Основы музыкальной теории
Жанр и форма
Музыка состоит из периодов, как текст из предложений, из этого складывается музыкальная форма. В этой части узнаем о форме и ее связи с жанром.
Поговорим о музыкальной форме, узнаем, какие формы называют простыми, и как они связаны с жанрами.
📖 Музыка многие века развивалась в тесной связи с поэзией. В Древней Греции и в Средневековье они были неразрывно слиты, так как профессиональная музыка была преимущественно вокальной. Под непосредственным влиянием церковных текстов сложились специфические музыкальные формы григорианского хорала, протестантского хорала, русского знаменного распева. Везде музыка шла за словом.
✍️ Светские жанры складывались под влиянием светской поэзии и литературы. Мельчайший атом музыкальной формы — мотив (помните, типа «ммм, Данон») — можно уподобить слову. 2-3 мотива образуют фразу — этот термин общий для литературы и музыки. 2-3 фразы — это предложение, тоже общий термин. 2 предложения — период; это слово идет из античной метрики, оно обозначает строки, объединенные ритмическим целым, — то есть строфу.
🧱 Период — самая простая из музыкальных форм. Она же — главный строительный кирпичик всех более сложных классических музыкальных форм. Любое музыкальное произведение классико-романтического периода можно разложить на периоды.
📜 Период — музыкальный аналог строфы, где после первой строки (фразы) можно взять дыхание, после второй поставить запятую, после третьей снова взять дыхание, а после четвертой поставить точку — небольшая мысль завершена.
Например:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
🌕 Теперь послушайте песню, написанную на этот текст Георгием Свиридовым: в ней музыкальная форма и музыкальный синтаксис полностью повторяют поэтическую форму. Куплет песни равен периоду. И хотя в каждом куплете последние две строчки повторяются, такой повтор не дает новое качество формы.
🔲 Так же, как в поэзии длину строки и очертания строфы определяет избранный поэтический метр, период в музыке тоже имеет базовую конфигурацию. Она правильна, симметрична и квадратна: 4 такта + 4 такта = 8 тактов. У Свиридова именно так. Но правила существуют, чтобы их нарушать, и правильные квадратные периоды часто встречаются обычно в песнях и танцевальных жанрах — они сильнее всего подчиняются ритмической схеме: неудобно петь поперек текста и танцевать, если правила танца все время меняются.
🗣 Давайте сначала посмотрим, как это работает в вокальной музыке.
→ Моцарт, Ария Фигаро. Помните, что повтор 3 и 4 строк не дают новый раздел формы.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: первые 25 секунд.
→ Глинка, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: первые 33 секунды.
🔗 Как видите, мы слушаем лишь маленькие фрагменты. Период — кирпичик, он редко бывает самостоятельной формой, но иногда все же бывает, если речь идет о миниатюрах. Например, как в прелюдии №7 ля мажор Шопена, написанной в ритме вальса.
🎵 Но чаще всего период — это форма изложения темы. Послушайте начало Свадебного марша из «Лоэнгрина» Вагнера — какой это правильный квадратный период.
🎤 Простые формы в музыке называют песенными, подчеркивая их связь с вокальной музыкой. К ним относятся простая двухчастная и простая трехчастная формы.
🧩 Двухчастная форма родилась из песенной структуры «запев-припев». Она выгодно отличается от периода, потому что дает возможность развить музыкальную мысль или ввести вторую мысль.
🎶 Послушайте наверняка хорошо вам известную песню Бетховена «Сурок». Куплет состоит из двух небольших периодов: запева и припева.
👶 Двухчастная форма часто встречается в простых детских пьесах — особенно тех, которые связаны с песней.
🌱 Например, «Веселый крестьянин» из «Детских сцен» Шумана: она хоть и для фортепиано, но по жанру это песня, ее мелодии хочется подпевать. Обратите внимание, что обе части повторяются. Это норма.
🍇 Похожий пример — «Итальянская песенка» из «Детского альбома» Чайковского. Здесь повторяется только вторая часть.
🧱 Так же, как период, простая двухчастная форма — важный строительный материал для крупных форм. В ней пишутся отдельные части больших сочинений. Особенно часто простую двухчастную форму можно встретить в танцевальных жанрах, например, в вальсах Шуберта и Шопена.
Или в знаменитом «Вальсе» Грибоедова.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: первые 40 секунд.
В двухчастной форме может быть написана главная или побочная тема в сонатной форме. Например, главная тема в первой части Струнного квартета №1 Бородина.
А также темы медленных частей, финалов сонат и симфоний. Очень часто в двухчастной форме сочиняют темы для вариаций — как в знаменитом Ариозо во второй части Сонаты №32 Бетховена.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
3️⃣ Простая трехчастная форма — самая универсальная из песенных форм. Ее схема — АВА. В ней есть контрастность (средняя часть) и есть симметрия, устойчивость: идентичные первая и третья части держат на себе форму, как две опоры. Ее совершенная архитектоника восходит к французской эстетике, к архитектуре ампира (вспомните триумфальные арки, здания с двумя крыльями или конструкцию Казанского собора в Питере).
🏛 Содержание формы связано с классической риторикой: первая часть (А) — изложение мысли, вторая часть (В) — ее анализ, обсуждение или изложение второй мысли, третья часть (А) — утверждение первоначальной мысли. Конечно, бывает трехчастная форма без репризы, но именно в этом повторении ее основной смысл и красота.
