Основы музыкальной теории
Музыкальные инструменты
У каждого симфонического инструмента есть свои особенности и своя роль в оркестре. В этой части систематизируем знания об инструментах.
Поговорим о музыкальных инструментах.
🎼 Начнем с простого и знакомого — инструментов симфонического оркестра. В эту категорию попадает большая часть инструментов, которые мы привыкли ассоциировать с классической музыкой.
🎺 Инструменты симфонического оркестра делятся на 4 основные группы:
— Струнные
— Деревянные духовые
— Медные духовые
— Ударные
🎹 Есть еще пятая и шестая группы, они необязательные:
— Клавишные
— Дополнительные
🎻 К струнной группе относятся 4 инструмента — скрипка, альт, виолончель и контрабас. Точнее назвать их струнно-смычковыми инструментами, потому что главный способ игры на них — смычком.
🏰 Скрипка давно завоевала репутацию одного из самых благородных, блестящих, концертных инструментов, но она имеет народное происхождение. Предки скрипки — виела и фидель — были очень популярны в Средневековье, на них играли трубадуры, труверы и бродячие музыканты. К 16 веку сложилось семейство виол, где были представлены четыре инструмента разного размера и диапазона — ближайшие родственники наших современных струнных.
🔹 Современная скрипка имеет 4 струны, настроенные по квинтам, акустически совершенному интервалу: соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы.
🔹 Альт настраивается на квинту ниже скрипки: до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы.
🔹 Виолончель настраивается тоже по квинтам, ровно на октаву ниже альта. А вот контрабас — по квартам: ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы.
🎶 Скрипка первая утвердилась как виртуозный сольный инструмент. Не без труда, но ко второй половине 19 века отвоевала себе место солиста виолончель. Весь 20 век за право называться солистом боролся — и успешно — альт. Контрабас тоже боролся, но все-таки не так успешно, главной его ролью по-прежнему остается функция баса — будь то в симфоническом оркестре или в джаз-бэнде.
Хотя в 19 веке для контрабаса уже писали виртуозную музыку.
Но чаще он использовался классиками с комическим эффектом, как в пьесе «Слон» из «Карнавала животных» Сен-Санса.
👥 В симфоническом оркестре струнные — самая многочисленная группа. Струнников считают по пультам, то есть по парам: у них одни ноты на двоих. Для исполнения симфоний венских классиков сейчас обычно берут по 3-4 пульта первых и вторых скрипок, 2 пульта альтов, 2 пульта виолончелей и 2-3 контрабаса.
🤏 Основной прием игры на струнных — смычком. Но есть и другие, например, игра щипком — пиццикато (pizzicato). Композиторы применяют его как особую краску, но иногда пиццикато может исполняться большой раздел, как крайние части в Скерцо из Четвертой симфонии Чайковского.
Или целая пьеса, как «Полька-пиццикато» Штрауса.
🎼 Деревянные духовые — вторая по удаленности от дирижера группа инструментов оркестра. В нее входят флейта, гобой, кларнет и фагот.
🗿 Флейта — один из древнейших и универсальных инструментов. На полых трубках с отверстиями играли во всех древних странах, самой старой найденной костяной флейте около 3 000 лет. Множество упоминаний о них содержится в древних мифах и на древних изображениях.
🎎 Ранние флейты были продольными, их держат не параллельно полу, как современные оркестровые, а как детские флейточки, на которых наверняка многие из вас хоть раз в жизни играли. Продольные флейты до сих пор существуют практически во всех национальных культурах — от русской до китайской и японской.
⚪️ Поперечные флейты тоже были в ходу издревле, но в профессиональную музыку вошли к концу 17 века. В первой половине 19 века Теобальд Бём усовершенствовал устройство поперечной флейты, которое стало близким современной — с множеством отверстий и сложно устроенной системой клапанов. Еще Бём открыл, что наиболее чистое звучание имеют серебряные флейты, поэтому серебро входит в состав сплавов, из которых делают флейты, даже в состав золотых и платиновых.
🏡 Главное амплуа флейты — пастораль, причем в самых разных проявлениях.
→ Танец блаженных теней в «Орфее и Эвридике» Глюка
→ Пейзажный антракт к третьему действию «Кармен» Бизе
→ «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси
🏛 Гобой тоже древний инструмент, его дальний родственник — древнегреческий авлос. Ближайшие родственники гобоя до сих пор распространены в народных культурах, например, дудук. Средневековые предки гобоя — шалмеи и крумхорны.
