Основы музыкальной теории
Что такое гармония
Гармония — система, которая определяет, как звуки сочетаются между собой. В этой части разберемся в ее устройстве и основных функциях.
Поговорим о гармонии.
🏛 Искусство музыки со времен древней Греции было теснейшим образом связано с основами мироздания, космосом, философией и математикой. И понятие гармонии — гармонии мира, гармонии сфер, сложного, но совершенного устройства — одно из основополагающих качеств музыки. В музыке гармония в широком смысле — это проекция философско-эстетического понимания на мир звуков.
🎼 Но есть более узкие значения: например, гармония как предмет музыкальной теории. Науку о гармонии как системе аккордов первым разработал французский композитор Жан-Филипп Рамо в середине 1720-х годов. Эта наука изучает отношения звуков внутри тональности: интервалы (то есть отношения одного звука к другому), аккорды (отношения трех и больше звуков) и взаимоотношения аккордов между собой.
✍️ Помните, в первой части мы говорили, что привычная нам классическая музыка — это то, что создано в промежутке от конца 17 до начала 20 века. «Окно», в которое попадает так называемая классико-романтическая гармония, еще более узкое — около 150 лет, со второй половины 18 до начала 20 века. Это база классической музыки, то, что изучают в музыкальных школах, училищах и консерваториях. В этой системе написана подавляющая часть привычной нам академической музыки. И хотя формальное временное окно узкое, те же принципы использовали композиторы уже в 17 веке, а многие продолжают использовать до сих пор. Вся «понятная» музыка 20 и 21 века, то, что кажется на слух ясным и знакомым, создано в рамках классико-романтической гармонии.
Из чего же состоит эта гармония 👇
🧱 Основа классико-романтической гармонии — трезвучие, условное «до-ми-соль». Трезвучия — кирпичики, из которых складывается здание музыкального произведения. Само устройство трезвучия восходит к гармонии сфер: складывается из первых четырех звуков (условные «до-до-соль-ми») натурального обертонового ряда — самых сильных и ярких — и таким образом концентрирует в себе естественный природный ореол основного звука (условного «до»).
🟠 То, как трезвучия взаимодействуют между собой, образует гармоническую систему. В классико-романтической гармонии есть три главных функции: тоника (трезвучие на первой ступени лада), доминанта (трезвучие на пятой ступени лада) и субдоминанта (трезвучие на четвертой ступени лада).
🔹 Тоника — это центр, самая устойчивая точка вселенной, с нее все начинается и ею все заканчивается.
🔹 Доминанта — это главный, самый деятельный оппонент тоники. Между ними существуют напряженные отношения: доминанта всегда должна разрешиться в тонику. Если этого не произойдет, у вас останется ощущение, что сочинение не окончено.
🔹 Субдоминанта — третья по значимости функция. Ее отношения с тоникой не такие острые, но она тоже требует разрешения.
🎹 Послушайте начало известной сонаты Моцарта до мажор. На протяжении 30 секунд он обходится исключительно этими тремя аккордами: тоника, субдоминанта и домината. Первый момент (0.28), который вы ощутите как остановку (но не завершение!) — это переход в царство доминанты.
🔄 Обратите внимание на момент в районе 0.50: это окончание главной темы сонаты, и Моцарт два раза повторяет оборот «доминанта — тоника». Такой гармонический оборот называется «кадансовым» и выполняет роль точки в предложении. В классической гармонии он всегда завершает развитие темы и раздела формы.
🔝 От всех остальных ступеней лада тоже можно построить трезвучия. Их значение в системе подчиненное, в классической гармонии они не могут появиться просто так, без подготовки, а если появляются — значит, происходит что-то особенное.
➿ Продолжайте слушать сонату. На 1.42 начинается разработка и, чтобы сразу обозначить начало чего-то нового, Моцарт без предупреждения и перехода вместо мажорной тоники дает минорную. А затем начинает водить слушателя по лабиринту разных аккордов — мы чувствует себя неспокойно, неустойчиво, нет тоники — нет почвы под ногами.
