angle-down facebook instagram vkontakte warning

Уильям Тернер

Начало творческого пути

Тернер с детства увлекался живописью, а в 15 лет благодаря своему таланту бесплатно поступил в Королевскую академию. Поговорим о том, как развивался талант Тернера, где он любил работать, и какая работа принесла художнику известность.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Для начала рассмотрим особенности английской школы живописи — она очень отличалась от всей остальной Европы. Давайте выясним, почему.

До 18 века в Англии не было мастеров, которых можно было бы поставить в один ряд с великими живописцами Европы. Это было связано с особенностями политической жизни Англии.

🙏 Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. Пуританское движение 18 века с его иконоборческими идеями мешало развитию национальной живописной школы. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи.

👑 В 17 веке медленно начал развиваться портретный жанр, в основном миниатюра. Поэтому британская монархия приглашала к себе мастеров из Европы. Это повлияло на специфику британского искусства.

👨‍🎨 В Англии работали художники из Италии, Фландрии, Германии. Каждый из них привносил в английскую живопись что-то свое. К тому же у англичан были свои представления о живописи и самобытности.

🎨 В итоге английское искусство получилось очень разносторонним. Только в 18 веке здесь появились такие художники, как Уильям Хогарт, Джошуа Рейнолдс и Томас Гейнсборо.

👤 Лучшие достижения английской живописи 18 века связаны с портретным жанром. Недаром этот жанр занимал одно из главных мест и в стенах Королевской академии искусств.

🥇 Первым президентом Академии был Джошуа Рейнолдс, живописец и теоретик. В своих знаменитых «Речах» он выступал сторонником классицистической эстетики, но в работах совсем не ограничивал себя рамками классицизма и чутко улавливал веяния новой эпохи.

1. Уильям Тернер. Автопортрет, 1799
2. Чарльз Тернер. Портрет Уильяма Тернера, 1840

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о самом Уильяме Тернере и важных фактах его биографии.

✂️ Родился в 1775 году в семье парикмахера. Рано обнаружил способности к рисованию. Отец поддерживал увлечение Тернера — он выставлял рисунки сына в окне своей парикмахерской и продавал их по 2–3 шиллинга. Когда Тернер стал художником, отец бросил работу и помогал ему до самой смерти.

👤 Скрывал от всех психическое расстройство матери. В то время сумасшедший в семье воспринимался как проклятие. Это закрывало путь в общество. Именно поэтому семья Тернера вела замкнутый образ жизни, что сказалось и на сдержанном характере художника.

🎨 Учился на акварелиста. Сначала делал копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Вскоре начал переводить иллюстрации из путеводителей и описаний в гравюры. Так он подрабатывал и заодно «набивал» руку. Первые рисунки Тернера датированы 1787 годом.

🎓 Был бесплатно зачислен в Королевскую академию, когда ему было всего 15 лет — это произошло по рекомендации художников, которые заметили талантливого мальчика. Один из рисунков Тернера приняли на выставку академии. Учителями Тернера стали Томас Хардвик (архитектурный рисунок) и Томас Сэлтон (театральный художник).

Уильям Тернер

1. Вестгейт, Кэнтербери, Кент, 1793
2. Вид на Темзу в Ричмонд Хилле, 1794
3. Ландафальский собор. Западный фасад, 1796
4. Старый лондонский мост, 1796
5. Уэльский мост в Шроусбери, 1796
6. Дуврский порт, 1796
7. Tivoli with the Temple of the Sybil and the Cascades, 1796-1797

Теперь посмотрим, как проходила юность Тернера и почему вместо путешествия в Италию он колесил по родной Британии.

⛵️ Тернер с детства бредил путешествием на континент и хотел поехать в Италию, поучиться у великих мастеров прошлого. Но путешествию мешала политическая обстановка конца 18 века. Сначала — Великая Французская революция, затем — война с Наполеоном. Всякий раз Англия закрывала свои границы.

Правительство Англии стало продвигать идею путешествий по родной стране. Тем более что технические возможности для комфортных поездок в Англии уже были. Путешествия по Британии стали модными.

⛪️ Отсюда в искусстве появились романтические сюжеты: развалины аббатств и старые церкви. Интерес к собственной истории возник как альтернатива античному наследию, к которому не было доступа.

✍️ Тернер тоже постоянно путешествовал по Англии. У него всегда с собой были блокнот и карандаш. Как только он видел что-то интересное, сразу начинал зарисовывать.

Томас Гертин

1. Собор и замок
2. Городской пейзаж
3. Аббатство Джедборо, 1799
4. Париж, 1802

Теперь посмотрим, кто повлиял на живописную манеру юного Тернера.

🌳 Тернер сблизился с кружком доктора Монро и с лучшими английскими мастерами акварели. Они были увлечены новыми идеями «живописности образов грандиозного, величественного пейзажа».

🎨 Огромное влияние на Тернера оказало учение Гилпина о гармонии красок. Гилпин советовал «сводить всю картину к основному, или ключевому, тону, который в пейзаже всегда надо брать с безоблачного участка неба».

✍️ В доме Монро художники часто копировали работы старых мастеров. Тернер, когда хотел понять достижения какого-нибудь художника, вместо копирования писал оригинальную картину в соответствующем стиле, работая с карандашом и бумагой, уделяя много внимания акварели.

👥 Интерес Тернера к акварели связан с его другом Томасом Гертином. Томас первым стал использовать акварель как самостоятельный вид искусства: до него художники пользовались ею только для эскизов, а Гертин стал создавать законченные произведения.

▪️ Гертин рано умер. Намекая на то, каких успехов его друг мог бы добиться, Тернер позже скажет: «Если бы он не умер, то я не был бы Тернером».

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;