◼️ Техническое усовершенствование гобоя началось в середине 17 века. Люлли первым включил его в состав оркестра. Современный вид гобой приобрел в середине 19 века, с тех пор этот инструмент изготавливают из необычайно прочного черного дерева. Гобой прекрасно держит строй, по его тону настраивается весь оркестр. Тембр гобоя чуть гнусавый и меланхоличный, звук — достаточно громкий, чтобы выделяться на фоне всего оркестра. Ему часто поручают лирические соло — как, например, в начале второй части Четвертой симфонии Чайковского.
Однако лирика — далеко не все, на что способен гобой. Если есть пара минут, познакомьтесь с сочинением гениального гобоиста наших дней Ханса Холлигера.
🎶 Кларнет — самый молодой инструмент группы. Он изобретен лишь в 1700 году в Германии, а в оркестр медленно входил с середины 18 века. Моцарт большую часть жизни в симфонической музыке обходился без кларнетов, они появляются только в поздних симфониях. Зато благодаря дружбе с кларнетистом Антоном Штадлером Моцарт написал несколько гениальных сочинений для кларнета. Но чтобы оценить виртуозность и выразительность инструмента того времени, мы послушаем арию с солирующим кларнетом из оперы «Милосердие Тита».
🔩 Современный кларнет — сложный механизм, имеющий около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Изготовители кларнетов до сих пор работают над его усовершенствованием.
🌳 Фагот возник в 16 веке и выполнял роль поддержки баса. Его название с итальянского переводится «вязанка [дров]», на которую он действительно похож в разобранном виде. Несмотря на характерный «ворчащий» тембр и кажущуюся неповоротливость, для фагота писали много и охотно уже в 18 веке, в эпоху барокко он был незаменимым участником ансамбля в группе basso continuo, ему поручали соло, а Вивальди написал для фагота 39 концертов!
→ Давайте послушаем фрагмент
😡 Композиторы всегда ценили фагот, но всех перещеголял Стравинский, поручив ему первые мотивы «Весны священной». Рассказывают, присутствовавший на репетиции премьеры Сен-Санс спросил, что это за инструмент играет. Ему ответили «фагот» — и обалдевший, оскорбленный Сен-Санс вышел из зала.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎺 Медные духовые инструменты исторически связаны с военными инструментами и оркестрами. Они громкие и в современном симфоническом оркестре сидят далеко от дирижера и слушателей, за «деревяшками». В группе медных тоже четыре инструмента, которые вместе охватывают все регистры: валторна, труба, тромбон и туба.
➰ «Валторна» переводится как «лесной рог», объясняя происхождение инструмента от сигнального охотничьего рога. У нее громкий звук, который может менять окраску от необычайно мягкого до резкого. До второй четверти 19 века валторна, как и другие медные инструменты, была натуральной — на ней спокойно можно было извлекать звуки только натурального обертонового ряда.
🎵 Все остальные звуки стоили исполнителям большого труда, и чем дальше от основного ряда, тем сложнее их было извлекать, подчас просто невозможно. Композиторы зависели от инструментов и должны были выбирать тональность и звуки, которые валторнист может играть чисто. Сегодня аутентичные оркестры играют на натуральных валторнах — как это непросто, легко убедиться на живых концертах или записях.
🔩 С 1830-х годов валторну оснастили системой вентилей: вентиль перекрывает часть трубки инструмента, укорачивает ее и тем самым меняет строй. Постепенно система вентилей сделала валторну универсальным инструментом.
🦌 У валторны несколько важных амплуа. Во-первых, она изображает саму себя и часто используется в музыке, связанной с охотой, как в арии из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте».
👥 Валторны в оркестре — парный инструмент, их две или четыре, вместе они выполняют функцию гармонической подушки, которая мягко окрашивает звучание оркестра. Иногда валторнам поручают соло, чаще — короткие, реже — длинные, как в медленной части Пятой симфонии Чайковского. Для солиста это серьезное испытание, одно неверное движение — и будет «кикс», фальшивая или некрасивая нота.
🏰 Труба — еще один древний инструмент, долгое время она была не столько музыкальным, сколько утилитарным сигнальным инструментом. Трубачи входили в состав войска, в Средневековье и позднее в городах и крепостях существовала штатная должность трубача, который сигналами оповещал население с городской стены.
⚔️ В состав оркестра труба вошла в 17 веке, она тоже часто играла роль самой себя, так как военная тематика была очень популярна. Как и валторна, сначала труба была натуральной, и лишь в середине 19 века с помощью вентилей получила полный хроматический звукоряд.
→ Вот труба в роли сигнального инструмента открывает известный финал увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль».
