Андрей Тарковский
Особенности фильмов Тарковского
Мотив сна, медленная камера, долгие планы: Тарковский будто гипнотизирует зрителя. Узнаем зачем и определим главные черты киноязыка режиссера.
Определим основные черты киноязыка Тарковского. Но для начала посмотрим на фильмы, которые любил режиссер. В 1972 году кинокритик Леонид Козлов попросил Тарковского назвать 10 любимых фильмов.
Вот они👇
▪️ Дневник сельского священника (Journal d’un cure de campagne, 1950). Робер Брессон
▪️ Причастие (Nattvardsgasterna, 1962). Ингмар Бергман
▪️ Назарин (Nazarin, 1959). Луис Бунюэль
▪️ Земляничная поляна (Smultronstallet, 1957). Ингмар Бергман
▪️ Огни большого города (City Lights, 1931). Чарли Чаплин
▪️ Сказки туманной луны после дождя (Ugetsu monogatari, 1953). Кендзи Мидзогути
▪️ Семь самураев (Shichinin no samurai, 1954). Акира Куросава
▪️ Персона (Persona, 1966). Ингмар Бергман
▪️ Мушетт (Mouchette, 1967). Робер Брессон
▪️ Женщина в песках (Suna no onna, 1963). Хироси Тэсигахара
Разберемся, как эти фильмы повлияли на кинематограф Андрея Тарковского.
1. Кадр из из фильма «Сказки туманной луны после дождя»
2. Кадр из фильма «Солярис»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👼 В этом списке 3 фильма Ингмара Бергмана и 2 фильма Робера Брессона. Это режиссеры, которые имеют дело с духовными и даже божественными сущностями. Католик Брессон в своих фильмах подводит нас к мысли о том, что бог есть. А Бергман отрицает бога из-за тяжелых отношений с верующим отцом. Первые три фильма в списке — о священниках. Тарковский через свои предпочтения в кино раскрывает нам, какие темы его интересуют.
👽 «Солярис» получился похожим на еще один фильм из этого списка — «Сказки туманной луны после дождя» Мидзогути. Фильмы совпадают тематически: фильм Мидзагути повествует о том, как мужской мир, мир войны, сказывается на женских судьбах. Одну из главных героинь когда-то жестоко убили мужчины, и теперь она стала призраком. Она заманивает к себе в дом главного героя, и пытается его влюбить в себя, несмотря на то, что она призрак. Даже после смерти она хочет любви. Очень похоже на «Солярис», где главная героиня тоже в некотором смысле, призрак. Она возвращается к мужчине, чтобы требовать его тепло.
🗻 Влияние «Семи самураев» сказывается прежде всего на фильме Тарковского «Андрей Рублев», некоторые сцены в этом фильме сделаны очень по-японски, под влиянием Куросавы.
Тарковского называют режиссером-сновидцем. Он огромное внимание уделял сновидениям. Для Тарковского самым важным было превратить жизнь в сон, создать у зрителя ощущение, будто тот видит сновидение. Поэтому в его картинах постепенно начинает преобладать иррациональное. 💭
👀 В «Ивановом детстве» мы видим не объективную реальность, а реальность глазами ребенка с покореженной войной психикой.
📖 В фильме «Андрее Рублев» нет попытки подлинно воссоздать историю России, это фильм-размышление, фильм-проповедь.
🌘 Начиная с «Соляриса», мы имеем дело с глобальным отходом от реалистичности. Однако в понимании Тарковского от реалистичности он не отходит: он по-прежнему остается верен фактуре и своему пониманию времени в кинематографе, но для него правда в кино носит характер чисто кинематографический.
Логика сна в его фильмах заявляет о себе даже на уровне повествовательной структуры: не всегда мы можем проследить сюжет, мы имеем дело с чем-то, что не поддается объяснению здравым смыслом.
Бергман назвал Тарковского величайшим мастером кино, «создателем нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон».
