angle-down facebook instagram vkontakte warning

Уильям Тернер

Поздние работы

С годами техника Тернера совершенствовалась, его величие росло, но вместе с тем приходило неприятие рядовой публики. Поговорим о последних годах творчества Уильяма Тернера и узнаем, как у него появился защитник среди критиков.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Уильям Тернер

1. Вид Большого канала в Венеции, 1835
2. Вид на Рим с Авентинского холма, 1836
3. Меркурий и Аргус, 1836
4. История Аполлона и Дафны, 1837
5. Прощание Геро и Леандра, 1837

✍️ В 1836 году Тернер выставил в академии три картины: «Джульетта с кормилицей», «Рим с Авентинского холма» и «Меркурий и Аргус». Все они стали объектом резкой критики, их обзывали «странной сумятицей», «нелепицей», «в высшей степени неприятной смесью» и вообще «ребячеством». Похвалил художника только один критик — Джон Рёскин.

👨‍🎨 Тернер доказал свое превосходство над современниками весной 1837 года. Тогда он представил четыре больших полотна на выставку, устроенную по поводу завершения строительства новых галерей академии. Открывать новое выставочное помещение предстояло самому королю, так что требовалось нечто особенное.

▪️ Тернер предложил «Большой канал в Венеции» и «Метель, лавину и наводнение — вид в долине Валле-Д’Аоста, Пьемонт». Но особое величие своей манеры продемонстрировал в двух классических сюжетах — «Истории Аполлона и Дафны» и «Прощании Геро и Леандра».
🎻 Технику письма этих картин сравнивали с игрой великого скрипача Паганини: «нечто, чего никто до того не делал и больше не сделает». Особое восхищение вызывал диапазон применения чистых цветов.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Уильям Тернер. Работорговцы выбрасывают за борт мертвых и умирающих — надвигается тайфун, 1840

Поговорим о том, как Тернера не принимали современники — и высмеивали его.

🖼 В 1840-е годы Тернер продолжал работать и участвовал в выставках Королевской академии. В это время он создал картину «Работорговцы выбрасывают за борт мертвых и умирающих — надвигается тайфун».

✍️ Джон Рёскин тут же провозгласил: «Если бы мне пришлось оправдать бессмертие Тернера только одним из его произведений... я выбрал бы это». Зато у критиков, придерживавшихся традиционных взглядов, очередная «нелепость» художника вызвала антипатию.

😹 Вообще Тернер в эти годы сделался популярным объектом сатиры. Юмористический журнал «Панч» опубликовал вымышленный каталог художественной выставки. В перечень картин включили «Тайфун, превращающийся в самум над водоворотом у водопада, Норвегия, с кораблем в огне, во время затмения и при явлении лунной радуги».
🧇 В 1841 году в Лондоне была поставлена пантомима следующего содержания: мальчик, несущий поднос пирожков с джемом, падает в витрину, в которой выставлена картина Тернера. Владелец лавки стряхивает пыль с разломавшихся пирожков, обрамляет их в раму и продает за тысячу фунтов.

Уильям Тернер

1. Дождь, пар и скорость, 1844
2. Морское чудовище на рассвете, 1845

Поговорим о знаменитых картинах, созданных Тернером в последний период жизни.

🖼 С 1840 по 1844 год Тернер показал на выставках не менее двадцати трех больших живописных полотен. Он любил работать и не раз повторял: «Единственный мой секрет — это чертовски тяжелый труд, — и добавлял. — Не знаю другого гения, кроме гения упорной работы». Плодом работы этой поры стали его знаменитые полотна: «Дождь, пар и скорость» и «Снежная буря».

🚂 Картина «Дождь, пар и скорость» была написана после поездки Тернера по Большой западной железной дороге, связывавшей юго-запад Англии, Западные земли и Южный Уэльс с Лондоном. Считается, что на картине изображен железнодорожный мост Мейденхед через Темзу между городками Тэплоу и Мейденхед.

💨 Зрителю представлен вид на восток в сторону Лондона. Паровоз утром несется сквозь поля. Фантастическая фееричная картина, в которой все контуры сливаются из-за скорости.

👨‍🎨 Тернер написал эту работу за 25 лет до импрессионистов. Глядя на нее, становится понятно, почему все импрессионисты стремились увидеть его работы.

🦕 Тернер все более уходит от формы, пытаясь передать оттенки цвета и воздушные объемы. Это видно на одной из последних его работ под довольно условным названием «Морское чудовище на рассвете».

О картине «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье»

Уильям Тернер. Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье, 1842

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;