angle-down facebook instagram vkontakte warning

Утилитаризм

Австрийская экономическая школа

Австрийцы связали воедино мораль, экономику, право и политику. Выясним, как им удалось совершить такой сложный синтез (ведь помог им все тот же утилитаризм).

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Начнем с главных философских принципов Австрийской школы.

🇦🇹 Австрийская экономическая школа — это философско-экономическое течение, которое зародилось в Вене на рубеже 19 и 20 веков. Школа испытала сильнейшее влияние утилитаризма и так сформулировала свои главные философские принципы.

🔻 Субъективизм. У ценности субъективный характер, ценность не существует вне сознания человека. Труд, который затрачивается на производство блага (товара или услуги), не может быть ни источником, ни мерилом этой ценности.

🔻 Свобода не моделируется. Поведение потребителей с трудом поддается прогнозированию, характер рынков постоянно изменяется, поэтому математическое моделирование в экономике, равно как и плановая экономика, практически невозможны.

🔻 Праксеология — учение о действиях людей. Важно понять не то, как работает общество в целом, а то, что заставляет отдельных людей совершать те или иные действия.

🔻 Либертарианство — максимизация свободы людей. Каждый человек — суверенный свободный индивид. Только он сам может решать, что для него хорошо, а что плохо. Он может заключать сделки с другими свободными индивидами и делать что угодно, что не приносит вред остальным.

🔻 Минархизм — концепция «минимального государства». Главным принципом экономической политики должно быть невмешательство (или минимальное вмешательство) в экономику со стороны государства.

Карл Менгер (1840–1921) — австрийский экономист, основатель Австрийской школы. Он существенно развил понятие полезности и сделал его более точным инструментом экономического анализа, что привело к скачку в развитии экономической науки.

💎 Парадокс воды и алмазов. Особое внимание Менгер уделял парадоксу ценности Адама Смита: «Почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?».

❣️ Ценность имеет субъективный характер. Менгер отверг трудовую теорию стоимости Карла Маркса и провозгласил, что ценность имеет субъективный характер. Менгер сформулировал один из основных принципов Австрийской школы о том, что ценность не существует вне сознания человека, а труд, затраченный на производство блага, не является ни источником, ни мерилом его ценности. С его точки зрения, не имеет никакого значения, был ли найден алмаз случайно, или для его добычи понадобился труд тысячи рабочих на рудниках.

📦 История блага никому не интересна. В практической жизни никто не интересуется историей происхождения блага. Его ценность субъективна и связана лишь с двумя вопросами: насколько полезным считает его для себя данный индивид и насколько редким это благо является на рынке.

🎢 Понятие убывающей полезности. В теории Менгера ценность дана через идею убывающей предельной полезности: с ростом потребления блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется. Сильно упрощая, можно это проиллюстрировать простым фактом: если вы съели котлету, то получили от нее определенную полезность, но полезность второй котлеты будет уже немного меньше, третьей — еще меньше, и так дальше.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 20–30-е годы 20 века весь мир следил за тем, как Советский Союз строит плановую социалистическую экономику и многие верили, что она будет эффективнее капиталистической. Но Людвиг фон Мизес (1881–1973) еще в 1920 году провозгласил, что из этого эксперимента ничего не выйдет, и у него были рациональные доводы. Посмотрим, какие аргументы были у этого американского экономиста, философа и социолога, главного представителя «третьего поколения» Австрийской школы и одного из основателей философии либертарианства.

🔢 Калькуляционный аргумент. Одна из главных проблем экономики — эффективное распределение ресурсов. Кажется, что если мы будем централизованно планировать производство и потребление, то сможем распределить ресурсы лучше, чем это происходит на рынке. Однако это не так, считает Мизес. Ведь для начала мы должны как-то узнать точные размеры спроса и предложения на каждый товар. В плановой экономике это невозможно в принципе. Почему?

🛍 Спрос и предложение. В рыночной экономике данная проблема решается при помощи механизма спроса и предложения, при котором люди имеют возможность решать, как именно будут распределяться товары или услуги при помощи своей готовности отдавать деньги за них. Таким образом, цена товара содержит всю необходимую информацию о балансе спроса и предложения, что позволяет корректировать возникающие избытки и дефициты. В плановой же экономике цена не отражает ничего, кроме государственного плана — вот почему социализм никогда не будет таким же экономически эффективным, как капитализм.

🛒 Стоит ли равенство пустых полок в магазинах? Мизес заранее предсказал: дефицит является непременной особенностью любой социалистической экономики. Таким образом, он задал важный философский вопрос: стоит ли равенство людей, провозглашаемое при социализме, того вреда, который неизбежно принесет им плановая экономика? С точки зрения утилитаризма, ответ однозначный: не стоит.

Теперь обсудим, как утилитаризм, доведенный до очень точной и абстрактной формы, стал методологической основой для широкого класса современных научных концепций, объясняющих человеческие действия и восприятия. В этом процессе главную роль сыграл Фридрих фон Хайек (1899–1992) — австро-британский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии по экономике и главный представитель «четвертого поколения» Австрийской школы.

🛠 Индивидуализм против коллективизма. Хайек был одним из ведущих критиков коллективизма в 20 столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могут существовать только с поддержкой государства. Потому что любой коллективизм дает такое количество сложных социальных систем, в котором неизбежно будет присутствовать неполнота информации — здесь он заметно развил и обобщил калькуляционный аргумент Мизеса.

💵 Цена как универсальный язык социальных действий. Многие выводы Хайека носили чисто философский характер. Например, он рассматривал свободную ценовую систему не как сознательное изобретение людей, а как самопроизвольный результат соединения множества человеческих действий. Таким образом, ценовой механизм — это что-то вроде языка, на котором люди планируют и описывают свои действия. И главным понятием в словаре этого языка является полезность.

📚 Две важные книги Хайека. В книге «Порядок восприятия» (1952) Хайек выдвинул предположение о том, что наш мозг воспринимает окружающую реальность на языке «издержек и выгод». Эта гипотеза легла в основу такого важного направления современной науки как нейроэкономика и теория нейронных сетей. А в книге «Пагубная самонадеянность» (1988) он пошел еще дальше, утверждая, что цивилизация вообще родилась благодаря появлению частной собственности. Ведь без собственности невозможно ценообразование, а ценовые сигналы — единственное средство, которые может использовать каждый принимающий решение экономический субъект, чтобы сообщить скрытую или распределенную информацию другому субъекту, и так решить проблему экономического расчета.

Утилитаризм, криптоанархизм и биткоин

В начале урока мы говорили о том, что утилитаризм давно уже «въелся» в нашу плоть и кровь, стал образом жизни. А еще — проник на экраны.

🍿 Предлагаем посмотреть (или пересмотреть) ленту «Мстители: Война бесконечности», но уже не как захватывающее и зрелищное приключение, а через призму идей утилитаризма. Ведь именно они двигали Таносом, который уничтожал половину населения планет, чтобы оставшаяся половина могла жить лучше. Но из-за сложных аспектов морали его никто не понял, а стараний не оценил.

❓ Было ли вам немного жалко Таноса, ведь он хотел сделать как лучше и даже рисковал ради этого своей жизнью и отношениями с дочками? Подумайте, какие еще примеры утилитаризма вы встречали в кинематографе?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;