Прослушайте всю разработку и попробуйте определить, на какой минуте вернулась главная тема и главная тональность?
💪 Давайте немного потренируем слух узнавать базовые гармонические последовательности с помощью знакомой музыки.
🔹 Послушайте самое начало Симфонии №40 Моцарта. С точки зрения гармонии она начинается хрестоматийно: тоника, субдоминанта, доминанта. Попробуйте почувствовать переходы между аккордами.
Дослушайте до второго проведения темы (около 0.25). Обратите внимание, что теперь Моцарт сопровождает мелодию совсем другими аккордами, и она меняет свое настроение на более светлое.
🔹 Потренируемся еще. С этих же трех аккордов — тоники, субдоминанты, доминанты (но в другой тональности) — начинается медленная часть знаменитой симфонии Гайдна «Сюрприз» (№94). Попробуйте услышать, как шагает бас, а с ним меняется гармония.
🔹 Из трех аккордов можно сделать очень много! Вот пять арий из оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, в них вся первая часть арии построена только на трех главных аккордах, а «куплет» арии Фигаро «Мальчик резвый…» — на двух!
→ Ария Фигаро
→ Ария Фигаро
→ Ария Керубино
→ Ария Сюзанны
→ Ария Графини
🔹 Обратите внимание, что в сонате Моцарта из первой карточки, в симфониях Моцарта и Гайдна первая ощутимая остановка, «запятая» в музыкальной мысли, всегда происходит на неустойчивой гармонии — на доминанте. Это один из базовых законов классического синтаксиса в музыке, так называемая «вопросно-ответная структура». Чередование аккордов разных функций и разной удаленности от тоники позволяет создавать и музыкальный синтаксис, и форму и характер.
🔹 Если кирпичик гармонии — это трезвучие, но кирпичик в музыкальной форме называется «период». Он состоит из двух предложений: первое заканчивается на неустойчивой гармонии (часто доминанте), второе — на тонике. Доминанта — тоника, вопрос — ответ. Таким образом композиторы достигают ощущения завершенного целого.
🔹 Посмотрите, как это работает, например, в теме Аллегретто из Симфонии №7 Бетховена. Правда, Бетховен был нарушителем порядка, поэтому первую остановку он делает не на доминанте, а на третьей ступени (тихая музыка: включайте погромче).
🔹 Или возьмем начало Симфонии №3 Бетховена — первые 20 секунд. Все хорошо, начало с крепкого тонического аккорда. Но внезапно, «без объявления войны» происходит короткий сдвиг в далекую диссонирующую гармонию: помните, мы говорили, что это показатель сложно устроенного героя? Но так как это лишь начало истории, то Бетховен быстро возвращается на «правильный» путь и возвращается к устою через базовую последовательность «субдоминанта — доминанта — тоника».
🔹 А в «Оде к радости» (финал Симфонии №9) Бетховену нужно, чтобы все звучало просто, плакатно, поэтому в теме он обходится только двумя гармониями — тоникой и доминантой. Опять обратите внимание: «запятая» на доминанте, «точка» — на тонике.
🔹 Еще наглядный пример того, как работает в классической музыке синтаксис и «вопросно-ответная структура» — финал Симфонии №40 Моцарта.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Все то, о чем мы говорили выше — это законы, которые работают в системе классико-романтической гармонии. Ее еще называют мажоро-минорной системой, так как все, что здесь происходит — происходит в рамках мажора и минора. Иногда могут вмешиваться старинные или народные лады, но эти случаи связаны с какой-то специальной выразительной задачей.
Давайте теперь посмотрим, что бывает с гармонией за рамками мажоро-минорной системы 👇
🎶 Чтобы возникло понятие гармонии, нужно минимум два звука, звучащих одновременно. Самый ранний вид европейского многоголосия — это органум, жанр и тип композиции церковной музыки. Органумы бывали разными, наиболее распространены варианты, когда один голос стоит на месте, а второй движется, или когда голоса движутся параллельно. Послушайте два примера.
