Уильям Тернер
Путешествия и пейзажи
Тернер стал знаменит именно как пейзажист. Во время своих путешествий он делал сотни пейзажных зарисовок. Посмотрим, где был художник, и что рисовал, а также поговорим о его гравюрах.
Уильям Тернер
1. Вид на восточные ворота, гравюра, 1819
2. Солнце встает в тумане, 1807
Начнем с пейзажных альбомов.
✍️ В 1807 году Тернер начал выпускать цикл пейзажных альбомов «Liber Studiorium». Идею ему подсказал друг-художник У. Ф. Уэллс. На протяжении нескольких лет он выпустил 14 альбомов с 71 гравюрой.
💰 В этом предприятии Тернер показал себя хорошим бизнесменом. На основе его рисунков граверы делали доски и передавали их в типографию. Тернер контролировал все стадии процесса.
📚 Гравюры были сгруппированы по тематическим разделам: живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные — охват если не полный, то очень широкий.
🌫 На очередной выставке в 1807 году Тернер выставил «Солнце встает в тумане». Картина вызвала море восторгов и принесла ему звание «профессор перспективы».
👨🎨 Тернер стал знаменитым. Его звали к себе аристократы, на что он охотно соглашался в надежде получить заказ. С некоторыми у художника сложились длительные дружеские отношения.
▪️ Один из них — лорд Эгремонт, который картин не заказывал, но позволял гостить без ограничений.
▪️ Другой — Уолтор Фокс, член Палаты общин, оборудовавший специально для Тернера апартаменты с мастерской.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Уильям Тернер
1. Рим: Колизей, 1820
2–5. Венеция, пейзажи
Теперь мы поговорим о других путешествиях Тернера.
🗺 В августе 1819 года он отправился во второе заграничное путешествие. Это открыло новый этап в его жизни и творчестве.
🚏 Маршрут был такой: Турин, Париж, Лион, озеро Комо, Милан, Верона — и, наконец, первая встреча с Венецией.
✍️ Венеция стала любовью Тернера на всю жизнь. В тот раз он пробыл там всего пять дней и уехал покоренный, заполнив рисунками 160 страниц своих альбомов.
🌅 Тернер сделал несколько восхитительных акварелей венецианского утра. Полупрозрачный, неосязаемый свет на них передан мазками голубого и желтого. Такое ощущение света больше никогда не покинет художника – оно останется с ним навсегда.
🌊 Тернера в Венеции не интересовали достопримечательности и архитектура. Он исследовал обычную, непарадную жизнь на каналах. Город, залитый светом, превращается в призрачную декорацию на заднем плане. На первый план выходят свет, небо и вода, отражение, игра рефлексов.
🏛 Дальше Тернер отправился в Рим, куда прибыл в конце октября. Он пробыл там до середины декабря и за это время сделал примерно полторы тысячи рисунков карандашом.
🌋 В это время проснулся Везувий, и Тернер отправился в Неаполь.
Уильям Тернер
1. Гавань в Дьепе, 1825
2, 3. Живописные виды Англии и Уэльса
Продолжаем говорить о путешествиях Тернера.
🇫🇷 В 1824 году Тернер отправился в путешествие по рекам Мёз и Мозель во Франции. Поездка продолжалась чуть больше месяца. За это время он сделал тысячи рисунков.
⛵️ По материалам поездки Тернер написал лишь одно полотно маслом: «Гавань в Дьепе». Публика увидела его на академической выставке в следующем, 1825 году. Одни встретили картину восторженно, а другие критиковали за то, что Дьеп больше похож на Венецию.
⛰ В том же году Тернер начал создавать серию гравюр по своим рисункам «Живописные виды Англии и Уэльса» — самую большую в его наследии. Для этого он предпринял несколько путешествий по стране.
Теперь отправимся в Голландию, Бельгию и по Рейну — в те места, где работали прославленные голландские мастера.
📖 Тернер посетил Гаагу, Амстердам, Антверпен, Гент и Брюгге. Работал он теми же методами, что и в прошлом году: с блокнотом, который всегда был под рукой и для беглых зарисовок, и для более детальных рисунков.
🟡 Результатом поездки стало одно из самых знаменитых полотен Тернера — «Кёльн: Прибытие пакетбота. Вечер». На выставке 1926 года работу заметили в основном потому, что художник весьма необычно использовал в ней желтую краску. Подлинные достоинства полотна почти не обсуждались. К этому времени любовь Тернера к желтому уже стала сюжетом для карикатур.
1. Уильям Тернер. Крушение «Амфитриты», 1835
2. Теодор Жерико. Плот «Медузы», 1819
За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.
3300₽ 1650₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день