🎻 Трехчастная форма прекрасно чувствует себя самостоятельно, в ней написаны многие инструментальные миниатюры: этюды, прелюдии, ноктюрны, программные пьесы, части сюит.
🔹 Начнем с простого примера: «Немецкая песенка» из «Детского альбома» Чайковского — тут все ясно и понятно.
Аудио-пример на Ютубе
🔹 А вот не такой «квадратный» пример из «Детского альбома» — пьеса «Баба Яга». Успейте заметить, когда начнется серединка.
🔹 Серединка в простой трехчастной форме иногда бывает контрастной. Послушайте «Благородный вальс» из «Карнавала» Шумана.
💃 Трехчастная форма — верный спутник танцевальных жанров. В доклассическую эпоху многие танцы были двухчастными, но если вы вернетесь к «Веселому крестьянину» Шумана, то услышите, что последние строки повторяют первые. Так было сплошь и рядом. Постепенно контрастный элемент во второй части двухчастной формы разрастался. Чтобы его уравновесить, разрасталась заключительная часть — и двухчастная форма выросла в трехчастную.
🔺 Вальсы, марши, менуэты, гавоты, лендлеры — везде вы найдете простую трехчастную форму. Правда, нередко этим сочинение не ограничивается, а простая трехчастная форма оказывается лишь частью более крупной формы. Зато каждая часть обычно повторяется, как повторяются танцевальные фигуры.
→ Шуберт, «Лендлер»
→ Шопен, «Вальс си минор»
→ Прокофьев, «Гавот» из Классической симфонии
🧩 Простая трехчастная форма становится частью более крупных форм не только в танцах. Ее можно встретить где угодно, но особенно часто в серединке третьей части симфонии — хоть у Бетховена, хоть у Чайковского.
→ Бетховен, Симфония №3, 3-я часть
→ Чайковский, Симфония №4, 3-я часть
Есть еще две формы, которые формально не относятся к простым, но и не являются сложными — это вариации и рондо. Обе строятся путем простого сложения песенных форм.
➿ Вариации (однокоренное слово с русским «вариант») — самый понятный жанр: есть тема и череда ее вариантов (от двух-трех до нескольких десятков). Тема повторяется, но каждый раз в новом виде — как человек, который подряд примеряет много нарядов. Схема вариаций: А А1 А2 А3 А4… etc. Для композитора это отличное упражнение на изобретательность.
🗣 Вариации — один из самых старых жанров инструментальной музыки. Его тоже легко сравнить с песней: в песне мелодия куплета повторяется, а слова каждый раз разные. В инструментальных вариациях сохраняется каркас темы, а его обрамление меняется.
🌳 В старинной музыке вариации часто писались на народные темы или темы хоралов. Послушайте вариации нидерландского композитора Яна Питерсзона Свелинка на тему песни «Под зелеными липами» (начало 17 века).
А это уже первая половина 18 века — известнейшая «Пассакалья» Генделя, тоже в форме вариаций. Обратите внимание, как раз за разом он находит новый прием, новую фактуру, сохраняя гармонический остов и визуальный профиль темы.
🐑 Венские классики тоже любили вариации. Они продолжали писать вариации на темы песен — как Моцарт, который сделал вполне серьезный цикл из 12 вариаций на тему детской песни (в России ее поют со словами «Слышишь песню у ворот? То пастух овец зовет»).
Вариации могли быть частью крупного сочинения — например, сонаты. Вариации Моцарта из сонаты ля мажор — одно из самых знаменитых его сочинений.
🎹 В эпоху романтизма вариации стали жанром виртуозной музыки: композиторы состязались в том, чтобы взять простую тему и превратить ее в цепь сложнейших фортепианных (или скрипичных) экзерсисов. Это уже было состязание не столько в фантазии, сколько в виртуозности. Например, как вариации Шопена на тему дуэта из «Дон Жуана» Моцарта.
Такие вариации могли разрастаться до огромных размеров. На излете романтической традиции появилось, например, такое сочинение, как «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова — 24 вариации для фортепиано с оркестром.
🟠 Рондо — по-французски «круг» или «движение по кругу». Схема формы: A B A C A D A E A etc. — мы движемся по кругу, и тема А все время возвращается. Повторяющаяся часть А называется рефрен, другие части — эпизоды.
👥 Рондо тоже очень старая форма, ее предок — средневековые народные песни, которые сопровождали танцы-хороводы: хору удобно петь одно и тоже, он поет повторяющийся рефрен, а солист-запевала может петь и поет разное.
🥁 Самое знаменитое рондо в классической музыке — так называемое «Турецкое рондо», финал сонаты №11 Моцарта. Оно называется «турецким», потому что Моцарт на фортепиано подражает турецким барабанчикам и колокольчикам — турецкая тема тогда была в моде.
Послушайте и посчитайте: сколько в этом рондо проведений рефрена и сколько эпизодов?
💸 Еще одно знаменитое рондо венских классиков — «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена. Тема рефрена с непрекращающимся бегом быстрых нот создает образ монетки, которая катится по мостовой.
Классики любили использовать рондо в финалах симфоний. Особенно часто это встречается у Гайдна.
🎼 Форму рондо любили и русские композиторы. Глинка создал в ней минимум два шедевра: Балладу Финна и Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». Давайте закончим день прекрасным рондо Фарлафа, где вместе с музыкой возвращается и текст.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день