angle-down facebook instagram vkontakte warning

Андрей Тарковский

От «Андрея Рублева» до «Жертвоприношения»: двадцать лет режиссуры

Показывать настоящее через прошлое или наоборот опережать время: Тарковский отличался бескомпромиссностью, поэтому не боялся критики. Изучим двадцатилетний отрезок творчества, который это доказывает.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

🎥 В фильме 1966 года «Андрей Рублев» на фоне непростых событий 15 века — татаро-монгольское иго на Руси, междоусобицы, народные волнения — показано становление и развитие Андрея Рублева как личности и как творца.

🧐 Действие происходит в 15 веке, но для Тарковского это лишь антураж, который ему нужен, чтобы рассказать историю о современном ему интеллигенте с его сомнениями и проблемами.

🤫 Идея этого фильма принадлежит Василию Ливанову, тому самому актеру, который играл Шерлока Холмса. Он придумал концепцию фильма и поделился ей с Тарковским и Кончаловским, а они написали сценарий. Но главная роль досталась не Ливанову, а Анатолию Солоницыну. Он молчал 4 месяца, прежде чем заговорить в кадре. Так актер хотел добиться достоверности, ведь Рублев, прежде чем заговорить, молчал много лет.

🙅‍♀️ Фильм был отснят к 1965 году, ограниченная премьера его состоялась только в 1967, но фильм не был выпущен в широкий прокат — после премьеры он лег на полку. Фильм критиковали за насилие, жестокость, очернение образа Руси, русофобию и наготу. В официальный прокат фильм выпустили только в 1971 году.

🎬Весь фильм черно-белый, а в конце кадры с иконами показаны цветными. Сначала мы видим грязь, средневековую мерзость, человеческое паскудство, жестокость и из всей это грязи вырастает великое искусство Андрея Рублева. И оно предстает перед нами не серым, а цветным, во всей своей красе.

🏆 Фильм входит в тройку любимых картин Ингмара Бергмана.

Жестокость в фильмах Тарковского

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

На съемках фильма «Сталкер»

В 1979 году снимается фильм «Сталкер». Это экранизация повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».

✨ После падения загадочного космического тела на Земле возникла Зона, в которой происходят необъяснимые явления. Зона влечет к себе людей в первую очередь тем, что в самом центре ее существует некая Комната, в которой человек, добравшийся до нее, получает в награду исполнение всех желаний. Чтобы проникнуть на запретную территорию, нужен проводник. Так родилась новая профессия — сталкер.

✍️🏻 Братья Стругацкие написали около 9 вариантов сценария. Тарковский сам не понимал, что именно он хочет видеть. Однажды он даже поставил перед Стругацкими задачу «ускучнить» сценарий. Вот, что об этом времени вспоминают авторы 👇

🗣 «Нам посчастливилось работать с гением, сказали мы тогда друг другу. Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения удовлетворил».

😡 К лету 1977 года был готов черновой вариант фильма. Тарковского этот вариант не устроил. Фильм погиб в лаборатории. Тарковский обвинил во всем и уволил оператора Георгия Рерберга, с которым у них и до этого были разногласия.

🙅‍♀️ Фильм нужно было снимать заново. Пригласили нового оператора, Леонида Калашникова, но он ушел со съемок, пережив несколько крупных споров с режиссером и так и не получив от Тарковского внятных указаний.

✅ Тарковский приступил к третьему «Сталкеру», попытка оказалась удачной. Оператор третьего Сталкера — Александр Княжинский. О нем Тарковский написал в дневнике следующее 👇

🗣 «Он мне абсолютно подходит, он творческий импотент».

Кадр из фильма «Сталкер»

Вот что пишет Тарковский о своем фильме👇

🗣 «Что касается идеи Сталкера, то ее нельзя вербально сформулировать, это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить, для этого он ходит в Зону, в насквозь прагматичном мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона, тоже никому не нужна. То есть фильм о победе материализма».

🗣 «В „Сталкере“ важен, может быть, не сам Сталкер, гораздо важнее Писатель, который туда пошел циником, прагматиком, а вернулся оттуда человеком, который заговорил о человеческом достоинстве. Он говорит, что вообще не пойдет в эту комнату, потому что знает, что он плохой человек. Для него впервые встал вопрос: плохой он человек или хороший, но раз он об этом задумался, значит, уже тем самым встал на путь. И когда Сталкер говорит, что все бесполезно, что никто ничего не понял, что он никому не нужен, он ошибается, потому что Писатель понял».

Кадр из фильма «Ностальгия»

В 1982 году уезжает в Италию снимать фильм «Ностальгия».

Вот что он пишет об этом фильме 👇

🗣 «Для меня очень важно показать еще и еще раз, как необходимо для людей общение. Когда человек замыкается в своем углу, живет только для себя, то и спокойствие, которое царит в нем, оказывается обманчивым. Но как только два человека вступают в контакт, то сразу же возникает проблема: как можно углубить его. Мой фильм — прежде всего о конфликте двух форм цивилизации, двух разных способов жизни, двух разных способов мышления. Кроме того, о тех трудностях, которые возникают в отношениях людей».

Советуем интервью с режиссером об этой картине.

Кадр из фильма «Жертвоприношение»

💥 Если «Ностальгия» был советско-итальянским фильмом, то картина «Жертвоприношение» стала единственной западной картиной Тарковского. Философская драма о надвигающейся катастрофе снималась в Швеции.

🤝 Из-за этого фильма Тарковского часто сравнивают с Бергманом. Оператор фильма — бергмановский — Свен Нюквист, главную роль играет Эрланд Юзефсон, один из главных актеров Ингмара Бергмана. Фильм даже стерильным получился, как у Бергмана.

🗣«Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», — писал Тарковский.

Творческие планы Тарковского

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;