Утилитаризм
Принципы и терминология
Утилитаризм — не просто философская концепция. Он стал образом нашей жизни. Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться в этой части урока.
🧵 Утилитаризм «зашит» в наши выборы даже на повседневном уровне. Он неразрывно связан с нашим современным представлением о нас самих и о нашем смысле жизни. Он связан с индивидуализмом, с теорией прогресса и с понятием свободы — тремя китами, на которых стоит мировоззрение современного человека. Даже в поведенческой сфере утилитаризм определяет наше отношение к жизни и наши практические решения.
1️⃣☝️ Самое интересное, что есть в утилитаризме — это совершенно новый уровень формулировки моральных законов. Утилитаризм позволяет преодолеть ограниченность всех предыдущих моральных подходов — преодолеть субъективность, относительность, теоретичность и выстроить новую модель этики.
🔅 С одной стороны, эта модель хорошо стыкуется с достижениями современных наук — утилитаризм в целом просто и понятно переводится на язык науки, в отличии от многих абстрактных философских учений.
🔅 С другой — утилитаризм имеет совершенно прямой выход на человеческие действия и хорошо операционализируем. Что это означает? Многие моральные системы прошлого ограничиваются общими благими пожеланиями. Например, говорят, что нужно стремиться к счастью, но не объясняют, что есть счастье; советуют работать ради справедливости, но не объясняют, какое действие справедливо в каждом конкретном случае. Более-менее четко они могут нам рассказать, чего делать нельзя, а вот что надо делать — остается открытым вопросом.
📌 Утилитаризм же предельно четко говорит, что нужно делать, его можно применить в любой ситуации, получить рецепт, как нужно действовать с моральной точки зрения в каждом случае.
2️⃣☝️ Оказалось, что утилитаризм отлично работает и в экономике. Это не единственная и не самая хорошая модель, но среди прочих утилитаризм очень конкурентоспособен в современной экономике. Если мы положим в основу экономики понятие полезности и определим экономическую рациональность человека как максимизацию полезности, то получим естественное определение. Если человек хочет максимизировать свою пользу и минимизировать свои убытки и вред, то по принципам утилитаризма можно построить четкие и непротиворечивые экономические модели. Один из представителей утилитаризма в экономике — Фридрих фон Хайек, получил Нобелевскую премию в экономике за разработки такого типа.
3️⃣☝️ Утилитаризм в политике отразился в идеологии либерализма, со свойственным ему культом автономного индивида. Либерализм говорит, что каждый индивид — это атом, он не разложим. Индивид обладает абсолютно естественными правами и свободами которые мы должны ему гарантировать. Более того, здесь есть важная аксиома — индивид сам знает, что для него хорошо и что для него плохо, поэтому и должен сам решать, что для него польза, а что для него вред — в это нельзя вмешиваться, например, с позиции добродетели или морального долга. Поэтому поступки индивида, в политике в частности, должны исходить из того, как он понимает свою пользу и вред. Задача политика — просуммировать интересы индивидов, наиболее корректным образом их выразить и превратить в определенную программу действий. Так, политика превращается из идеологической доктрины, которая поучает людей, в инструмент оптимальной организации совместной жизни.
Требование содействовать наибольшему счастью (удовольствию, благосостоянию, удовлетворению предпочтений, реализации интересов) наибольшего количества людей — общий программный принцип утилитаризма. А всего есть шесть аксиом, на которых он базируется. Обсудим их.
1️⃣🥦 Благо заключается в полезности. Утилитаризм утверждает, что существует только одно благо, которое имеет значение с точки зрения морали. Это благо — польза, или полезность. Польза может отождествляться со счастьем, удовольствием, благосостоянием, удовлетворением желаний и предпочтений или реализацией интересов индивидов.
2️⃣📐 Полезность можно измерить. Любое благо можно измерить и суммировать (агрегировать). Суммировать полезность можно на уровне отдельного индивида или группы — ее масштаб может быть разный, вплоть до всего человечества или даже всех чувствующих (живых) существ. Поэтому, если проанализировать приращение полезности и ее потери, то можно зафиксирован некий итоговый индекс, который будет относиться к конкретному человеку или группе людей на определенный момент времени.
3️⃣🍔 Измеренную полезность можно просуммировать. Суммирование полезности, когда речь идет о группах людей, предполагает, что если полезность для одного человека уменьшается, это можно компенсировать за счет увеличения полезности для другого. Это же правило действует в отношении всех живых существ. То, что полезность различных индивидов взаимозаменяема — важный теоретический постулат утилитаризма.
