Основы музыкальной теории
Особенности сонатной формы
Сонатная форма, одна из самых главных в музыке, построена так же, как античная ораторская речь. В этой части узнаем о ее особенностях.
Поговорим о сонатной форме — одной из самых важных в истории музыки.
⌛️ История сонатной формы гораздо короче, чем у тех форм, о которых мы говорили в прошлой части. Ей около 250 лет. Она начала выкристаллизовываться в первой половине 18 века.
🎭 Младшая родственница сонатной формы — барочная соната. Она сильно отличается от классической сонатной: в ней не три, а всего два раздела, а главное, барочная сонатная форма не обладает внутренней диалектикой. Барочный контраст был парным и статичным: быстро — медленно, soli — tutti, мажор — минор.
🔺 Формула классической сонатной формы идет от диалектики и риторики, ее основой является триада: тезис — антитезис — синтез. Она реализуется на разных уровнях формы:
🔹 на уровне всей формы: Экспозиция — Разработка — Реприза;
🔹 на уровне экспозиции: Главная — (Связующая) — Побочная — Заключительная;
🔹 и часто даже на уровне каждой темы.
🎼 Классическая сонатная форма — это трехчастная репризная форма, развивающаяся по законам диалектики.
1 часть — Экспозиция
2 часть — Разработка
3 часть — Реприза
🎵 Экспозиция состоит из 4 тем: главной, связующей, побочной и заключительной. Связующая и заключительная несут вспомогательную функцию, они могут иметь или не иметь собственной темы, а иногда их может совсем не быть.
🌗 От других трехчастных сонатную форму отличает особое — диалектическое — устройство экспозиции: контраст главной партии* (ГП) и побочной партии (ПП). Они разные по образу, эмоции, фактуре, и обязательно (!) в разных тональностях. Есть стандартные представления о соотношении главной и побочной: мужское — женское, волевое, решительное — лирическое, активное — спокойное. Это правило отлично работает, но исключений много, и чем дальше от Гайдна и Моцарта, тем их больше.
Важный прототип сонатной экспозиции и всей формы — диспозиция античной ораторской речи.
🆎 Экспозиция — это всегда путь из точки А в точку Б, от одной темы к другой, из главной тональности — в неглавную (стандарт для мажора — в тональность доминанты; для минора — в тональность третьей ступени, самой близкой по родству).
*Мы говорим «главная партия», а не «главная тема», потому что она может состоять из нескольких тематических элементов.
🤼♂️ Разработка. В разработке темы развиваются, вступают во взаимодействие друг с другом. Сколько тем будет участвовать в развитии — решает композитор, он может развивать какую-то одну тему, а может задействовать все четыре.
🎶 Реприза. Суть репризы сонатной формы — новое качество тем, представленных к экспозиции: после разработки они возвращаются преображенными. Обязательное условие — побочная партия проходит в основной тональности, стирается тональный контраст между темами, и возникает тот самый синтез.
↗️ У Гайдна и Моцарта преображение тем может быть едва заметным, но чем дальше в романтизм, тем больше и драматичнее разработка, тем сильнее могут быть изменения основных тем.
📍 Где используют сонатную форму:
— первые части сонат;
— первые части симфоний;
— оперные увертюры;
— нередко — медленные части сонат и симфоний;
— иногда даже в вокальной музыке: например, ария Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
🐔 Давайте на простом примере посмотрим, как работает сонатная форма. Слушаем и анализируем фортепианную сонату ре мажор Гайдна. Ее иногда называют «Курица», потому что острые форшлаги в главной партии похожи на клевки.
🔲 Главная партия. Основная тональность ре мажор. Энергичный характер. Ровный квадратный период — 8 тактов. Все идеально.
➰ Связующая партия. 0.15. Самый примитивный вариант связующей — нет специального продуманного перехода в другую тональность, Гайдн просто останавливается на доминанте (ля мажор) и назначает ее главной для побочной партии.
〰️ Побочная партия. 0.28. В ней тоже есть остренькие птичьи украшения, но она более нежная, изящная.
✔ Заключительная партия.️ 1.01. Еще одна новая «птичья» тема. Она закрепляет тональность ля мажор. Обратите внимание, что перед ней возникает неожиданно драматичный момент. Вспомните о нем в разработке.
