Основы музыкальной теории
Лады и тональности
Лады — это огромное количество разных систем организации звуков. В этой части познакомимся со всеми и узнаем, что такое лад и тональность.
Что такое лад?
🎼 Классическая музыка, которую мы слышим чаще всего, была написана за двести с небольшим лет: с конца 17 до начала 20 века. Этот период — примерно от Вивальди до Рахманинова — очень короткий по меркам истории культуры.
🎧 Некоторые характеристики этой музыки мы ошибочно воспринимаем как норму, присущую музыкальному искусству вообще. Причина в том, что этой музыки много и она очень репертуарна. К тому же эти характеристики в 20 веке восприняла наиболее популярная коммерческая и кино-музыка.
👂 Главная из этих характеристик — хорошо слышная ладовая определенность, а более конкретно — принадлежность музыки двум ладам: мажору или минору.
👨👩👧👦 Лад — это система звуков разной высоты и совокупность отношений меж ними. Лад можно сравнить с государством или семьей: несколько звуков объединяются в структуру, внутри которой есть четкие взаимосвязи и субординация. Как государства и семьи, лады могут работать по-разному, а звуки могут объединяться в них по разным схемам. Однако смысл лада — в организованном взаимодействии звуков.
🎭 Музыка 250-ти лет, о которых мы говорили выше, очень любила два лада: мажор и минор, которые стали ассоциироваться с радостным и грустным соответственно. Конечно, ничего объективно веселого или печального в звучании мажора и минора нет: напомним, это лишь две системы немного по-разному организованных звуков. Но вы можете проверить силу культурной привычки. Вот образцы мажора и минора; спорим, ваше восприятие сообщит вам, что эта совершенно абстрактная музыка — веселая и грустная соответственно?
→ Мажор
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: первые 20 секунд
→ Минор
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: первые 20 секунд
♾ Ладов на самом деле гораздо больше. Мы оставим сейчас арабскую, персидскую и индийскую музыку: даже в маленькой Европе — просто за пределами знакомых нам 250 лет истории — в ходу были лады с удивительным звучанием и красивыми названиями. Послушайте примеры самых известных:
→ Дорийский лад
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Фригийский лад
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
→ Лидийский лад
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты
→ Миксолидийский лад
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: первые 3-4 минуты
🧩 У нас нет задачи научиться различать лады. Нам важно услышать, что способов систематизации звуков может быть очень много. Можно даже конструировать лады самостоятельно, что делали некоторые авторы в 20 веке:
→ В этой музыке Оливье Мессиана сочетаются два придуманных им лада (он просто давал им номера — тут это №4 и №6).
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
✅ Разобрались с ладами. Их очень много (возможно, бесконечное количество). И если ухо не слышит где-то мажора или минора, либо мажор/минор «какой-то странный», тогда возможно, музыка принадлежит фольклорной традиции или была написана, например, в 15 веке в одном из ладов, плохо знакомых нашему слуху. А что тогда такое — тональность?
🥇 Мы говорили, что ладовая организация подразумевает субординацию. В любой иерархии есть кто-то главный. Почему, называя звуки всем известной гаммы — «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», мы начинаем именно с «до»? Потому что в этой структуре нота «до» — главная. Функции всех остальных звуков тут определяются относительно «до»; она — точка отсчета, начало начал.
🌀 Как только есть центр, появляется и периферия — включается целая система гравитационных связей между звуками. Неслучайно слово «тональность» происходит от τόνος — греч. «напряжение, натяжение». Главная, наиболее устойчиво звучащая нота называется тоникой. При наличии тоники наш слух моментально опознает звуки вокруг нее как умеренно устойчивые (этакие «замы» тоники) и совсем неустойчивые, которые в тонику обязаны перейти.
❓ И лад, и тональность — это иерархически организованные звуковые структуры. В чем же разница? Действительно, это очень близкие понятия. Но понятие лада чуть шире: оно фокусируется на том, по каким правилам звуки объединяются вместе. Если у них одна система отношений — мы слышим мажор, другая — слышим минор. Тональность — понятие чуть более узкое: этим словом могут обозначать лад, выстроенный от конкретной ноты. Например, мажор, где главная нота «до» — это тональность до мажор. Минор, где тоникой является «ми» — это тональность ми минор.
👑 Можно провести такую параллель: лад — это форма устройства государства (конституционная монархия, республика, деспотия). Тональность — реализация ее в конкретном месте: конституционная монархия на Британских островах = Великобритания; мажор, выстроенный от «до» = до мажор.
🎨 Иногда слово «тональность» используют в широком смысле и говорят, например, о «...тональности у импрессионистов». Что в этом случае имеют в виду? Конечно, не конкретную тональность до мажор, как в примере выше, но систему отношений между тоникой и остальными звуками в целом, типичную для музыки, например, импрессионистов.
Давайте вспомним, как звучат наличие тональности и ее отсутствие:
→ Тональность есть
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: достаточно первых 30 секунд
→ Тональности нет
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: достаточно первых 30 секунд
🎶 Но наличие тональности может выражаться не только ясным, приятным во всех отношениях до-диез минором, как в серенаде Дворжака (первый пример). Между двумя полюсами, которые мы привели выше, — бездна случаев. Постоянно бывает такое, что есть упорядоченная иерархия — главный маркер тональности, но иерархия эта далеко не такая ясная, как у Дворжака, более запутанная и хитрая. В этом случае мы говорим о расширенной или осложненной тональности, но все равно констатируем ее наличие. Послушайте:
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: достаточно двух минут
Как вам кажется, есть ли тут тональность? Слышим ли мы, что звуки разной высоты находятся тут в каких-то отношениях подчинения?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О том, что мажор и минор — необязательно про веселье и грусть
Проверьте свои впечатления. В каком случае выбор лада как будто «лучше» соответствует контексту?
→ Андреа Габриели, 16 век. Эта музыка живописует битву.
→ Николай Римский-Корсаков, 19 век. Эта музыка живописует битву.
Аудио-пример на Ютубе
→ Жоскен Депре, 15 век. Эта музыка о скорбящей богородице.
→ Алессандро Скарлатти, 18 век. Эта музыка о скорбящей богородице.
→ Игорь Стравинский, 20 век. Эта музыка о том, что одна женщина покончила с собой.
→ Джакомо Пуччини, 19 век. Эта музыка о том, что одна женщина покончила с собой.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день