→ Органум Леонина, композитора первой половины 13 века, одного из главных представителей парижской Школы Нотр-Дам, где процветал органум.
→ А вот пример параллельного органума.
〰️ В эпоху барокко начала формироваться мажоро-минорная система, но еще очень сильны были влияния старых ладов и полифонии, где законы вертикальной гармонии были подчинены линейной логике движений голосов. Однако наша привычная гармоническая система все больше крепла, хотя и могла вести себя причудливо.
Послушайте начало оперы Клаудио Монтеверди «Орфей». Ее открывает «Токката» (аналог увертюры), в ней полторы минуты звучит одна единственная гармония — тоника. Зато потом начинается короткая «симфония», в ней аккорды живут уже по законам привычной нам классической системы, хотя их соединения, последовательности еще не совсем такие, как у венских классиков.
А вот у Рамо, того самого, который написал первый теоретический труд по нашей гармонии, уже хорошо слышны привычные «тоника-доминанта»
Классический синтаксис в гармонии тоже продолжал устаканиваться на протяжении всего барокко. В музыке, где сильно влияние импровизационных жанров, он мог быть очень свободным. Послушайте с точки зрения гармонии начало Токкаты ре минор Баха.
А это хотя и обработка старинного лютеранского хорала «Проснитесь, голос к нам взывает», но гармония вполне классическая. Послушайте начало, слышите знакомую последовательность: тоника — субдоминанта — доминанта — тоника?
🎹 В 19 веке в музыке романтиков гармония могла использоваться по-разному. Иногда, как в первой песне из «Прекрасной мельничихи» Шуберта, композитору достаточно пары-тройки основных аккордов.
→ Шуберт — «В путь»
🦋 А в главной теме из сюиты Шумана «Бабочки» гармония помогает создать образ: композитор не задерживается на основных аккордах, а сразу заставляет мелодию и гармоническую последовательность «взлетать», делать круг и лишь затем возвращаться к тонике.
➿ В эпоху романтизма происходит очень важных процесс: ослабевает базовая связь «тоника — доминанта». Композиторы все больше любят красочное сопоставление тональностей, не скованных жесткой логикой причинно-следственных связей.
✍️ Много для разрушения традиционных ценностей классико-романтической гармонии сделал Рихард Вагнер. Послушайте начало вступления к опере «Лоэнгрин». Его занимает колористическое сопоставление аккордов.
📖 А во вступлении к «Тристану и Изольде» он впервые заглянул за пределы классической системы: в нем на протяжении долгого времени вообще нет ни одного устойчивого аккорда. Неслучайно даже появилась книга «Романтическая гармония и ее кризис в „Тристане“ Вагнера». Это действительно был кризис.
🎨 Система все больше продолжала разваливаться. Много для ее расшатывания сделали импрессионисты: помните их красочные гармонии, напоминающие смелые живописные сочетания?
→ Дебюсси, «Облака»
Аудио-пример на Ютубе
🌀 К концу 19 века роль центра, тоники все больше ослабевает. На этот процесс интуитивно работают очень разные композиторы: вспомните смелые уходы от тональности в поздней музыке Листа, в операх Рихарда Вагнера появлялись целые фрагменты, где тонику уловить было практически невозможно.
🔜 Радикальный выход за рамки мажоро-минорной системы в начале 20 века предприняли сразу несколько композиторов, но главным теоретиком атональности считается австрийский новатор Арнольд Шенберг. В молодости он сочинял очень красивую музыку, рождавшуюся на развалинах романтической гармонии. Послушайте начало его струнного секстета «Просветленная ночь», написанного в 1899 году.
🎹 Через десять лет в фортепианных пьесах опус 11 Шенберг нашел в себе силы полностью отказаться от тонального центра, от мажора и минора, от любой опоры — и вышел в открытый космос атональности.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день