Уильям Тернер
1830-е и вершина творчества
После возвращения из Италии Тернер вышел на новый уровень понимания изобразительного искусства. Это вызвало недоумение — хотя принесло ему славу великого новатора. Обсудим самый яркий период в жизни художника.
Уильям Тернер
1. Регул, 1828
2. Видение Медеи, 1828
Биографы отсчитывают пик творчества Уильяма Тернера с 1827 года, после его возвращения из путешествия. Вот что происходило в это время 👇
🎨 В 1828 году Тернер снова выехал из Лондона в Рим. Там он приступил к работе и начал восемь картин, из которых закончил три. В письме к другу он писал: «Но поскольку народ здесь толковал, что их я не покажу, я закончил небольшую вещь три фута на четыре, чтоб эти толки прекратить».
🗡 Тернер выставил несколько своих картин в апартаментах на Кватро-Фонтане. Одна из них — «Регул». Сюжетом стала история о римском полководце, который попал в плен к карфагенцам, был ими ослеплен и чудесным образом прозрел.
🎗 Еще одна работа, «Видение Медеи», обладала свободой и экстравагантностью цвета, поразившей современников.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяУильям Тернер
1. Улисс насмехается над Полифемом, 1829
2. Улисс насмехается над Полифемом, деталь
3. Песчаная отмель в Кале при низкой воде, 1830
Поговорим о возвращении Тернера в Англию и мощном ударе, который очень на него повлиял.
👁 В Англии Тернер начал готовиться к ежегодной выставке в Королевской академии. На ней он представил одну из самых своих любимых картин — «Улисс насмехается над Полифемом».
✍️ Осенью 1829 года умер отец Тернера, его ближайший друг, помощник и самый верный поклонник. Сразу после похорон Тернер написал завещание и оставил наследство Королевской академии.
▪️ Желая, чтобы потомки помнили его, он дал указания относительно учреждения золотой медали имени Тернера, которую должны были вручать раз в два года.
▪️ Остаток состояния следовало употребить на создание «либо колледжа, либо благотворительного учреждения» для «нуждающихся английских художников».
🖼 Национальной галерее Тернер отписал два своих полотна: «Дидона строит Карфаген» и «Падение Карфагена». Главным условием было, чтобы они всегда висели между двумя пейзажами кисти Лоррена.
🎨 В 1830 году Тернер написал картину «Песчаная отмель в Кале при низкой воде». В ней отразилось чувство беспредельного одиночества, овладевшее художником после смерти отца.
Уильям Тернер
1. Пожар в здании парламента, 1835
2. Пожар в здании парламента, акварель, 1835
Тернер продолжал регулярно путешествовать в поисках сюжетов для гравюр, но оказалось, что один из самых великолепных и драматичных поджидал его дома.
🔥 Вечером 16 октября 1834 года в одном из старых строений английского парламента в Лондоне разгорелся пожар. Причиной стала печка, в которой хотели сжечь много старых мерных реек. Огонь полыхал несколько дней, люди брали на прокат лодки, чтобы им полюбоваться.
✍️ Тернер был среди зевак, наслаждавшихся зрелищем огня и разрушения, и сделал несколько набросков. В мастерской он превратил наброски в два полотна акварелью и маслом. Для большей достоверности художник использовал сведения из газетных репортажей, напечатанных в «Таймс».
▪️ Когда весной 1835 года «Пожар парламента» появился на выставке Британского института, эту фантастическую картину сияния, обжигающего глаза, стали превозносить вовсе не за достоверность, а за величие.
🎨 В акварели Тернер верен себе. Он стремится использовать традиционные для нее методы живописи.
⬜️ Зато в живописной работе много нового. Тернер опять использует любимый желтый, переносит в масляную живопись традиционную акварельную подложку — начинает использовать белый грунт.
🟫 Подкрашенные грунты используются в европейской живописи со времени позднего Рафаэля: цветной грунт позволяет накладывать более тонкие лессировки, делать более мягкие переходы между красочными слоями, достигать оптического эффекта.
🌫 Чем дальше развивалась живопись, тем темнее становился грунт — например, Рембрандт использовал почти коричневый. Белый грунт Тернера усиливал яркость и цветовую насыщенность красок.
Уильям Тернер
1. Стаффа, пещера Фингала, 1832
2. Дворец дожей, 1833
3. Мост Вздохов, Дворец дожей и таможня. Каналетто пишет Венецию, 1833
4. Золотая ветвь, 1834
Посмотрим, что Тернер создавал в первой половине 1830-х годов и почему его не устраивали вкусы публики.
🌲 Летом 1830 и 1831годов Тернер много путешествовал. В 1830-м разъезжал по центральным графствам в поисках сюжетов для акварелей и гравюр «Англия и Уэльс», а на следующий год отправился в Шотландию, приняв предложение проиллюстрировать новое издание «Поэтических произведений» Вальтера Скотта, с которым у Тернера были непростые отношения.
🖼 На выставку 1832 года Тернер представил картину на шотландские мотивы «Стаффа, пещера Фингала». Критики приняли картину восторженно, один из них отмечал «выраженные в ней простор и одиночество». Но покупателя она не нашла.
👨🎨 В 1833 году Тернер выставил два полотна с видами Венеции: «Дворец дожей» и «Мост Вздохов, Дворец дожей и таможня. Каналетто пишет Венецию». Про вторую картину критики дружно писали: Тернер превзошел прославленного венецианца, упомянутого в названии.
💰 После недолгой поездки в Венецию Тернер завершил «Дворец дожей» в классической манере и продал за триста пятьдесят фунтов. За картину с Каналетто он получил значительно меньше.
▪️ «Что ж, раз уж они хотят таких лоскутков, а не важных картин, пусть раскошеливаются», — решил Тернер, обозначив разрыв между вкусами публики и собственными. «Важные картины» — это те, которые приговорены висеть в его галерее, а «лоскутки» — те, которые купили.
👤 На академическую выставку 1834 года Тернер представил пять картин маслом.
✨ С одной из них, «Золотая ветвь», случился казус. Покупатель заявил, что одна из фигур отстает от поверхности полотна, и позвал Тернера. Выяснилось, что в натурном классе академии он сделал набросок нагой фигуры и, заметив, что рисунок годится по размеру и по пропорциям, второпях попросту приклеил его на красочный слой холста.
▪️ Конечно, Тернер хотел дописать все как надо, когда картину повесят в выставочном зале, «но совершенно об этом забыл и, скорее всего, не вспомнил бы, кабы не вы!».
Уильям Тернер
1. Последний рейс корабля «Отважный», 1839
2. Трафальгарская битва, 1806
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день