angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Утилитаризм

Австрийская экономическая школа

Австрийцы связали воедино мораль, экономику, право и политику. Выясним, как им удалось совершить такой сложный синтез (ведь помог им все тот же утилитаризм).

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Начнем с главных философских принципов Австрийской школы.

🇦🇹 Австрийская экономическая школа — это философско-экономическое течение, которое зародилось в Вене на рубеже 19 и 20 веков. Школа испытала сильнейшее влияние утилитаризма и так сформулировала свои главные философские принципы.

🔻 Субъективизм. У ценности субъективный характер, ценность не существует вне сознания человека. Труд, который затрачивается на производство блага (товара или услуги), не может быть ни источником, ни мерилом этой ценности.

🔻 Свобода не моделируется. Поведение потребителей с трудом поддается прогнозированию, характер рынков постоянно изменяется, поэтому математическое моделирование в экономике, равно как и плановая экономика, практически невозможны.

🔻 Праксеология — учение о действиях людей. Важно понять не то, как работает общество в целом, а то, что заставляет отдельных людей совершать те или иные действия.

🔻 Либертарианство — максимизация свободы людей. Каждый человек — суверенный свободный индивид. Только он сам может решать, что для него хорошо, а что плохо. Он может заключать сделки с другими свободными индивидами и делать что угодно, что не приносит вред остальным.

🔻 Минархизм — концепция «минимального государства». Главным принципом экономической политики должно быть невмешательство (или минимальное вмешательство) в экономику со стороны государства.

Карл Менгер (1840–1921) — австрийский экономист, основатель Австрийской школы. Он существенно развил понятие полезности и сделал его более точным инструментом экономического анализа, что привело к скачку в развитии экономической науки.

💎 Парадокс воды и алмазов. Особое внимание Менгер уделял парадоксу ценности Адама Смита: «Почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?».

❣️ Ценность имеет субъективный характер. Менгер отверг трудовую теорию стоимости Карла Маркса и провозгласил, что ценность имеет субъективный характер. Менгер сформулировал один из основных принципов Австрийской школы о том, что ценность не существует вне сознания человека, а труд, затраченный на производство блага, не является ни источником, ни мерилом его ценности. С его точки зрения, не имеет никакого значения, был ли найден алмаз случайно, или для его добычи понадобился труд тысячи рабочих на рудниках.

📦 История блага никому не интересна. В практической жизни никто не интересуется историей происхождения блага. Его ценность субъективна и связана лишь с двумя вопросами: насколько полезным считает его для себя данный индивид и насколько редким это благо является на рынке.

🎢 Понятие убывающей полезности. В теории Менгера ценность дана через идею убывающей предельной полезности: с ростом потребления блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется. Сильно упрощая, можно это проиллюстрировать простым фактом: если вы съели котлету, то получили от нее определенную полезность, но полезность второй котлеты будет уже немного меньше, третьей — еще меньше, и так дальше.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 20–30-е годы 20 века весь мир следил за тем, как Советский Союз строит плановую социалистическую экономику и многие верили, что она будет эффективнее капиталистической. Но Людвиг фон Мизес (1881–1973) еще в 1920 году провозгласил, что из этого эксперимента ничего не выйдет, и у него были рациональные доводы. Посмотрим, какие аргументы были у этого американского экономиста, философа и социолога, главного представителя «третьего поколения» Австрийской школы и одного из основателей философии либертарианства.

🔢 Калькуляционный аргумент. Одна из главных проблем экономики — эффективное распределение ресурсов. Кажется, что если мы будем централизованно планировать производство и потребление, то сможем распределить ресурсы лучше, чем это происходит на рынке. Однако это не так, считает Мизес. Ведь для начала мы должны как-то узнать точные размеры спроса и предложения на каждый товар. В плановой экономике это невозможно в принципе. Почему?

🛍 Спрос и предложение. В рыночной экономике данная проблема решается при помощи механизма спроса и предложения, при котором люди имеют возможность решать, как именно будут распределяться товары или услуги при помощи своей готовности отдавать деньги за них. Таким образом, цена товара содержит всю необходимую информацию о балансе спроса и предложения, что позволяет корректировать возникающие избытки и дефициты. В плановой же экономике цена не отражает ничего, кроме государственного плана — вот почему социализм никогда не будет таким же экономически эффективным, как капитализм.

🛒 Стоит ли равенство пустых полок в магазинах? Мизес заранее предсказал: дефицит является непременной особенностью любой социалистической экономики. Таким образом, он задал важный философский вопрос: стоит ли равенство людей, провозглашаемое при социализме, того вреда, который неизбежно принесет им плановая экономика? С точки зрения утилитаризма, ответ однозначный: не стоит.

Теперь обсудим, как утилитаризм, доведенный до очень точной и абстрактной формы, стал методологической основой для широкого класса современных научных концепций, объясняющих человеческие действия и восприятия. В этом процессе главную роль сыграл Фридрих фон Хайек (1899–1992) — австро-британский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии по экономике и главный представитель «четвертого поколения» Австрийской школы.

🛠 Индивидуализм против коллективизма. Хайек был одним из ведущих критиков коллективизма в 20 столетии. Он полагал, что все формы коллективизма (даже теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могут существовать только с поддержкой государства. Потому что любой коллективизм дает такое количество сложных социальных систем, в котором неизбежно будет присутствовать неполнота информации — здесь он заметно развил и обобщил калькуляционный аргумент Мизеса.

💵 Цена как универсальный язык социальных действий. Многие выводы Хайека носили чисто философский характер. Например, он рассматривал свободную ценовую систему не как сознательное изобретение людей, а как самопроизвольный результат соединения множества человеческих действий. Таким образом, ценовой механизм — это что-то вроде языка, на котором люди планируют и описывают свои действия. И главным понятием в словаре этого языка является полезность.

📚 Две важные книги Хайека. В книге «Порядок восприятия» (1952) Хайек выдвинул предположение о том, что наш мозг воспринимает окружающую реальность на языке «издержек и выгод». Эта гипотеза легла в основу такого важного направления современной науки как нейроэкономика и теория нейронных сетей. А в книге «Пагубная самонадеянность» (1988) он пошел еще дальше, утверждая, что цивилизация вообще родилась благодаря появлению частной собственности. Ведь без собственности невозможно ценообразование, а ценовые сигналы — единственное средство, которые может использовать каждый принимающий решение экономический субъект, чтобы сообщить скрытую или распределенную информацию другому субъекту, и так решить проблему экономического расчета.

Утилитаризм, криптоанархизм и биткоин

В начале урока мы говорили о том, что утилитаризм давно уже «въелся» в нашу плоть и кровь, стал образом жизни. А еще — проник на экраны.

🍿 Предлагаем посмотреть (или пересмотреть) ленту «Мстители: Война бесконечности», но уже не как захватывающее и зрелищное приключение, а через призму идей утилитаризма. Ведь именно они двигали Таносом, который уничтожал половину населения планет, чтобы оставшаяся половина могла жить лучше. Но из-за сложных аспектов морали его никто не понял, а стараний не оценил.

❓ Было ли вам немного жалко Таноса, ведь он хотел сделать как лучше и даже рисковал ради этого своей жизнью и отношениями с дочками? Подумайте, какие еще примеры утилитаризма вы встречали в кинематографе?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;