезжает в Италию снимать фильм «Ностальгия».

Вот что он пишет об этом фильме 👇

🗣 «Для меня очень важно показать еще и еще раз, как необходимо для людей общение. Когда человек замыкается в своем углу, живет только для себя, то и спокойствие, которое царит в нем, оказывается обманчивым. Но как только два человека вступают в контакт, то сразу же возникает проблема: как можно углубить его. Мой фильм — прежде всего о конфликте двух форм цивилизации, двух разных способов жизни, двух разных способов мышления. Кроме того, о тех трудностях, которые возникают в отношениях людей».

Советуем интервью с режиссером об этой картине.

Кадр из фильма «Жертвоприношение»

💥 Если «Ностальгия» был советско-итальянским фильмом, то картина «Жертвоприношение» стала единственной западной картиной Тарковского. Философская драма о надвигающейся катастрофе снималась в Швеции.

🤝 Из-за этого фильма Тарковского часто сравнивают с Бергманом. Оператор фильма — бергмановский — Свен Нюквист, главную роль играет Эрланд Юзефсон, один из главных актеров Ингмара Бергмана. Фильм даже стерильным получился, как у Бергмана.

🗣«Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», — писал Тарковский.

Творческие планы Тарковского

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;