Андрей Тарковский
«Солярис»: космос снаружи и внутри
Тарковский говорил, что планета Солярис пробуждает в людях самое гнусное и показывает им самих себя. Разберемся, почему режиссер выбрал космос для разговора о совести, отношениях и этике человечества.
История создания фильма «Солярис»
Съемки фильма
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👨👦 Одна из центральных тем фильма «Солярис» — тема отца. Тарковский показывает, что технологический прогресс не может развиваться вне нравственного прогресса. Крис — представитель техногенной цивилизации, для которого нравственность мало что значит. Поэтому он и с отцом общается холодно, поэтому он довел до самоубийства Хари. Солярис — это способ заставить героя наконец-то опомниться. Важная фраза, которую он произносит: «Стыд — вот чувство, которое спасет человечество». Раскаянье приведет главного героя к дому, к отцу, к Земле.
Вот что пишет Тарковский 👇
🗣 «Это не связано с характером, это связано с виной человека, это проблема совести, а не просто столкновение с собственным характером. Солярис как бы материализует самое гнусное, что было в этих людях, как бы придвигает к ним зеркало, и они вынуждены посмотреть на себя».
Давайте посмотрим, как снимался фильм 👇
🛣 Знаменитый проезд по автостраде снимался в Токио. Если присмотреться, заметны иероглифы и японские знаки дорожного движения.
🛰 Большая часть кино снималась в шестом павильоне Мосфильма. Декорации создавались с колоссальным трудом. Средств, отпущенных на «Солярис», не хватало. Но Тарковский не терпел халтуры, не снимал, пока все не становилось так, как было задумано. Однажды он отказался снимать сцену до тех пор, пока не будет заменена обивка из кожзаменителя на стенах космического корабля. Привезли не тот цвет и съемка началась, только когда это исправили.
🚀 Декорации делали год. Специально так, чтобы они выглядели потрепанными, без лоска, характерного фантастическим фильмам про космос. Этот момент не понравился многим поклонникам научной фантастики.
🏡 Дом, где живет отец Кельвина, снимался вблизи Звенигорода. В этих местах когда-то снимала дачу мама Андрея Тарковского, и он в детстве там бывал. Ему очень важно было соединить ощущения своего детства с ощущением Криса.
✂️ Одна из сцен снималась в зеркальной комнате. Оператор отражался в зеркалах при любом ракурсе и очень много сил ушло на то, чтобы придумать, как это снять. Придумали и сняли, но сцена в фильм не попала, потому что получилась слишком красивой. Этот момент нам раскрывает один из важнейших принципов работы Тарковского: после «Иванова детства» он избегал всего, что чересчур. Если кто-то называл кадр слишком красивым, он его тут же вырезал.
🎞 Снимали на пленку Kodak. Надо сказать, что Kodak давали не всем режиссерам, в основном снимали на гораздо менее качественную пленку «Свема». Это говорит о том, что Тарковский был в почете. Но пленки было очень мало. Поэтому практически все снято одним дублем — перед съемкой тщательно репетировали. В фильме есть черно-белые кадры. Тарковский попытался сделать так, чтобы это было похоже на художественное решение, но на самом деле просто цветной пленки не хватило.
Отсылки в фильме «Солярис»
Композитор фильма «Солярис» — Эдуард Артемьев, вместе они сделают еще «Зеркало» и «Сталкер».
В своем учебном фильме «Каток и скрипка» и в дебютном — «Иваново детство» Тарковский работал с крупным композитором Вячеславом Овчинниковым. Но постепенно он стал чувствовать в этом чрезмерную эффектность 🎼
Он считал, что музыки в кино не должно быть, потому что режиссер музыкой вытягивает слабые места картины. Однако совсем избавиться от музыки он так и не смог. Музыка остается, но Тарковский пытается ее минимизировать, предпочитая ей набор шумов👂
Эдуард Артемьев в те годы как раз экспериментировал в области электронной музыки. Вместе с Тарковским они подбирали шумовые эффекты для фильма. Но основной музыкальной темой остается Бах — любимый композитор Тарковского. В самом начале и в конце мы слышим композицию Артемьева «Слушая Баха». Это знаменитая фа-минорная хоральная прелюдия Баха, которая превращена во что-то более современное 🎸
🌎 Интересно, что классическая музыка ассоциируется с Землей, вступая в контраст в фильмом Кубрика «Космическая Одиссея» — там классическая музыка Штрауса сопровождала космос. А у Тарковского космос техничный, а Земля звучит, как Бах.
А вот расшифровка некоторых ответов Андрея Тарковского после премьеры фильма в Восточном Берлине в марте 1973 года👇
🗣 «Мы не имеем права даже подумать о том, что можем освободиться от самых простых человеческих вещей: от любви, от деревьев, от воды, то есть — от той Земли, которую мы обязаны нести в себе и сохранить во что бы то ни стало. В определенном смысле, в отличие от Лема, нам хотелось не столько посмотреть на космос, сколько из космоса на Землю».
🗣 «Я уже заметил за собой такую слабость: я люблю делать длинные картины, такие картины, которые совершенно „уничтожают“ зрителя физически. Мне кажется, что фильм от этого превращается из развлекательного во что-то более серьезное. (...) И я думаю, что это достойная работа — и для авторов, и для зрителей».
🗣 «Столкновение с чем-то неизвестным обязательно потребует жесткой нравственной дисциплины. Именно поэтому отец нашего героя говорит о том, что там все очень хрупко,— имея в виду скорее инерцию человеческого мышления, способ человеческого поведения перед лицом этого неизвестного: покуда неизвестного. Причем не с целью сохранить самих себя, хотя это тоже имеет значение, сколько ради того, чтобы не поранить то неизвестное, к которому прикоснется впервые человеческая мысль».
🗣 «Он отлично понимает, что Хари — это недоразумение. Но он отлично понимает и то, что она — результат его душевной слабости. И поэтому не может отделить себя от нее. Поэтому там есть такой разговор — о том, что экспериментировать на этих существах все равно, что отрезать у себя руку или ногу. И в моральном смысле тоже. Но по мере того, как они общаются, происходит другое, чего не ожидает сам Крис. Из этой «схемы» Хари — от общения с ним — превращается в человека. Она одушевляется в результате этого чувства любви. И уже тогда, когда она совершенно становится человеком, вот тогда-то он и понимает, что совершил еще раз ту же самую ошибку, которая произошла с ним десять лет тому назад. Но уже поздно, она уже стала человеком. И тут опять-таки побеждает любовь. Хари второй раз кончает самоубийством — и тем самым спасает Криса. Всё, что происходит между Хари и героем, сама ситуация их отношений — всё это заложено в герое. И тем не менее, именно Крис — из всех этих трех — поступает наиболее последовательно по-человечески. То есть он не может отделить от себя вот это существо, потому что у него очень сильно чувство вины и такое понятие, как совесть, и понимание того, что он к этому имеет прямое отношение. И именно поэтому он болезненнее всех переживает свою драму, и это не драма, а трагедия, потому что в этой ситуации выхода не существует».
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день