4️⃣🌐 Полученная сумма полезности — универсальная. Применительно к людям каждая порция полезности имеет равную значимость, вне зависимости от того, какой человек ее получает. Соблюдение подобного равенства — императивное требование при определении суммированной полезности.
5️⃣🎰 Увеличение просуммированной полезности делает мир лучше.
6️⃣🎯 Максимизация суммированной полезности — главный моральный долг каждого. Утилитаризм говорит о том, что когда мы выбираем между альтернативными действиями или системами норм, то должны исходить из того, что даст наибольшее приращение суммированной полезности.
👉 Еще в античной философии были мыслители, которые пытались во главу угла поставить субъективно выбираемое благо, т.е. пользу.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь обсудим разновидности утилитаризма и близкие ему понятия, с которыми утилитаризм можно спутать.
1️⃣🍹 Гедонизм (от греческого «гедоне» — удовольствие) — это стремление к удовольствию как к высшему благу, а само удовольствие понимается как психологическое состояние. Понятие удовольствия близко к понятию пользы, но разница есть: удовольствие — это понятие психологическое и качественное, а польза — скорее математическое и количественное. Удовольствие нельзя поставить в форму, чтобы рассчитать и максимизировать, а пользу можно.
🔅 Софисты утверждали, что «человек есть мера всех вещей». У этого знаменитого высказывания Протагора есть одно следствие: что человек считает для себя полезным, то для него и является полезным, поэтому стремиться к личному субъективному благу не только нормально, но и правильно. С точки зрения софистов это — единственное моральное правило, которое может быть у людей, а все другие искусственны.
🔅 Внимательно и уважительно присмотреться к субъективной полезности предлагал и Аристотель, философ-рационалист. Он различает общее благо — благо для всех людей, и свое благо, и они оба имеют значение. В политической и общественной жизни нужно стремиться к балансу своего блага и общего блага.
📌 Софисты говорили, что только свое благо имеет значение. Платон говорил, что только общее благо имеет значение. Аристотель говорил, что и то, и другое важно.
2️⃣❤️ Фронесис. Аристотель использует важное понятие: благоразумие или в другом переводе рассудительность — древнегреческое слово «фронесис». Фронесис — это индивидуальная рассудительность и понимание, в чем заключается именно твое индивидуальное благо, и знание, как именно этого блага тебе лучше всего достигать. Фронесис очень близок к тому, о чем говорят утилитаристы. Разница в том, что в античной философии даже личная полезность всегда должна была иметь внешнее объективное удостоверение — должно было быть всем со стороны понятно, настоящая это польза или ненастоящая. Но важно, что польза не обязательно должна была быть исчисляемой и материальной. Например, пользой могло считаться то, что человек стал умнее — такая польза ценилась даже больше.
🔅 Утилитаристы же смело порвут с таким пониманием и скажут, что то, что человек считает пользой, то и есть польза, а ненастоящей пользы не бывает по определению. При этом для утилитаристов принципиально важно, чтобы полезность можно было посчитать, это понятие должно быть калькулируемым.
3️⃣🔜 Утилитаризм как консеквенциализм. Здесь возникает вопрос: если понятие пользы оторвали от понятия блага и привязали к субъекту, то как можно эту пользу померить и оценить? Утилитаристы нового времени придумали простой и изящный ход — они привязали полезность к последствиям. То есть полезность решений оценивается не по тому, насколько эти решения индивиду приятны, а по тем конечным результатам, к которым решение приводит. Поэтому утилитаризм часто называют консеквенциализмом, а «консеквент» в переводе с латыни означает «последствие».
4️⃣➗ Негативный и позитивный утилитаризм. Хоть само название утилитаризма происходит от латинского слова «утилитас», т.е. «польза», необходимо помнить, что у него есть и антоним — это вред. Утилитаристы понимают, что считать нужно не только сумму полезностей, но сумму вреда, а потом вычитать второе из первого. И здесь в утилитаризме появляются принципиально разные подходы к интерпретации понятия пользы.
➕ Позитивный утилитаризм делает акцент именно на умножении пользы, а вред считает чем-то производным, некой отрицательной пользой, но не самостоятельным явлением.
➖ А негативный утилитаризм говорит, что понятие вреда глубже и фундаментальнее, чем понятие пользы.
✖️ Позитивный утилитаризм определяет вред всего лишь как отсутствие пользы, а негативный утилитаризм определяет пользу всего лишь как отсутствие или минимизацию вреда.
Утилитаризм на примере лекарства от вируса
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день