→ Одно из самых известных и сложных соло трубы в оркестровой музыке — «Неаполитанский танец» из «Лебединого озера» Чайковского.
⛪️ Тромбон — не солист, но необычайно важный инструмент. Он известен в Европе с 15 века, к началу барокко за ним закрепилось амплуа церковного инструмента, а в театральной музыке — голоса загробного мира.
👻 В этой роли тромбоны постоянно звучат, начиная с «Орфея» Монтеверди. Спустя 150 лет тромбоны будут сопровождать в аду Орфея в опере Глюка, потом прозвучат у Моцарта в Реквиеме и в сцене встречи Дон Жуана и Командора.
🌬 От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет длину трубки и объем воздуха, таким образом имея возможность исполнять всю хроматическую гамму.
⬇️ Туба — самый низкий инструмент группы медных духовых и один из самых молодых инструментов симфонического оркестра. Он был изобретен в 1835 году. Впервые в составе оркестра зазвучал на премьере «Летучего голландца» Вагнера. Роль тубы — играть бас. Их партии часто очень простые, в них мало нот. Но среди тубистов тоже есть настоящие виртуозы.
Аудио-пример на Ютубе
→ Ударный антракт из оперы «Нос» Шостаковича
🎓 Завершим эту часть более специальной и факультативной темой — зато она поможет лучше понять специфику разных инструментов.
🎼 Мы поговорили об инструментах симфонического оркестра. Но в масштабе мировой культуры это лишь небольшая часть музыкальных инструментов.
🎹 Чтобы охватить и классифицировать все, два австрийских ученых Хорнбостель и Закс предложили разделить существующие инструменты по двум основным критериям: источнику звука и способу его извлечения. То есть, чтобы классифицировать инструмент, надо ответить на два вопроса: что именно звучит и что/как заставляет его звучать.
🔢 В системе Хорнбостеля-Закса — четыре категории инструментов:
— Идиофоны
— Мембранофоны
— Хордофоны
— Аэрофоны
🔔 Идиофоны (от греч. ἴδιος — свой + φωνή — звук). Это самозвучащие инструменты, в них звучащим объектом является само тело инструмента. Например, треугольник или кастаньеты. К этой группе относятся почти все ударные, кроме тех, где надо ударять по мембране (барабан, литавры).
Внутри группы инструменты делятся по принципу звукоизвлечения на:
— щипковые — например, варган.
— фрикционные — инструмент звучит из-за трения другим предметом; например, стеклянная гармоника, пила или поющие чаши.
— ударные — например, кастаньеты, тарелки, там-там. Послушайте удивительный инструмент под названием ханг.
Аудио-пример на Ютубе
— духовые самозвучащие — инструмент вибрирует, потому что через него проходит поток воздуха; например, эолова арфа.
🥁 Мембранофоны (от лат. membrana — кожица + греч. φωνή — звук). В них источником звука является натянутая мембрана.
🎵 Самая большая подгруппа здесь — ударные мембранофоны, к ним относятся все барабаны.
Но существуют экзотические мембранофоны, где под мембраной закреплена струна (щипковые), где звук рождается благодаря трению о мембрану (фрикционные) и даже поющие мембраны, например, мирлитоны. Что это такое — смотрите на видео.
🎻 Хордофоны (от греч. χορδή — струна + φωνή — звук). Здесь источником звука являются одна или несколько струн. Не спешите думать, что это только струнные инструменты. Сюда относятся и некоторые клавишные инструменты — например, фортепиано и клавесин.
💨 Аэрофоны (греч. ἀήρ — воздух + φωνή — звук). В них звучит воздух, точнее, столб воздуха.
Аэрофоны делят на три группы по принципам образования звука:
— лабиальные — поток воздуха рассекается о грань инструмента и звучит, например, как если подуть в край горлышка бутылки — как в примере.
Аудио-пример на Ютубе
Классические примеры лабиального аэрофона — флейта пана и современная флейта.
— язычковые — например, гобой, кларнет, фагот, в них звучит вибрирующий язычок, сквозь который проходит звук.
🎷 Мундштучные — например, труба, где звук возникает за счет колебания губ исполнителя.
🎸 В 20 веке классификация Хорнбостеля-Закса пополнилась группой электрофонов — инструментов, которые звучат при участии любых электрических/электронных устройств. Их делят на электронные (любые синтезаторы, так как там нет «живого» источника звука, только синтетический) и электромеханические (например, электрогитара, где акустический источник звука, струна, преобразуется в электрический сигнал).
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день