Притчевое начало в фильмах Тарковского
Давайте посмотрим, по каким еще чертам можно узнать Андрея Тарковского 👇
🎬 Долгие планы. То есть от одной монтажной склейки до другой проходит много времени (в отличие, например, от клипового монтажа, где монтажная склейка — каждые 2–3 секунды).
🎥 Медленное движение камеры, плавные проезды. Вспомните, как резко Тарантино наезжает камерой на нужные ему объекты и так же резко отъезжает. Здесь мы имеем дело с противоположным.
🏞 Горизонтальные и вертикальные панорамы. Панорама — это съемка с плавным разворотом камеры вокруг вертикальной или горизонтальной оси.
🐚 Внимание к фактуре, к мельчайшим деталям. В фильме «Сталкер» есть долгий план без склеек, когда камера летит над водой. Мы видим в воде мелочи: репродукции икон Гентского алтаря, ракушки, листья календаря, наперстки — все это Тарковский лично выкладывал, много метров этого натюрморта, каждую деталь.
🎧 Богатство шумов. Также скрупулезно он выстраивает и звуковую партитуру. Она насыщенная, плотная и разнообразная.
👨👩👦 Тематические особенности фильмов автора. Тарковский часто обращается к теме детства, теме отца и матери, а также теме Бога, духовных поисков.
Вот что сказал о нем режиссер Александр Сокуров 👇
🗣«В православном смысле Тарковский не был верующим человеком, у меня нет в этом сомнений, он был свободным философом, я думаю, он был философом по самой своей природе, а не по образованию или склонностью ума».
Тарковский добивается чрезвычайной выразительности при минимальных средствах, выражая очень сложные мысли и чувства художника.
Отсылки к высокому искусству в фильмах Тарковского
1. Анатолий Солоницын в фильме «Андрей Рублев»
2. Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский
3. Николай Гринько в фильме «Иваново детство»
4. Николай Гринько в фильме «Андрей Рублев»
5. Николай Гринько и Андрей Тарковский
У Тарковского снимаются первоклассные актеры. Мы выделим двух — Анатолия Солоницына и Николая Гринько.
🎭 С Анатолием Солоницыным они сделали 4 фильма. «Андрей Рублев» — это дебют актера. До этого он играл в провинциальном театре, но не был известен. Тарковскому как раз нужен был актер без шлейфа ролей.
Потом он будет играть небольшую роль в «Солярисе» и совсем маленькую роль доктора — в «Зеркале». Причем эта роль была написана специально для него — Тарковский считал, что это настолько важный для него фильм, что в нем обязательно должен появиться его любимый актер. Солоницын же должен был играть главную роль в фильме «Ностальгия», но умер.
Друзья звали актера Отто. В «Жертвоприношении» один из героев — почтальон по имени Отто. Это отсылка Тарковского к своему любимому актеру.
🎭 Николай Гринько — это талисман Тарковского, он сыграл в 5 фильмах режиссера. Он всегда олицетворяет отца: в «Ивановом детстве» он командир, и Иван к нему относится как отцу. В «Андрее Рублеве» он скорее старший брат Андрея Рублева. В «Солярисе» — он отец главного героя, Криса.
Вот как он вспоминал первую встречу с Тарковским👇
🗣«За режиссера я сначала принял оператора Вадима Юсова — он был в той компании самый солидный, серьезный. И потом сильно удивился, когда мне показали настоящего режиссера: молоденький парнишка, скуластый, улыбающийся, взнервленный, немного даже заикающийся, и в очень странной кепочке. Он дал мне прочитать сценарий. Сценарий мне сильно не понравился. Я уже тогда снялся в пяти-шести картинах и считал себя знатоком кино. Я привык, что раз речь идет о войне, то должны быть какие-то масштабные коллизии, пушки, танки. А тут ничего этого нет. Судьба какого-то мальчишки.
(...) Пока шел фильм, ругал себя всеми нехорошими словами. Как же я, не новичок в кино, не увидел во время съемок, какая делается картина!»
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день