Ларс фон Триер
«Идиоты»
Это единственный фильм Ларса фон Триера, который снят в эстетике течения «Догма 95» — узнаем и о течении, и о картине.
Почему мы смотрим фильм «Идиоты» 🔻
✅ Это единственный фильм Ларса фон Триера, который снят в эстетике течения «Догма 95».
✅ На Каннском фестивале 1998 года он вызвал скандал и бурное обсуждение: во-первых, спорная тематика, во-вторых, порнографические сцены. Обсудим и эту особенность кинематографа.
✅ Фильм включен в Датский культурный канон — это список из 108 произведений искусства, который официально признан датским правительством, как часть культурных ценностей. В нем есть и архитектура, и музыка, и кино. Из фильмов Триера там только «Идиоты». Если мы хотим что-то знать о Дании, то нам надо смотреть не только на Сиднейский оперный театр, который построил датский архитектор, но и на фильм «Идиоты» Ларса фон Триера.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПоговорим о «Догме 95» 👇
📃В 1995 году во время празднования 100-летия кинематографа в парижском кинотеатре «Одеон» фон Триер зачитал манифест «Догмы 95». Это дало начало последнему значительному движению в истории кино 20 века. Многие режиссеры и в Дании, и в Америке снимали фильмы в эстетике «Догмы».
Здесь можно прочитать сам манифест, а вот «Обет целомудрия», который к нему прилагается 🔻
Клянусь следовать следующим правилам, выведенным и утвержденным «Догмой 95».
Съемки должны производиться на натуре. Нельзя привозить никакого реквизита и бутафории. (Если какой-либо необходимый предмет в данном месте отсутствует, следует найти другую площадку.)
Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения и наоборот. (Музыку использовать не следует, за исключением случаев, когда она возникает помимо вас — просто звучит на выбранной натуре.)
Камера должна быть ручной. Допускается любое движение или отсутствие движения руки. (Следует не фильм снимать там, где установлена камера, а устанавливать камеру там, где снимается фильм.)
Фильм должен быть цветным. Искусственное освещение не допускается. (Если света недостаточно, следует обрезать сцену или добавить одну лампочку к камере.)
Комбинированные съемки и фильтры запрещены.
Фильм не должен содержать внешнее действие, экшн. (Убийства, оружие и т.п. исключаются.)
Временное и географическое отстранение запрещается. (Фильм имеет место здесь и теперь.)
Жанровое кино неприемлемо.
Формат фильма должен быть Academy 35 mm.
Имя режиссера не должно фигурировать в титрах.
Триер пишет 👇
🗣 «"Догма" — это акция спасения!»
🙅♂️ Она спасает одновременно и от авторского кино, и от мейнстрима. Авторы «Догмы» критикуют клише, шаблоны и ориентацию на кассу в мэйнстриме, и желание самовыразиться, эстетство и стремление к признанию фестивальной публики у режиссеров авторского кино. Техническое совершенство фильмов тоже попадает под удар. По фон Триеру и то, и другое недопустимо 👇
🗣 «Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма, потому она была фальшивой».
🎞 Фильмы «Догмы 95» — это почти всегда ручная камера, это отсутствие искусственного света, часто непрофессиональные актеры — все это роднит «Догму» с неореализмом и с Новой волной.
🎥 Всего в рамках течения создано около 40 фильмов, они были сняты с 1998 по начало 2000-х. Все они пронумерованы — «Догма # 1», «Догма # 2» (это и есть фильм «Идиоты»), «Догма # 3» и так далее.
⭐️ Самые яркие — это «Торжество» Томаса Винтерберга, «Последняя песня Мифуне» Сёрена Крага-Якобсена, «Любовники» Жана Марка Бара и «Идиоты» Триера.
Ларс фон Триер — автор против авторства
✏️ Аннотация: Группа молодых людей, живущих веселой коммуной в шикарном, но абсолютно пустом загородном доме, считает, что внутри каждого человека прячется идиот и его нужно выпускать наружу, например, притворяясь душевнобольными. Они со знанием дела изображают из себя сумасшедших в общественных местах, смущая окружающих. Ведь идиоту можно все: крушить сервизы в ресторане, совершать увлекательные экскурсии в женскую душевую нагишом и даже заняться групповым сексом со своими соратниками по «идиотизму». Но приходит день, когда игра перестает быть забавной.
☣️ Трилогия. «Идиоты» — это вторая часть трилогии «Золотое сердце». Первая часть — «Рассекая волны», третья — «Танцующая в темноте». В центре каждого из сюжетов героини, которых объединяет готовность пожертвовать собой: героиня фильма «Рассекая волны» — современная святая, героиня «Идиотов» — несчастная мать, потерявшая ребенка и героиня «Танцующей в темноте» — женщина, которая своей жизнью жертвует, чтобы ее сын мог видеть.
📝 Сценарий. Фон Триер утверждал, что написал сценарий всего за 4 дня. Но он давно к нему шел: его мама была государственной служащей и пыталась разместить учреждение для душевнобольных в одном из муниципалитетов Копенгагена. Люди, проживающие в этом муниципалитете, высказались против: им не понравилась идея о соседстве с душевнобольными. И фон Триера, видимо, это задело. Так он решил написать сценарий о столкновения обывателей и людей, выходящих за пределы нормы.
📹 Камера. Весь фильм снят ручной видеокамерой, причем большую часть материала фон Триер снимал сам.
🎭 Актеры. В большинстве эпизодов актеры импровизировали. Только несколько важных сцен, например, финал, прорабатывали тщательно. Многие актеры были дебютантами, часть актеров до этого играла только в театре.
🤷🏼♀️ Нарушения «Обета целомудрия». В документальном фильме 2002 года о «Догме 95» и фон Триер, и Винтерберг, и другие режиссеры признались, что они никогда не могли соблюсти все условия «Обета». При съемке «Идиотов» Триер использовал искусственный источник освещения. Также обет запрещает снимать на все, кроме пленки 35 мм., а съемочная группа обнаружила, что эту картину гораздо легче снимать на оборудование, для которого подходит пленка 16 мм.
💡 Идея. В фильме чувствуется нонконформизм Ларса фон Триера, его нелюбовь к миру обывателей. Он говорит, что если мы забываем о своем внутреннем идиоте, то на нас нарастает непробиваемая конформистская чешуя. Но даже если мы выпустим идиота и забудем о всех правилах и запретах, по-настоящему свободными способны стать далеко не все, потому что люди трусливы, и всегда за что-то держатся: за работу, семью, деньги. Утопическая идея коммуны идиотов приводит к разочарованию. В финале только главная героиня оказывается способной сохранить идиота в себе, но это акт не освобождения, а акт отчаяния из-за потери ребенка.
Кадры из фильма «Идиоты», реж. Ларс фон Триер, 1998
Разбор финальной сцены из фильма «Идиоты»
Сам Триер однажды сказал о своем фильме 🔻
🗣 «„Идиоты“ — это современный фильм, но вместе с тем ностальгический. Это тоска по ушедшей Новой волне, это то, что случилось на ее поминках».
Как вы думаете, почему он так сказал?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день