angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ларс фон Триер

«Идиоты»

Это единственный фильм Ларса фон Триера, который снят в эстетике течения «Догма 95» — узнаем и о течении, и о картине.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадр из фильма «Идиоты»

Почему мы смотрим фильм «Идиоты» 🔻

Это единственный фильм Ларса фон Триера, который снят в эстетике течения «Догма 95».

На Каннском фестивале 1998 года он вызвал скандал и бурное обсуждение: во-первых, спорная тематика, во-вторых, порнографические сцены. Обсудим и эту особенность кинематографа.

Фильм включен в Датский культурный канон — это список из 108 произведений искусства, который официально признан датским правительством, как часть культурных ценностей. В нем есть и архитектура, и музыка, и кино. Из фильмов Триера там только «Идиоты». Если мы хотим что-то знать о Дании, то нам надо смотреть не только на Сиднейский оперный театр, который построил датский архитектор, но и на фильм «Идиоты» Ларса фон Триера.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о «Догме 95» 👇

📃В 1995 году во время празднования 100-летия кинематографа в парижском кинотеатре «Одеон» фон Триер зачитал манифест «Догмы 95». Это дало начало последнему значительному движению в истории кино 20 века. Многие режиссеры и в Дании, и в Америке снимали фильмы в эстетике «Догмы».

Здесь можно прочитать сам манифест, а вот «Обет целомудрия», который к нему прилагается 🔻

Клянусь следовать следующим правилам, выведенным и утвержденным «Догмой 95».

Съемки должны производиться на натуре. Нельзя привозить никакого реквизита и бутафории. (Если какой-либо необходимый предмет в данном месте отсутствует, следует найти другую площадку.)

Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения и наоборот. (Музыку использовать не следует, за исключением случаев, когда она возникает помимо вас — просто звучит на выбранной натуре.)

Камера должна быть ручной. Допускается любое движение или отсутствие движения руки. (Следует не фильм снимать там, где установлена камера, а устанавливать камеру там, где снимается фильм.)

Фильм должен быть цветным. Искусственное освещение не допускается. (Если света недостаточно, следует обрезать сцену или добавить одну лампочку к камере.)

Комбинированные съемки и фильтры запрещены.

Фильм не должен содержать внешнее действие, экшн. (Убийства, оружие и т.п. исключаются.)

Временное и географическое отстранение запрещается. (Фильм имеет место здесь и теперь.)

Жанровое кино неприемлемо.

Формат фильма должен быть Academy 35 mm.

Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.

Триер пишет 👇

🗣 «"Догма" — это акция спасения!»

🙅‍♂️ Она спасает одновременно и от авторского кино, и от мейнстрима. Авторы «Догмы» критикуют клише, шаблоны и ориентацию на кассу в мэйнстриме, и желание самовыразиться, эстетство и стремление к признанию фестивальной публики у режиссеров авторского кино. Техническое совершенство фильмов тоже попадает под удар. По фон Триеру и то, и другое недопустимо 👇

🗣 «Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма, потому она была фальшивой».

🎞 Фильмы «Догмы 95» — это почти всегда ручная камера, это отсутствие искусственного света, часто непрофессиональные актеры — все это роднит «Догму» с неореализмом и с Новой волной.

🎥 Всего в рамках течения создано около 40 фильмов, они были сняты с 1998 по начало 2000-х. Все они пронумерованы — «Догма # 1», «Догма # 2» (это и есть фильм «Идиоты»), «Догма # 3» и так далее.

⭐️ Самые яркие — это «Торжество» Томаса Винтерберга, «Последняя песня Мифуне» Сёрена Крага-Якобсена, «Любовники» Жана Марка Бара и «Идиоты» Триера.

Ларс фон Триер — автор против авторства

✏️ Аннотация: Группа молодых людей, живущих веселой коммуной в шикарном, но абсолютно пустом загородном доме, считает, что внутри каждого человека прячется идиот и его нужно выпускать наружу, например, притворяясь душевнобольными. Они со знанием дела изображают из себя сумасшедших в общественных местах, смущая окружающих. Ведь идиоту можно все: крушить сервизы в ресторане, совершать увлекательные экскурсии в женскую душевую нагишом и даже заняться групповым сексом со своими соратниками по «идиотизму». Но приходит день, когда игра перестает быть забавной.

☣️ Трилогия. «Идиоты» — это вторая часть трилогии «Золотое сердце». Первая часть — «Рассекая волны», третья — «Танцующая в темноте». В центре каждого из сюжетов героини, которых объединяет готовность пожертвовать собой: героиня фильма «Рассекая волны» — современная святая, героиня «Идиотов» — несчастная мать, потерявшая ребенка и героиня «Танцующей в темноте» — женщина, которая своей жизнью жертвует, чтобы ее сын мог видеть.

📝 Сценарий. Фон Триер утверждал, что написал сценарий всего за 4 дня. Но он давно к нему шел: его мама была государственной служащей и пыталась разместить учреждение для душевнобольных в одном из муниципалитетов Копенгагена. Люди, проживающие в этом муниципалитете, высказались против: им не понравилась идея о соседстве с душевнобольными. И фон Триера, видимо, это задело. Так он решил написать сценарий о столкновения обывателей и людей, выходящих за пределы нормы.

📹 Камера. Весь фильм снят ручной видеокамерой, причем большую часть материала фон Триер снимал сам.

🎭 Актеры. В большинстве эпизодов актеры импровизировали. Только несколько важных сцен, например, финал, прорабатывали тщательно. Многие актеры были дебютантами, часть актеров до этого играла только в театре.

🤷🏼‍♀️ Нарушения «Обета целомудрия». В документальном фильме 2002 года о «Догме 95» и фон Триер, и Винтерберг, и другие режиссеры признались, что они никогда не могли соблюсти все условия «Обета». При съемке «Идиотов» Триер использовал искусственный источник освещения. Также обет запрещает снимать на все, кроме пленки 35 мм., а съемочная группа обнаружила, что эту картину гораздо легче снимать на оборудование, для которого подходит пленка 16 мм.

💡 Идея. В фильме чувствуется нонконформизм Ларса фон Триера, его нелюбовь к миру обывателей. Он говорит, что если мы забываем о своем внутреннем идиоте, то на нас нарастает непробиваемая конформистская чешуя. Но даже если мы выпустим идиота и забудем о всех правилах и запретах, по-настоящему свободными способны стать далеко не все, потому что люди трусливы, и всегда за что-то держатся: за работу, семью, деньги. Утопическая идея коммуны идиотов приводит к разочарованию. В финале только главная героиня оказывается способной сохранить идиота в себе, но это акт не освобождения, а акт отчаяния из-за потери ребенка.

Кадры из фильма «Идиоты», реж. Ларс фон Триер, 1998

Разбор финальной сцены из фильма «Идиоты»

Ларс фон Триер

Сам Триер однажды сказал о своем фильме 🔻

🗣 «„Идиоты“ — это современный фильм, но вместе с тем ностальгический. Это тоска по ушедшей Новой волне, это то, что случилось на ее поминках».

Как вы думаете, почему он так сказал?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;