angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Утилитаризм

Джон Стюарт Милль

Создатель классики либерализма. В этой части урока поговорим о Джоне Стюарте Милле и его влиянии на рождение утилитаризма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🎡 Милль родился в Лондоне в 1806 году. Мальчик получил превосходное образование. В десять лет он уже бегло говорил по-гречески и по-латыни, в одиннадцать прочитал книгу своего отца «История Британской Индии».

🎗 С 1823 по 1858 год Милль служил в Ост-Индской компании, где участвовал в разработке проекта реформы образования для Индии. Он решительно возражал против перевода всей системы образования на английский язык.

🧩 В 1843 году разработал систему индуктивной логики. Система индуктивной логики Милля помогла реализации проекта «позитивной науки» — науки, опирающейся только на факты и эксперименты, а не на умозрительные теории. Его двухтомный трактат стал не только образцом учебника логики нового типа, но и «библией» методологии новоевропейской науки.

🎩 Несколько лет Милль был депутатом от либеральной партии. Он был вторым членом парламента, который в 1832 году призывал дать избирательные права для женщин. Позже он вместе со своей женой Гарриет Тейлор-Милль напишет книгу «О подчинении женщин», в которой отстаивалась необходимость политического и экономического равноправия женщин.

🌏 Еще одним важным трудом философа была книга «О свободе». Главная ее идея в том, что мы можем вмешиваться в действия других людей только в том случае, если они наносят кому-либо вред.

🇫🇷 Последние годы жизни Милль провел в своем имении во Франции. Там он продолжал работать над рукописями, часть из которых была опубликована уже после его смерти. В 1873 году философ во время одной из своих продолжительных прогулок подхватил бактериальную инфекцию, из-за которой впоследствии умер.

Джон Стюарт Милль выступил в качестве защитника универсалистской интерпретации принципа пользы и внес существенные поправки в утилитаристское понимание счастья. Узнаем, в чем новизна его концепции.

❤️ Согласно универсалистскому утилитаризму Милля моральная цель индивида — это наибольшее счастье всего человечества. Он пытается быть логичным и отвечает на вопрос, почему человек должен заботиться о счастье всего человечества. Ответ был простой и весьма логичный — все человечество наделено чувствами.

🙌 Разумный человек должен научиться ставить знак равенства между своими чувствами и чувствами других людей. Ему нужно увидеть взаимозаменяемость чувств всех людей, и только тогда человек сможет применять утилитаристскую мораль.

📌 Интересный факт: сам Милль в своей автобиографии пишет, что в подростковом возрасте впал в депрессию из-за слишком рационалистического, расчетливого бентамовского взгляда на мир, который прививался ему отцом. Выйти из этого кризиса ему помогло чтение книг — прочитав некую книгу о человеческих бедах, он понял, что все еще может испытывать живое сострадание к людям.

🌿 Следующей задачей после счастья для всего человечества Милль отмечает заботу обо всех живых существах, способных чувствовать боль. Он говорит, что это моральный долг человека. Так еще в 19 веке философ оказывается родоначальником движения за права животных.

🗣 В 20 веке идея о заботе обо всех живых существах Милля выросла в целое направление. Философ Питер Сингер написал книгу «Освобождение животных», где последовательно и логично доказывает, какие у человека есть моральные обязательства по отношению к животным — например, морально неправильно убивать животных ради их мяса.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Милль считал необходимым разграничить простое «довольство» и «счастье», которое, по его мнению, невозможно получить без высокого интеллектуального развития.

🤷‍♂️ В отличие от Бентама, Милль пытается разграничить базовое, почти физиологическое удовольствие, и понятие пользы. Он говорит, что понятие пользы лучше привязать к счастью, потому что счастье — более сложное и более высокоуровневое понятие. Например, Бентам считает, что примитивное удовольствие от игры в кнопки (что именно это была за игра, Бентам не описывает) ничуть не уступает удовольствию от восприятия музыки и поэзии. Милль же говорит, что удовольствие от музыки и поэзии сильнее, потому что оно качественно другое.

🖇 В своей работе Милль попытался дополнить исключительно количественные критерии оценки удовольствий качественными. От этого его утилитаризм стал не таким простым. Как только к понятию удовольствия помимо количественного добавился качественный аспект, сразу появился вопрос — как суммировать удовольствия, с каким коэффициентом? Можем ли мы приравнять простое удовольствие от вкусной котлеты и удовольствие от прослушивания симфонии Бетховена? Кто будет решать?

Этот вопрос оказалось невозможно разрешить теоретически, потому что невозможно ввести коэффициент, который не был бы произвольным. Любой коэффициент покажется произвольным, а отсутствие коэффициента невозможно. Милль понимает эту опасность и говорит, что в спорных случаях, когда непонятно, как сравнивать различные удовольствия между собой, надо обращаться к образованному авторитетному мнению.

👑 Утилитаризм Милля, отвязавшись от физиологического понятия удовольствия, привязался к рационалистическому понятию достоинства. Теперь при определении понятия удовольствия важнейшую роль играет не само внутреннее переживание человека, не чувственная эйфория, а рациональная интеллектуальная оценка. Она возможна только при условии, что человек интеллектуально развит. Никто до Милля не говорил, что интеллект сам по себе вызывает какое-то удовольствие.

🧠 Интеллект — это отдельный дополнительный фактор, без которого оценка удовольствия невозможна, но который сам через удовольствие не определяется. Из-за этого концепция Милля стала гораздо более гибкой и глубокой, но несколько потеряла свою изначальную простоту и привлекательность. Понятие пользы оказалось размыто и сильно окрашено в рационалистические тона.

Милль о пользе, вреде и границах свободы индивида

🎓 Если попробовать упростить идеи Милля, их можно сформулировать так: чем более интеллектуально развит человек, тем более полезные удовольствия он для себя выбирает.

🍿 Можете вспомнить примеры на эту тему из своей жизни? Например, как книга заставила пересмотреть свой рацион, а путешествие променять вечера за сериалами на изучение географии и флагов?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;