Андрей Тарковский
«Зеркало»: фильм-исповедь
Собрать кино из воспоминаний, снов, неуловимых ощущений — «Зеркало» было понятным и непонятным одновременно. Изучим историю самого автобиографического фильма режиссера.
Фильм «Зеркало» — это сновидения и воспоминания главного героя о матери, жене и сыне ☁️
👩👦Идея фильма родилась в 1967 году у Андрея Тарковского и сценариста Александра Мишарина во время их обсуждения искусства и жизни. Тарковский предложить сделать такой фильм под названием «Исповедь», основанный на биографическом материале. Это должен был быть фильм-анкета. Предполагалось, что скрытой камерой будут снимать мать Тарковского и задавать ей глобальные вопросы о жизни, добре и зле, документальные эпизоды должны были разбавляться игровыми. Но позже идею снимать скрытой камерой посчитали аморальной.
Однако «Исповедь» постепенно превратилась в сценарий под названием «Белый-белый день». Это было рабочее название фильма «Зеркало».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры со съемок «Зеркала»
🎥 Оператором фильма был выдающийся мастер Георий Рерберг.
Вот что о его работе сказал оператор Вадим Юсов 👇
🗣 «О фильме „Зеркало“ написано много, но восхищения от этого не становится меньше, восхищает все. Драматургически точное, световое решение, пространство интерьерах и декорациях, природа, в состоянии солнечного, пасмурного, грозового дня и ночи, преданная на экране с предельной выразительностью. Портреты героев в различных световых состояниях».
✂️ Монтировали «Зеркало» долго и трудно. Всего 200 кадров — это для полнометражного фильма относительно немного, но они никак не хотели собираться в единую картину, не прослеживалась внутренняя логика.
Тарковский писал 👇
🗣 «Монтируя картину, я думал о драматургии. Только сделав двадцать вариантов монтажа, я понял, что нужно попробовать склеить материал по какому-то совершенно другому принципу. Не думая о логике. Это был двадцать первый вариант. Тот вариант, который вы видели на экране».
👏 Премьера состоялась в закрытом кругу. После премьеры директор Госкино Филипп Ермаш сказал знаменитую фразу «У нас, конечно, свобода творчества, но не до такой же степени». Фильму дали ограниченный прокат, это единственный фильм Тарковского, который не попал ни на один фестиваль.
Давайте посмотрим, что о «Зеркале» говорит сам Тарковский🔻
🗣 «Единственное, что я сейчас могу утверждать с уверенностью, фильм, который мы сейчас снимаем, не будет иметь никакого отношения к традиционному кинематографу, построенному на изложению сюжета, рассказа. События, вы их последовательности сами по себе не будут иметь никакого значения, смысл всего должен возникать из сопоставления эпизодов прошлого с авторским отношением к этому прошлому и жизни как таковой. Этот фильм должен быть подобен сну, в котором человек ощущает себя старым, ясно осознает, что жизнь прошла и самый важный водораздел им уже пересечен».
Разбор сцены из фильма «Зеркало»
«Зеркало», как и другие фильмы Тарковского, часто кажутся зрителю непонятными. Вот что об этом пишет кинокритик Майя Туровская 👇
«Положа руку на сердце, я не верю, что человек, разбирающийся в кинематографе, мог чего-то не понять в фильме „Зеркало“. Это возможно в сумятице первых впечатлений. Но и стихи ведь не читают единожды. Понимаю упрек в непонятности — за это иные осуждают фильм — как метафору неприятия. Речь, следовательно, о другом — о том, имеет ли право художник говорить о проблемах века на свой собственный, поэтический лад?»
Вспомните вашу встречу с Тарковским. Все ли вам показалось понятным? Или фильму совсем необязательно быть таким?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день