angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ларс фон Триер

«Идиоты»

Это единственный фильм Ларса фон Триера, который снят в эстетике течения «Догма 95» — узнаем и о течении, и о картине.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадр из фильма «Идиоты»

Почему мы смотрим фильм «Идиоты» 🔻

Это единственный фильм Ларса фон Триера, который снят в эстетике течения «Догма 95».

На Каннском фестивале 1998 года он вызвал скандал и бурное обсуждение: во-первых, спорная тематика, во-вторых, порнографические сцены. Обсудим и эту особенность кинематографа.

Фильм включен в Датский культурный канон — это список из 108 произведений искусства, который официально признан датским правительством, как часть культурных ценностей. В нем есть и архитектура, и музыка, и кино. Из фильмов Триера там только «Идиоты». Если мы хотим что-то знать о Дании, то нам надо смотреть не только на Сиднейский оперный театр, который построил датский архитектор, но и на фильм «Идиоты» Ларса фон Триера.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о «Догме 95» 👇

📃В 1995 году во время празднования 100-летия кинематографа в парижском кинотеатре «Одеон» фон Триер зачитал манифест «Догмы 95». Это дало начало последнему значительному движению в истории кино 20 века. Многие режиссеры и в Дании, и в Америке снимали фильмы в эстетике «Догмы».

Здесь можно прочитать сам манифест, а вот «Обет целомудрия», который к нему прилагается 🔻

Клянусь следовать следующим правилам, выведенным и утвержденным «Догмой 95».

Съемки должны производиться на натуре. Нельзя привозить никакого реквизита и бутафории. (Если какой-либо необходимый предмет в данном месте отсутствует, следует найти другую площадку.)

Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения и наоборот. (Музыку использовать не следует, за исключением случаев, когда она возникает помимо вас — просто звучит на выбранной натуре.)

Камера должна быть ручной. Допускается любое движение или отсутствие движения руки. (Следует не фильм снимать там, где установлена камера, а устанавливать камеру там, где снимается фильм.)

Фильм должен быть цветным. Искусственное освещение не допускается. (Если света недостаточно, следует обрезать сцену или добавить одну лампочку к камере.)

Комбинированные съемки и фильтры запрещены.

Фильм не должен содержать внешнее действие, экшн. (Убийства, оружие и т.п. исключаются.)

Временное и географическое отстранение запрещается. (Фильм имеет место здесь и теперь.)

Жанровое кино неприемлемо.

Формат фильма должен быть Academy 35 mm.

Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.

Триер пишет 👇

🗣 «"Догма" — это акция спасения!»

🙅‍♂️ Она спасает одновременно и от авторского кино, и от мейнстрима. Авторы «Догмы» критикуют клише, шаблоны и ориентацию на кассу в мэйнстриме, и желание самовыразиться, эстетство и стремление к признанию фестивальной публики у режиссеров авторского кино. Техническое совершенство фильмов тоже попадает под удар. По фон Триеру и то, и другое недопустимо 👇

🗣 «Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма, потому она была фальшивой».

🎞 Фильмы «Догмы 95» — это почти всегда ручная камера, это отсутствие искусственного света, часто непрофессиональные актеры — все это роднит «Догму» с неореализмом и с Новой волной.

🎥 Всего в рамках течения создано около 40 фильмов, они были сняты с 1998 по начало 2000-х. Все они пронумерованы — «Догма # 1», «Догма # 2» (это и есть фильм «Идиоты»), «Догма # 3» и так далее.

⭐️ Самые яркие — это «Торжество» Томаса Винтерберга, «Последняя песня Мифуне» Сёрена Крага-Якобсена, «Любовники» Жана Марка Бара и «Идиоты» Триера.

Ларс фон Триер — автор против авторства

✏️ Аннотация: Группа молодых людей, живущих веселой коммуной в шикарном, но абсолютно пустом загородном доме, считает, что внутри каждого человека прячется идиот и его нужно выпускать наружу, например, притворяясь душевнобольными. Они со знанием дела изображают из себя сумасшедших в общественных местах, смущая окружающих. Ведь идиоту можно все: крушить сервизы в ресторане, совершать увлекательные экскурсии в женскую душевую нагишом и даже заняться групповым сексом со своими соратниками по «идиотизму». Но приходит день, когда игра перестает быть забавной.

☣️ Трилогия. «Идиоты» — это вторая часть трилогии «Золотое сердце». Первая часть — «Рассекая волны», третья — «Танцующая в темноте». В центре каждого из сюжетов героини, которых объединяет готовность пожертвовать собой: героиня фильма «Рассекая волны» — современная святая, героиня «Идиотов» — несчастная мать, потерявшая ребенка и героиня «Танцующей в темноте» — женщина, которая своей жизнью жертвует, чтобы ее сын мог видеть.

📝 Сценарий. Фон Триер утверждал, что написал сценарий всего за 4 дня. Но он давно к нему шел: его мама была государственной служащей и пыталась разместить учреждение для душевнобольных в одном из муниципалитетов Копенгагена. Люди, проживающие в этом муниципалитете, высказались против: им не понравилась идея о соседстве с душевнобольными. И фон Триера, видимо, это задело. Так он решил написать сценарий о столкновения обывателей и людей, выходящих за пределы нормы.

📹 Камера. Весь фильм снят ручной видеокамерой, причем большую часть материала фон Триер снимал сам.

🎭 Актеры. В большинстве эпизодов актеры импровизировали. Только несколько важных сцен, например, финал, прорабатывали тщательно. Многие актеры были дебютантами, часть актеров до этого играла только в театре.

🤷🏼‍♀️ Нарушения «Обета целомудрия». В документальном фильме 2002 года о «Догме 95» и фон Триер, и Винтерберг, и другие режиссеры признались, что они никогда не могли соблюсти все условия «Обета». При съемке «Идиотов» Триер использовал искусственный источник освещения. Также обет запрещает снимать на все, кроме пленки 35 мм., а съемочная группа обнаружила, что эту картину гораздо легче снимать на оборудование, для которого подходит пленка 16 мм.

💡 Идея. В фильме чувствуется нонконформизм Ларса фон Триера, его нелюбовь к миру обывателей. Он говорит, что если мы забываем о своем внутреннем идиоте, то на нас нарастает непробиваемая конформистская чешуя. Но даже если мы выпустим идиота и забудем о всех правилах и запретах, по-настоящему свободными способны стать далеко не все, потому что люди трусливы, и всегда за что-то держатся: за работу, семью, деньги. Утопическая идея коммуны идиотов приводит к разочарованию. В финале только главная героиня оказывается способной сохранить идиота в себе, но это акт не освобождения, а акт отчаяния из-за потери ребенка.

Кадры из фильма «Идиоты», реж. Ларс фон Триер, 1998

Разбор финальной сцены из фильма «Идиоты»

Ларс фон Триер

Сам Триер однажды сказал о своем фильме 🔻

🗣 «„Идиоты“ — это современный фильм, но вместе с тем ностальгический. Это тоска по ушедшей Новой волне, это то, что случилось на ее поминках».

Как вы думаете, почему он так сказал?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;