angle-down facebook instagram vkontakte warning

Основы музыкальной теории

Полифония и гомофония

Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.

🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?

Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век

Аудио-пример на Ютубе

Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век

Аудио-пример на Ютубе

Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇

🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.

🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.

🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует. Три полноценных и равноправных голоса, как три автомобиля на трассе, движутся одновременно. Как и автомобили, они соблюдают целый ряд правил, чтобы такое движение было возможным без столкновений и аварий; тем не менее, каждый из голосов — полноценная «мелодия», сопряженная во времени с другими.

🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).

🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).

📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла. Она начала восприниматься как жест в сторону старинной музыки или интеллектуальный фокус, но продолжала полноценно существовать. У Моцарта и Бетховена, Сен-Санса и Верди мы можем найти полифонические эпизоды или целые сочинения, всегда неслучайные и приковывающие внимание из-за солидного возраста и сложности этой техники; ни один композитор не может считаться профессионалом, не владея искусством контрапункта — т.е. создания полифонической ткани.

♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).

Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.

👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:

Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)

Аудио-пример на Ютубе

👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.

Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.

🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.

Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!

Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты.

✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:

И.С. Бах, «Искусство фуги», №15

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 5,5 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Пример канонического изложения

2 — Пример записи полифонической музыки, 14 век

Как мы видим, ни графические партитуры, ни хитроумные способы визуализации полифонической музыки не были изобретены в 20 веке

Продолжаем разговор о полифонии. На очереди — фуги и фугато.

🌈 Царица полифонических форм, фуга отличается от канона тем, что партии голосов в ней различны. Если смысл канона — в том, что пропоста и риспоста проводят один текст (пусть с преобразованиями), то в фуге голоса абсолютно независимы друг от друга.

🎵 Фуга всегда начинается с изложения одним голосом небольшой темы-тезиса. Как правило, тема — краткая, емкая, харизматичная. Затем с той же темой вступает другой голос, а первый продолжает идти своей дорогой: образуется двухголосие. По такой же схеме вступают остальные голоса; как правило, их в фуге от трех до шести. Начальный раздел, в котором «лесенкой» вступают с темой голоса, постепенно образуя сложную, подвижную полифонию, называется экспозицией фуги.

🎹 В маленькой четырехголосной фуге из «Хорошо темперированного клавира» Баха, которую мы приводим ниже, отлично видно, как это происходит. Показ темы в 4-х голосах завершается в 00.32. Посмотрите, что происходит потом: ни в одном из голосов нет темы (она хорошо запоминается — в конце у нее длинная нота; на визуализации она отмечена крупным квадратиком). Такая зона без темы называется интермедией. Ощутите, как напряжение в ней падает из-за того, что ни в одном из голосов нет темы. Так и нужно, интермедия дает нам отдохнуть.

🔹 В 00.40 в одном из голосов (отмечен синим) мы снова видим проведение темы, которая затем начинает мерцать, появляясь то в одном голосе, то в другом — иногда совершенно незаметно для слуха. Последите за этой игрой: тема отмечена связанными между собой квадратиками. Так тело фуги выстраивается из параллельного движения независимых голосов, в плетении которых тут и там возникает тема.

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты.

👶 Стоит ли говорить, что мы рассмотрели самую простую, детскую фугу. Бывает так, что темы увеличиваются и уменьшаются во времени, встают вверх тормашками или проводятся от последней ноты к первой, как палиндром. Бывает, что фуга пишется на две и три темы. Вот еще несколько визуализаций фуг разных авторов для вдохновения:

Иоганн Себастьян Бах, «Хорошо темперированный клавир» (обратите внимание на необычную, довольно длинную тему)

Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 8 минут.

Доменико Скарлатти, клавесинная соната K30

🐈 В 19 веке этой миниатюрной четырехголосной фуге придумали прозвище «Кошачья» — мол, Скарлатти записал ее тему непосредственно из-под лап своей любопытной кошки, любившей ходить по клавиатуре. Сам Скарлатти, умерший в 1757, конечно, про все это не знал, но тема тут (отмечена красным во всех голосах) — такая необычная, что просится стать героиней мифа.

⚡️Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 3,5 минуты.

Дмитрий Шостакович, ля-бемоль-мажорная фуга из «24 прелюдий и фуг».

🍴 Когда вы изучите эту чудную четырехголосную крошку, вернитесь в начало ролика и послушайте предшествующую ей прелюдию. Прелюдия и фуга — парный жанр, они относятся друг к другу как вилка и нож: можно раздельно, можно — вместе. Прелюдия пишется вне строгих полифонических правил, хотя некоторые элементы полифонии там могут быть.

⚡️ Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты.

✂️ Наконец, иногда фуга может быть инкорпорирована в виде эпизода в совершенно гомофонную ткань — например, симфоническую или камерную. В этом случае мы говорим о фугато — ит. «маленькой фуге». Послушайте, как это происходит в знаменитом Allegretto из 7 симфонии Бетховена. Мы начнем чуть заранее. Сможете сказать, где началось фугато?

⚡️Аудио-пример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;