Основы музыкальной теории
Ритм и его разновидности
В каждую музыкальную эпоху ритм использовали совершенно по-разному. В этой части проследим его эволюцию от Средневековья до 20 века.
Эту часть посвящаем ритму.
🥁 Мы говорили о ладах и тональности — т.е. об упорядоченных системах разновысотных звуков. Помимо высоты, принципиально важным параметром устройства музыкальной ткани является длина звуков — а также то, как звуки разной длины соотносятся между собой. Это и есть ритм.
〰️ Ритм очень долго не осмыслялся как самостоятельная структурная и выразительная категория. Например, в средневековой музыке длины нот никак не фиксировались: приблизительный ритмический рисунок сообщался музыке с помощью спетых слов.
🗣 Похожим образом мы в устной речи не задумываемся о длинах отдельных звуков и их соотношениях между собой. Архитектура языка, пульсация ударных и безударных слогов, интуитивная расстановка акцентов (например, желание выделить самые значимые слова в предложении), естественный для каждого языка синтаксис — все это создает очень красивую, сложную картину органического ритма, который вполне можно осмыслить как музыкальный. Вспомните, как по ритмике речи (и еще, конечно, по интонации и по фонетике) вы отличаете итальянскую речь от японской, даже если не знаете этих языков.
🎼 Европейская классическая музыка утратила искусство этого природного ритма с его прихотливостью и иррегулярностью. Оно огромными усилиями восстанавливалось в 20 веке.
Давайте послушаем примеры средневековой ритмики. Какие ассоциации они у вас вызывают?
→ Хильдегарда Бингенская, 12 век
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
→ Леонин, 12 век
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
→ Греко-византийская традиция, приблизительно 14 век
Аудио-пример на Ютубе ⏱ Время прослушивания: 6 минут
🖼 В 14 веке произошла революция, в результате которой родилось то представление о ритме, которое кажется нам естественным сегодня. Художники этой эпохи (треченто, ранний Ренессанс) пробовали имитировать на своих досках трехмерность, наполнять живопись воздухом, уходить от плоскостного, имматериального мира иконописи. Они впервые поместили героев в пространстве с объемом и пропорциями.
✍️ Похожим образом музыкальные теоретики 14 века задумались над упорядочением ритма, поиском точных соотношений между длинами нот, уточнением длительностей относительно друг друга. Им захотелось осмыслить ритм как отдельный выразительный инструмент. Эта эпоха получила название ars nova — «новое искусство» или «новая техника сочинения», в честь одноименного трактата, написанного в 1320-е годы Филиппом де Витри — музыкантом, каноником, мыслителем.
1️⃣ Во-первых, Де Витри выдвинул метод работы с длительностями, усвоенный европейской музыкой на следующие шестьсот лет. Он строится на дедукции, т.е. переходе от общего к частному. Условная «длинная нота» разбивается на более мелкие по принципу один к двум: ½, ¼, ⅛ и т.д. (либо так же — но один к трем). Получается пирамида взаимозависимых длительностей, которые «умещаются» друг в друге, как матрешки.
2️⃣ Во-вторых, он предложил способ точной записи ритма. В отличие от средневековых авторов, ему было очень важно четко фиксировать в музыкальном тексте длины нот относительно друг друга.
✨ Де Витри создал фантастический мир, побывать в котором мы, к сожалению, можем сейчас лишь отчасти. Высоты звуков и их длины там понимаются как равнозначные параметры. Композиторы ars nova создавали прихотливые ритмические рисунки, а потом вытворяли с ними невообразимые фокусы: ритмические формулы пропорционально увеличивались и уменьшались, переворачивались задом наперед, проводились каноном, фрагментировались, собирались обратно — в общем, делали все, что вообще-то положено делать мелодиям, а не ритмам.
→ Гийом де Машо, 14 век
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Франческо Ландини, 14 век
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Гийом Дюфаи, 15 век
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5минут
🤷♂️ Мы при всем желании не способны расстаться со своим пониманием мелодического параметра музыки как первичного, а ритма — как подчиненного. Попробуйте слушать музыку ars nova, просто отмечая ее витиеватую архитектуру, прихотливые всплески ритмических событий в разных голосах. А потом — сравните ее с примерами из предыдущего поста (именно с позиций ритма). Вы точно услышите разницу.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🐚 Эпоха барокко утратила причудливый, эмансипированный ритм ренессансной музыки. Зато она пользовалась целым набором ритмических фигур, которые возникали в устойчивых контекстах: определенные ритмы ассоциировались с конкретными танцами (например, болеро или сицилианой) или аффектами (уныние, страдание, решимость).