🔄 Экспозиция в сонатной форме обычно повторяется. Для венских классиков это норма. У романтиков повтор не всегда возможен, потому что контраст между главной и побочной становится все более глубоким, иногда уже связующая или заключительная становятся полем первой битвы противоположностей, и просто так вернуться к началу, будто ничего не произошло, нельзя.
🔀 Разработка. 2.23. Главная тема звучит в ля мажоре. Гайдн меняет местами партии правой и левой рук — почти как при перестановке голосов в полифонии. Хотя экспозиция была безоблачной, теперь тучи над птичьим двором сгущаются, почти все время звучат минор и диссонирующие аккорды. Но так же просто, как Гайдн переходит из ре мажора в ля мажор, он возвращается в основную тональность. Начинается реприза.
🔙 Реприза. 3.00. Обратите внимание, что теперь главная партия — это не ровный восьмитакт, она без точек и запятых сразу переходит в связующую. 3.33 — Побочная звучит в основной тональности, ре мажор. 4.05 — Заключительная партия тоже в теперь в ре мажоре.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь давайте приложим лекало сонатной формы к хорошо знакомой музыке. Слушаем и анализируем первую часть Симфонии № 40 Моцарта. Она написана в тональности соль минор.
🎼 Начнем с экспозиции.
🔹 Главная партия. Трепетная, тревожная. Она с самого начала движется, развивается, в ней нет четкого восьмитакта, но есть ясная каденция на доминанте.
🔹 Связующая партия. 0.22. Начинается как главная партия, но очень быстро уводит нас в другую тональность — и оказывается, что это уже связующая. Она идет в си-бемоль мажор: это не доминанта, а третья ступень, ближайший родственный мажор, в нем тоже два бемоля при ключе.
🔹 Побочная партия. 0.50. Резко меняется тип фактуры, уходят пульсация струнных и тревога. Побочная — светлая, элегантная, с реверансами и изобретательными перекличками инструментов.
🔹 Заключительная партия. 1.16. Отличный пример того, как теза и антитеза образуют синтез: музыка звучит очень уверенно, она утверждает си-бемоль мажор, в ней пропадает начальное чувство тревоги — хотя прислушайтесь: у разных инструментов проходит начальный мотив главной партии, нисходящая секунда.
❗️ Будьте внимательны: экспозиция в этой записи не повторяется.
🔛 Разработка. 1.58. Маленький вступительный ход уводит нас в тональность фа-диез минор — очень далекую от основной, просто в другую вселенную! Это тональность «Прощальной» симфонии Гайдна, очень меланхолическая и неудобная для инструментов того времени, такой сдвиг воспринимается как тектонический.
🔹 Первый раздел разработки — мрачный и напряженный. Возвращается главная партия с ее тревожным настроением, которое усиливают малюсенькие искажения в мелодии, делая интонации еще более изломанными. Моцарт дает одну неустойчивую гармонию за другой, мы не чувствуем никакой опоры, музыка становится все громче и драматичнее.
🔹 Второй раздел разработки (2.43) — короткий, из грозной массы звука выходят одинокие голоса, которые печально поют, просят о жалости. Тема кажется очень слабой и уязвимой.
🔹 Третий раздел разработки (3.00) — это предыкт. Так называется особый раздел, которым часто заканчивается разработка — последнее нагнетание перед возвращением главной темы. В нем происходит длительная остановка на доминанте к основной тональности. Главный мотив из последних сил пытается бороться, но постепенно сникает.
🔄 Реприза. 3.15. Возвращается главная партия в главной тональности.
🔹 Связующая партия. 3.36. Она становится большой, напряженной, с решительными «шагами» в басу. Мажор пытается отвоевать себе место, но безуспешно.
🔹 Побочная партия. 4.27. Побочная звучит в основной тональности соль минор и совершенно меняет свой характер. Хроматические ходы вниз, которые в мажоре звучали изысканно, теперь кажутся символом покорности, увядания. Галантные поклоны — смирение. Но перед тем, как смириться окончательно, музыка делает еще одну попытку бороться, взрывается решительным возгласом.
🔹 Заключительная партия. 5.00 Увы, заключительная решительно и строго возвращает нас в минор.
Простые формы: правила и исключения
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день