angle-down facebook instagram vkontakte warning

Утилитаризм

Иеремия Бентам

Основатель утилитаризма, который так и не смог до конца обосновать его «формулу». В этой части узнаем, кто он, и выясним, где сегодня можно встретиться с ним лично.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🇬🇧 Иеремия Бентам (1748–1832) — британский философ, правовед, социолог. Именно он стал основоположником утилитаризма как философского направления. А также был одним из крупнейших теоретиков либерализма.

🤹🏻‍♂️ Бентам родился в семье адвоката и решил пойти по стопам отца. Окончил Оксфордский университет, но никогда не был практикующим юристом — он находил британские законы чрезвычайно запутанными, непрозрачными и манипулятивными.

Бентам был активным общественным деятелем. Он осуждал отделение Америки от Британской империи и «Декларацию независимости», разработал план колонизации Южной Австралии. Бентам создал проект тюрьмы нового типа, который описал в работе «Паноптикон». В ней камеры расположены по кругу, в центре круга — стражник. Узники не знают, в какой именно момент за ними наблюдают, и у них создается впечатление постоянного контроля. Бентам написал первый в своем роде «справочник по политическим уловкам», в котором описал аргумент к ненависти, страху, молчаливому согласию, «откладыванию на потом» и другие.

🇫🇷 Бентам поддержал Великую Французскую революцию, но потом передумал. В 1789 году Бентам поддержал Французскую революцию как форму борьбы за свободу индивидов, состоял в активной переписке с ее лидерами и даже получил звание «почетного гражданина Франции». Но после прихода к власти якобинцев в 1792 году резко изменил свое отношение — стал критиковать социалистическое учение о «естественных правах» и практику революционного насилия.

🧟‍♂️ В зрелые годы Бентам стал одним из основателей Университетского колледжа Лондона, в котором хранится его мумия. Еще в молодости Бентам завещал, чтобы его не похоронили, а мумифицировали: от тела оставили скелет, а голову сохранили по особенной технологии копчения. Интересный факт — среди студентов Бентама были Джеймс Милль, отец Джона Стюарта Милля, и Роберт Оуэн, один из основателей утопического социализма.

Мумия Иеремия Бентама в Университетском колледже Лондона

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В формировании концепции утилитаризма Бентам идет по очень простому пути — он пытается тесно связать пользу с получением удовольствия.

🍰 Бентам пытается обосновать утилитаризм через удовольствие, т.е. гедонистическим образом. Он придает пользе прежде всего психологический смысл. Бентам утверждает, что сама природа человека такова, что им движет всего лишь два мотива: стремиться к удовольствию и избегать страданий. Причем удовольствие человек старается максимизировать, а страдания минимизировать.

🚀 Сейчас это кажется банальностью, но в 18 веке идея была принципиально новой. В ту эпоху поведение человека пытались объяснять через религию, идеалистические философские концепции, говорили, что человек создан по образу и подобию Божьему. Бентам же через психологию попытался объяснить поведение человека очень естественными природными законами. Максимизация удовольствия — это природный закон, который движет человеком. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. За стремления к удовольствию человека как минимум нельзя осуждать, потому что это естественно. А как максимум, это — нормальная и единственно правильная в моральном отношении схема жизни, что и пытался доказать Бентам.

🦦 Связать пользу с получением удовольствия сложно, здесь появляются две трудности. Первая — человек может неправильно понимать, в чем заключается его польза. Вторая — человек может ошибаться на счет того, в чем заключается польза и удовольствие другого человека. Мы довольно часто сталкиваемся с «причинением добра», когда люди искренне думают, что то, что они делают, будет на пользу и во благо другим. Хотя даже не спрашивали, действительно ли тем это на пользу.

