Уильям Тернер
Исторические сюжеты
Путешествуя по Европе, Тернер понял, что если он хочет широкого признания, нужно работать в большом стиле — писать исторические сюжеты. Обсудим самые известные работы в этом жанре и посмотрим, кто повлиял на всех европейских пейзажистов.
1. Ущелье от Чертова моста, перевал Сент-Готард, 1802
2. Мол в Кале: французские рыбаки готовятся к выходу в море, английский корабль причаливает, 1803
3. Кораблекрушение, 1803
4. Чертов мост 1803–1804
5. Дорога святого Готхарда, 1804
Начнем с долгожданного путешествия на континент.
🗺 В 1802 году Тернер впервые отправился за границу. Он побывал во Франции, в Италии, в Швейцарии, по дороге пересек Альпы. Всегда с собой у художника был блокнот, в который он зарисовывал свои впечатления.
▪️ Результаты странствий Тернер представил на выставке 1803 года.
🛶 Наибольший резонанс вызвала картина «Мол в Кале: французские рыбаки готовятся к выходу в море, английский корабль причаливает». В этой работе явь сплетается с вымыслом, что вообще характерно для лучших картин Тернера.
▪️ Картина отражает впечатления художника от прибытия во Францию, когда его корабль попал в шторм и поэтому не мог пришвартоваться в Кале. Сгорая от желания как можно скорее оказаться на суше, Тернер пересел в шлюпку. Эта затея чуть не закончилась трагедией.
▪️ Путешественник позже записал в своем дневнике: «Мы все же высадились в Кале. Но едва не утонули при этом».
🎨 Тернер всегда стремился, как можно реалистичнее передать на картине происходящее. При этом многие детали здесь являются художественным вымыслом.
🖼 Весной 1804 года Тернер открыл собственную галерею — а точнее, вывесил непроданные картины в зале второго этажа в своем доме. Гости там слонялись, общались, даже выпивали — и иногда покупали картины, которые к тому времени стоили уже прилично.
✍️ В следующем году Тернер освоил технику эстампа под названием «меццо-тинто». Оттиски с картин можно было продавать вдвое дороже.
⛵️ Первый оттиск Тернер сделал со своей знаменитой картины того же года «Кораблекрушение». Это уже вполне романтическое полотно, построенное на смелых контрастах светлого и темного, холодных тонов — темное море с изумрудными отливами, и горячих — пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🖼 В 1806 году Тернер показал публике давно вынашиваемое творение «Трафальгарская битва». Это лучшая из его исторических картин.
👤 Картина написана на современный сюжет — смерть Нельсона на палубе корабля «Виктория».
⛵️ Но выразительнее всего здесь не сюжетная ситуация: фигуры очень мелкие и воспринимаются не сразу. Главное — противоборство вздымающихся вверх мачт и парусов, освещенных неровным светом и окутанных дымом.
1. Уильям Тернер. Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы, 1812
2. Жак Луи Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар, 1801
Задание.
Отец Тернера предлагал гостям загадку: отыскать на картине «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» слона.
Предлагаем вам тоже попробовать его найти.
Теперь рассмотрим картину Тернера «Упадок Карфагена». Один из критиков сказал, что необходимо основать Национальную галерею, в которой такие полотна могли бы висеть рядом с шедеврами старых мастеров.
Что в этой картине особенного 👇
🏛 Полное название картины — практически пересказ сюжета: «Карфаген пришел в полный упадок и римляне собрали сынов и увозят их на кораблях».
✍️ Тернер часто давал своим работам развернутые названия. Он любил писать стихи, но делал это плохо и никому не показывал результат. Зато сопровождал картины для выставок длинными поэтическими названиями.
👦 Тернер необычно подошел к сюжету. Обычно художники показывают руины разрушенного Карфагена. У Тернера мы видим нетронутый город. А зачем его разрушать, если римляне увезли оттуда все молодое население? Понятно, что оставшиеся через какое-то время просто вымрут, и город разрушится сам собой.
😔 Картина передает депрессивное состояние карфагенцев. Тернер выстраивает композицию с помощью кулисных архитектурных декораций, уходящей вдаль перспективы, воды и солнечного света, разлитого по небу. Здесь чувствуется влияние французского художника 18 века Клода Лорена.
1–4. Клод Лорен. Пейзажи
5. Уильям Тернер. Дидона, основательница Карфагена, 1815
Теперь поговорим о Клоде Лорене — художнике, который очень повлиял на весь европейский пейзаж, и на Тернера в том числе.
Вот почему важно о нем вспомнить 👇
👨🎨 Клод Лорен первым стал осмысленно использовать освещение в пейзаже. Вместо студийного света (как, например, у Пуссена) он старался передать естественный свет.
🌅 Благодаря Лорену в европейской живописи появляются времена суток и времена года. Он первым показал, что на картине можно изображать не какое-то условное время, а узнаваемые утро, день или вечер.
🌞 Лорен сильно повлиял на всех пейзажистов. Благодаря ему художники стали писать закаты и рассветы. Тернер Лорена очень любил и считал его своим учителем.
🎨 На картине Тернера «Дидона, основательница Карфагена» схема построения пейзажа такая же, как у Лорена. Но заметна разница в цвете: в 19 веке появились химические краски, что повлияло на структуру, цвет, колористический строй и технику живописи.
🟡 Первой открыли желтую краску. Химическая краска была более насыщенной по цвету по сравнению с природной. Поэтому у Лорена мы видим нежные солнечные блики, а у Тернера — агрессивно яркое цветовое решение.
🍳 В век свечей люди говорили, что их ослепляют работы Тернера. А недоброжелатели — что его работы похожи на яичницу.Тренажер.
Мы уже достаточно узнали о творчестве Уильяма Тернера, чтобы попробовать свои силы в новом тренажере. Легко ли узнать его картины? На что стоит обращать внимание?
🖼 Это картина Уильяма Тернера?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день