angle-down facebook instagram vkontakte warning

Андрей Тарковский

«Иваново детство»: новый взгляд на военное кино

Тарковский снял военный фильм без героики: ему было важно показать смену состояния героя. Он изменил жанр и показал, что главные сражения всегда происходят внутри человека.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадры со съемок фильма «Иваново детство»

⭐️ Фильм «Иваново детство» 1962 года стал дебютом Андрея Тарковского в полном метре и настоящим началом его пути, изменил жанр военного кино и получил признание — Золотого льва на фестивале в Венеции, одном из главных фестивалей мира. Фильм заслужил высокую оценку великого шведского режиссера Ингмара Бергмана и великого польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, а лауреат нобелевской премии философ Жан-Поль Сартр посвятил ему две статьи.

📖 Это экранизация повести крупного советского писателя Владимира Богомолова «Иван» 1957 года. По повести сценарист Михаил Папава написал сценарий (кстати, в фильме предполагался хэппи-энд). Сценарий поручили экранизировать режиссеру Эдуарду Аббалову, но кино получилось фальшивым, фильм закрыли и пленку списали. В 1961 году решили снова вернуться к этому сценарию. Режиссером назначили Тарковского.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадр из фильма «Иваново детство»

👮🏼‍♂️ Капитана Холина сыграл Валентин Зубков. На эту роль Тарковский хотел позвать Высоцкого, но его не утвердили.

🚶‍♂️Коля Бурляев, который исполняет роль Ивана, к тому времени уже сыграл в короткометражке Кончаловского «Мальчик и голубь». Тарковский сразу выбрал его на эту роль, но чтобы держать парня в тонусе, рассказывал, что постоянно проводит другие кастинги. Тарковский очень верил в него и даже написал в дневнике перед съемками: «У меня было четыре гаранта — Коля Бурляев, оператор Вадим Юсов, художник Евгений Черняев и композитор Вячеслав Овчинников».

Позже работу Коли Бурляева да и свою Тарковский раскритикует. Вот что он пишет в 1973 году 👇

🗣 «Во-первых, там очень плохо играет мальчик. Очень плохо. Во-вторых, картина претенциозна, все сделано чересчур, без чувства меры, но она мне дорога как первая самостоятельная работа».

Андрей Тарковский и Вадим Юсов на съемках фильма «Иваново детство»

🎞 Проанализируем работу оператора Вадима Юсова. Вспомните, какие кадры особенно запомнились,
и подумайте, как оператор добивается выразительности.

Кадр из фильма «Иваново детство»

Давайте поговорим о главной идее фильма. Вот что пишет режиссер👇

🗣 «В „Ивановом детстве“ я не пытался анализировать сам процесс, а скорее состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, происходит нарушение логического развития, особенно, когда это касается психики ребенка».

😬 Эту картину иногда называют экзистенциальной. Экзистенциализм — это ощущение себя на грани (например, перед казнью или как в фильме Аньес Варда «Клео от 5 до 7» перед тем, как врач поставит тебе диагноз).

🤯 В фильме «Иваново детство» ребенок постоянно находится на грани смерти, он в ужасе, в кошмаре войны. Поэтому его психика нацелена на очень экспрессивное, живое восприятие бытия, при этом болезненное.

🧨 Тарковского не интересовала традиционная героика войны, танки и артиллерия. Он хотел создать более камерную историю, сосредоточенную на внутреннем мире ребенка, психика которого сломана войной.

Посмотрим на художественные решения 👇

🔳 Влияние экспрессионизма. Экспрессионизм — это нестандартные, очень острые пластические решения: декорации изломанные, вывернутые наизнанку, сильные контрасты света и тени, болезненные сюжеты и характеры. Лес, затопленный водой, сожженная деревня, бункер, где располагается штаб, — ощущение, что декорации «Иванова детства» покореженные, и это, конечно, метафора войны. Резкие контрасты, глубокие тени, мрак — режиссер и оператор обращаются к определенной эстетике, чтобы раскрыть глубинную сущность персонажа, подчеркнуть его изломанную психику.

💤 Мотив сна. Сны станут одной из важных черт почерка Тарковского. Вот что он говорит 👇

🗣 «Ему снится та жизнь, которой он лишен, обыкновенное детство. Во снах должно быть обыкновенное, счастливое детство. В жизни — та страшная нелепость, которая происходит, когда ребенок вынужден воевать».

📹 Субъективная камера — то есть камера, которая показывает происходящее глазами героя. Это позволяет глубже проникнуть в персонажа. Интересно, что мы смотрим на мир не только глазами Ивана: «вальс жизни» в березовом лесу мы видим глазами медсестры Маши.

Документальные кадры в фильме «Иваново детство»

На фильмы каких режиссеров опирается Тарковский?

⚡️Для тех, кто хочет погрузиться в фильм, советуем бездонный колодец интересной информации: тут и о музыке Овчинникова, и интервью Юсова, и воспоминания актеров, рецензии, отрывки из бесед с режиссером и мнение о фильме ВГИКовского мастера Тарковского — Михаила Ромма.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;