angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ларс фон Триер

«Танцующая в темноте»

Мюзикл «Танцующая в темноте» — неожиданный поворот для автора «Догмы 95». Поймём, как и почему режиссёр решил всех удивить.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадр из фильма «Танцующая в темноте»

✏️ Аннотация. Иммигрантка из Чехословакии Сельма, которая очень любит мюзиклы, работает на заводе и живет с сыном в съемном трейлере. У Сельмы тяжелая болезнь, из-за которой она теряет зрение. Этот же недуг поражает и ее сына. Сельма скрывает свою болезнь и пытается работать вслепую, чтобы заработать деньги, необходимые для лечения сына.

💃🏻 Главную роль исполнила исландская певица Бьорк, она же — автор музыки.

⭐️ Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

🎵 Единственная номинация на «Оскар» у Триера случилась тоже благодаря этой картине: он номинировался за лучшую песню к фильму «I`ve seen it all» — «Я видел это все», как соавтор слов этой песни вместе с Бьорк при участии исландского поэта Сьона Сигурдссона.

Триер в этом фильме отходит от «Догмы» 👇

❌ «Догма» против мнимого действия — то есть острых сюжетов, которые происходят не часто: а здесь действие крутится вокруг ограбления и происходит убийство.

❌ «Догма» отрицает сюжеты, действия которых происходят в другое время, в другую эпоху и в другой стране. По идее, фон Триер должен был снять этот фильм в Дании о современной Дании, а он переносит действие в Америку 60-х.

❌ По «Догме» музыка должна звучать в кадре, а не накладываться на монтаже поверх звуковой дорожки. Здесь мы вообще имеем дело с мюзиклом.

✅ Но некоторым правилам «Догмы» режиссер следует: это документальность, ручная камера. Совмещение эстетики «Догмы» с эстетикой мюзикла порождает странный гибрид.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Цитаты из мюзиклов в фильме «Танцующая в темноте»

1,2. Катрин Денёв и Джин Келли в фильме «Девушки из Рошфора», реж. Жак Деми, 1967
3. Джоэл Грей в фильме «Кабаре», реж. Боб Фосс, 1972

Сцена убийства полицейского

Поговорим подробнее о создании фильма 👇

🎭 Триер любит привлекать международную команду: главные роли играют исландская актриса и певица Бьорк, шведский актер Петер Стормаре и американец Дэвид Морс. Также в фильме задействована французская актриса Катрин Денев, которая очень хотела поработать с Триером. В небольших ролях в фильме появляются шведский актер Стеллан Скарсгард, немецкий актер Удо Тир — один из любимых актеров Ларса фон Триера.

👀 Обычно мы принимаем такую условность: знаменитые актеры появляются в разных ролях, но мы верим в подлинность их персонажей. Триер был против знаменитых актеров в «Догме», но в «Танцующую в темноте» позвал Бьорк и Катрин Денев — это усилило условность происходящего. Это Триер сделал намеренно, это готовит нас к «Догвиллю», который будет снят без декораций в условном пространстве. Так режиссер исследует природу искусства, как бы говоря: «Это же знаменитая актриса, она на самом деле не слепая, здесь же все нарисовано, почему же вам жалко героев, чему вы сопереживаете?»

🎼 Фильм стал логичным завершением жанра мюзикл. Все начиналось со сказочных мюзиклов вроде «Поющих под дождем», потом появился «Кабаре» — ревизионистский мюзикл, который подчеркнул условность жанра или «Звуки музыки» на более сложную тему. Триер этот процесс завершает, показывая нам уже предельно реалистический мюзикл. Даже пение звучит неидеально: актеры, которые подпевают Бьорк, поют своими реальными голосами, а подыгрывают им не музыкальные инструменты, а станки — все это приближает нас к реальности.

👱‍♀️ Режиссер переносит действие в Америку, потому что выступает с критикой этой страны: американцы в его голове отождествляются с потребителями, обывателями. Главная героиня — не американка, она приезжает из Чехословакии. Она существо чистое и бесхитростное, думает только о сыне и любит мюзиклы. В этом ее отличие от американцев, на уме у которых — только жажда наживы. Героиню окружает жестокий мир, противопоставленный эстетике привычного мюзикла — заводы, машины, грубость.

🧨 Провокация — это часть стиля режиссера. Триер создает такие ситуации, где зритель на стороне жестокости. Полицейский в фильм показан настолько мерзким, что, когда героиня Бьорк его убивает, мы на ее стороне.

🔘 Триер использует определенную цветовую гамму: не просто приглушенную, а серую, отталкивающую и холодную. Это помогает подчеркнуть идею фильма, о которой мы говорили выше.

Как образы святых в фильмах Дрейера и Росселлини повлияли на образы Триера

Кадры из фильмов:

1-3. «Страсти Жанны Д'Арк», реж. Карл Теодор Дрейер, 1928
4-6. «Европа 51», реж. Роберто Росселлини, 1952

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;