Основы музыкальной теории
Полифония и гомофония
Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.
Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.
🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?
→ Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век
→ Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век
Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇
🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.
🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.
🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует. Три полноценных и равноправных голоса, как три автомобиля на трассе, движутся одновременно. Как и автомобили, они соблюдают целый ряд правил, чтобы такое движение было возможным без столкновений и аварий; тем не менее, каждый из голосов — полноценная «мелодия», сопряженная во времени с другими.
🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).
🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).
📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла. Она начала восприниматься как жест в сторону старинной музыки или интеллектуальный фокус, но продолжала полноценно существовать. У Моцарта и Бетховена, Сен-Санса и Верди мы можем найти полифонические эпизоды или целые сочинения, всегда неслучайные и приковывающие внимание из-за солидного возраста и сложности этой техники; ни один композитор не может считаться профессионалом, не владея искусством контрапункта — т.е. создания полифонической ткани.
♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).
Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.
👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:
→ Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)
👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.
♟ Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.
🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.
→ Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!
→ Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:
→ И.С. Бах, «Искусство фуги», №15
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1 — Пример канонического изложения
2 — Пример записи полифонической музыки, 14 век
Как мы видим, ни графические партитуры, ни хитроумные способы визуализации полифонической музыки не были изобретены в 20 веке
Продолжаем разговор о полифонии. На очереди — фуги и фугато.
🌈 Царица полифонических форм, фуга отличается от канона тем, что партии голосов в ней различны. Если смысл канона — в том, что пропоста и риспоста проводят один текст (пусть с преобразованиями), то в фуге голоса абсолютно независимы друг от друга.
🎵 Фуга всегда начинается с изложения одним голосом небольшой темы-тезиса. Как правило, тема — краткая, емкая, харизматичная. Затем с той же темой вступает другой голос, а первый продолжает идти своей дорогой: образуется двухголосие. По такой же схеме вступают остальные голоса; как правило, их в фуге от трех до шести. Начальный раздел, в котором «лесенкой» вступают с темой голоса, постепенно образуя сложную, подвижную полифонию, называется экспозицией фуги.
🎹 В маленькой четырехголосной фуге из «Хорошо темперированного клавира» Баха, которую мы приводим ниже, отлично видно, как это происходит. Показ темы в 4-х голосах завершается в 00.32. Посмотрите, что происходит потом: ни в одном из голосов нет темы (она хорошо запоминается — в конце у нее длинная нота; на визуализации она отмечена крупным квадратиком). Такая зона без темы называется интермедией. Ощутите, как напряжение в ней падает из-за того, что ни в одном из голосов нет темы. Так и нужно, интермедия дает нам отдохнуть.
🔹 В 00.40 в одном из голосов (отмечен синим) мы снова видим проведение темы, которая затем начинает мерцать, появляясь то в одном голосе, то в другом — иногда совершенно незаметно для слуха. Последите за этой игрой: тема отмечена связанными между собой квадратиками. Так тело фуги выстраивается из параллельного движения независимых голосов, в плетении которых тут и там возникает тема.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.
👶 Стоит ли говорить, что мы рассмотрели самую простую, детскую фугу. Бывает так, что темы увеличиваются и уменьшаются во времени, встают вверх тормашками или проводятся от последней ноты к первой, как палиндром. Бывает, что фуга пишется на две и три темы. Вот еще несколько визуализаций фуг разных авторов для вдохновения:
→ Иоганн Себастьян Бах, «Хорошо темперированный клавир» (обратите внимание на необычную, довольно длинную тему)
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
→ Доменико Скарлатти, клавесинная соната K30
🐈 В 19 веке этой миниатюрной четырехголосной фуге придумали прозвище «Кошачья» — мол, Скарлатти записал ее тему непосредственно из-под лап своей любопытной кошки, любившей ходить по клавиатуре. Сам Скарлатти, умерший в 1757, конечно, про все это не знал, но тема тут (отмечена красным во всех голосах) — такая необычная, что просится стать героиней мифа.
⚡️Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
→ Дмитрий Шостакович, ля-бемоль-мажорная фуга из «24 прелюдий и фуг».
🍴 Когда вы изучите эту чудную четырехголосную крошку, вернитесь в начало ролика и послушайте предшествующую ей прелюдию. Прелюдия и фуга — парный жанр, они относятся друг к другу как вилка и нож: можно раздельно, можно — вместе. Прелюдия пишется вне строгих полифонических правил, хотя некоторые элементы полифонии там могут быть.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
✂️ Наконец, иногда фуга может быть инкорпорирована в виде эпизода в совершенно гомофонную ткань — например, симфоническую или камерную. В этом случае мы говорим о фугато — ит. «маленькой фуге». Послушайте, как это происходит в знаменитом Allegretto из 7 симфонии Бетховена. Мы начнем чуть заранее. Сможете сказать, где началось фугато?
⚡️Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день