👑 Послушаем эту арию из «Роделинды» Генделя. Обратите внимание на настойчиво повторяющуюся ритмическую фигуру — на ней построено все оркестровое вступление. Любому слушателю барокко было тотчас понятно, что это — сицилиана, связанная с меланхолией и пасторалью; так ритм еще до вступления героя помогал слушателю понять, что тот переживает.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
🔢 Тенденция работы со словарем устойчивых, универсальных ритмических формул продолжилась в эпоху классицизма. Она вообще любила всяческую типизацию, создание «идеальных образцов»: во многом именно благодаря ритму — моторному, выровненному, не преподносящему сюрпризов, вы отличаете музыку классиков от любой другой.
🎻 Послушаем финал одного из гайдновских квартетов: яркий образец классицистического ритма с его упругостью, энергией и напором — конечно, никогда не выходящими в 18 веке за эстетический предел.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
🌖 Романтизм меньше остальных эпох пользовался ритмом как выразительным ресурсом. Все важное для романтика происходило в других параметрах музыкальной ткани — вплоть до того, что самые радикальные романтики, вроде Вагнера, почти не задействуют ритм в качестве композиторского инструмента.
➿ Послушайте текучий, неуловимый, как ртуть, декламационно-рваный ритм, типичный для Вагнера. Здесь звуковой колорит празднует полную победу над ритмической обрисованностью. Это фрагмент из его последней оперы, «Парсифаль».
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
20 век стал временем триумфального второго пришествия ритма (первым мы можем считать эпоху ars nova). Вот главные направления, в которых развивались ритмические поиски композиторов прошлого столетия 👇
🍭 Полиритмия: так называется сопряжение во времени нескольких ритмических рисунков. Представьте, что пять человек на кухне одновременно режут овощи: простейший регулярный ритм — тук-тук-тук ножей по доске — способен превратиться в этом случае в зубодробительно сложное напластование ритмических событий.
⚡️ Послушаем финал 1-й части балета Стравинского «Весна священная». Эту работу вообще стоит послушать целиком как исчерпывающий пример «обратного движения маятника»: от опиумной тягучести романтизма — к резкой графике начала 20 века. Главным инструментом этого перехода стал именно ритм.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🗿 Фольклор: композиторы 20 века направляют внимание за пределы классической музыки с ее ровной пульсацией и удобными, кратными ритмами. И находят невероятное: сложнейшие, «варварски» звучащие, лишенные всякой симметрии ритмы традиционной архаической культуры.
🎻 Послушаем «Дивертисмент» для струнных Белы Бартока. Слушая, попробуйте подирижировать или посчитать на раз-два-три. Удачи.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
🧩 Ритмическое конструирование: композиторы начинают рационально, рассудочно придумывать необычные ритмические структуры, исходя из собственной эстетики. Мы слушали музыку Оливье Мессиана — одного из самых фантастических новаторов 20 века, чья ритмика сложилась из увлечения птичьим пением, эпохой ars nova и индийской традиционной музыкой.
🐦 Послушаем «Иволгу» из фортепианного цикла «Каталог птиц». Играет жена Мессиана и лучшая исполнительница его музыки, Ивонна Лорио.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
🌆 Звуки городской среды: композитор 20 века обнаружил себя в мире телеграфных проводов и шипящего радио, дымящих заводов и ревущих самолетов, звонящих телефонов и многоэтажных строек. Разумеется, новая среда не могла не отразиться на музыке: помимо исследования шумовой составляющей это коснулось и ритма.
🚌 Послушаем «Автобус» Франсиса Пуленка из восхитительного цикла «Прогулки». Слушатель там катается и на машине, и на поезде, и на самолете. «Автобус» получился у Пуленка особенно диким: по выражению одного комментатора, переполненным людьми, с маньяком за рулем.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
🎷 Джаз: может быть, в пьесе Пуленка вы услышали свингующую, обаятельно-развязную «тапёрскую» интонацию. Эта ассоциация правильная: соприкоснувшись с ранними разновидностями джаза, с эстетикой рэгтайма, а через них — с сокровищницей африканской музыки, где на ритме построено вообще все, европейские композиторы учились ее природной свободе и алгоритмическим сложностям.
🎹 Послушаем, как полюбившаяся нам Юйцзя Ван играет «Rhapsody in blue» Джорджа Гершвина.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 16 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день