🕳 Как же Бентам справляется с этими двумя трудностями? Плохо. Ему приходится постулировать, что природа всех людей одинакова, как одинаковы все базовые удовольствия и страдания. Действительно, боль у всех вызывает страдания, а вкусная еда у всех вызывает удовольствие. Но, например, свобода — это страдание или удовольствие? Со свободой могут быть связаны и дискомфортные переживания: неопределенность, необходимость брать на себя ответственность, принимать решения. И позитивные: удовольствия, ощущение вседозволенности, раскованности, неподконтрольности. Бентам же утверждал, что даже такие сложные амбивалентные явления сводятся к простым базовым страданиям и удовольствиям.

Утилитаризм требует максимизировать не только свою индивидуальную полезность, он провозглашает целью максимальную пользу для максимального числа людей. Этот переход у Бентама тоже не получается обосновать.

💓 Почему человек должен стремиться принести пользу наибольшему числу людей, иногда даже в ущерб своим собственным интересам, если его цель — максимизация своей полезности? Этот момент Бентаму не удается обосновать, потому что он привязал пользу к удовольствию.

💞 Удовольствие — субъективно, и личное удовольствие всегда дороже удовольствия других людей. Свое удовольствие дано изнутри, в непосредственном переживании, а чужое удовольствие дано только снаружи — мы наблюдаем, что другому человеку хорошо. Но это не то же самое, что самому испытывать удовольствие.

💕 Утилитаризм Бентама гедонистичен, и эта фундаментальная асимметрия удовольствия оказывается большой проблемой. Слишком сильно привязав пользу к удовольствию, Бентам лишил себя возможности доказать, почему же человек должен заботиться о пользе остальных.

Бентам, Паноптикон и потемкинские деревни

В этой части урока мы поговорили о Бентаме и узнали, что он был, как бы сейчас сказали, человеком «с активной жизненной позицией». У него было свое мнение и на счет французской политики, и на тему того, как эффективно организовывать тюрьмы. У Бентама также была идея, как решить проблему существования нищих. Ее описал в своей книге «Справедливость» Майкл Сэнделл.

Вот как выглядела идея «управления бедными»👇

«Другим изобретением Бентама был план совершенствования „управления бедными” путем учреждения работного дома, функционирующего на принципах самофинансирования. План, направленный на снижение числа нищих на улицах, дает яркую иллюстрацию логики утилитаризма. Прежде всего Бентам отмечает, что поощрение нищенства на улицах уменьшает счастье прохожих, причем двояким образом. У людей добросердных вид нищего вызывает страдание от сочувствия, а у жестокосердных — страдание от отвращения. В любом случае, столкновение с нищими уменьшает пользу общества в целом.

Итак, Бентам предлагал убрать нищих с улиц и заключить их в работные дома. Некоторые могут подумать, что это несправедливо по отношению к нищим. Но Бентам не пренебрегает их полезностью. Он признает, что некоторым нищим лучше попрошайничать, чем трудиться в работных домах, но замечает, что на каждого счастливого и преуспевающего нищего приходится много несчастных нищих. И делает вывод, что сумма страданий, которые испытывает общественность, больше, чем любое несчастье, которое испытывают нищие, согнанные в работные дома.

Некоторые могли быть обеспокоены, что строительство работного дома и управление им будут происходить за счет налогоплательщиков, что уменьшит их счастье, а тем самым и их пользу. Но Бентам предлагал способ поставить управление бедными всецело на самофинансирование. Любому гражданину, столкнувшемуся с нищим, предоставляли полномочия задержать того и препроводить в ближайший работный дом. Попавший в такой дом нищий должен трудиться, чтобы оплатить свое содержание, а заработанные им средства следует зачислять на „счет самоосвобождения”. В этот счет включали расходы на пропитание, одежду, постельное белье, медицинские услуги и страхование жизни на случай, если нищий умрет до того, как оплатит свой счет.

Чтобы стимулировать граждан к задержанию нищих и их доставке в работные дома, Бентам предлагал выдавать вознаграждение в размере 20 шиллингов за каждого задержанного, относя, разумеется, эти расходы на счет нищего».

👇 Что вы думаете об идее Бентама?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;