Связь тела и психики
Сензитивные периоды: развитие мозга и его функций
Почему в детстве учиться проще, чем в старости? Разбираемся, как тело и психика взаимодействуют в разном возрасте.
Как мы уже говорили, человек не рождается полностью развитым.
📌 Первые 20 лет жизни нашей психики связаны с постоянным изменением физиологического субстрата — ростом и развитием мозга.
🧒 Подростков не просто так считают неуправляемыми. Дело в том, что в этот период у человека еще не развиты лобные доли, которые являются центром контроля. Поэтому подростки не имеют такой же юридической ответственности как взрослые.
🧠 Существует такое понятие как сензитивный период — время, в течение которого определенная зона мозга и соответствующая ей функция активно растет и развивается.
📚 Например, в 4–5 лет начинает развиваться долговременная память. Именно в это время дети любят слушать одну и ту же сказку — они играют с новой функцией. Слушая знакомую историю, они могут предсказывать будущее на основе воспоминаний.
Сензитивные периоды существуют и для всех остальных функций — памяти, абстрактного мышления, координации движений и так далее.
❌ Если пропустить эти периоды, то восстановить неразвитые функции будет очень сложно, а иногда и совсем невозможно.
🙊 Истории детей-маугли показывают, что если ребенок не научился говорить до 8 лет, то восстановить эту функцию на каком-то уровне еще возможно, а если человек не начал говорить до 12 лет, то он уже никогда не научится.
👫 В подростковом возрасте к этим процессам подключаются гормоны. Происходит формирование гендерных аспектов, которые человек должен проживать именно в этом возрасте. Поэтому психологи выступают за сексуальное просвещение в школах — без него подростки не могут сформировать сексуальный опыт и осознать его. А это может привести к серьезным проблемам в будущем.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
У пожилых людей также есть свои особенности в работе психики.
👨🦳 В старческом возрасте происходит угасание когнитивных функций, в первую очередь из-за того, что происходит сокращение числа клеток мозга.
🎯 Снижается скорость проведение сигналов — реакция становится медленнее.
📚Снижается скорость образования новых связей — сложнее запоминать новую информацию.
❓ При этом есть некоторые данные, по которым скорость обучения в большей степени зависит от того, насколько человек считает себя способным к обучению, чем от того, сколько ему лет. То есть, 80-летний человек, уверенный в своих возможностях, будет учиться быстрее, чем неуверенный 60-летний.
🗣 Тут можно согласиться с Генри Фордом, который говорил:
«Независимо от того, считаете ли вы, что достигните успеха или же не достигните, вы все равно правы».
📌 То есть, отношение к своим возможностям определяет эти самые возможности.
➡️ Вероятно, это связано с тем, как человек реагирует на неудачи. Если он фокусируется на возможном успехе, срабатывает один набор нейромедиаторов, если на поражении — другой.
💞 Нужно помнить об этом правиле самим и напоминать родителям, бабушкам и дедушкам. Пусть они верят в себя и не перестают учиться новому.
Взаимодействие тела и психики в подростковом возрасте
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день