Утопии и антиутопии
Антиутопии
Поворот от утопии к антиутопии. В этой части выясним, от каких явлений реальности мечтали избавить общество писатели и философы.
↪️ Поворот от утопии к антиутопии намечается еще в 18 веке. Появляются произведения, сочетающие в себе образы светлого будущего и сатирическую инверсию политической реальности.
📕 «Путешествиях Гулливера» Джонатана Свифта. Англо-ирладский писатель и философ Джонатан Свифт (1667–1745) в «Путешествиях Гулливера» (1726) смеется над самомнением лилипутов — обитателей вымышленной страны. Но затем, перемещая героя в страну великанов, высмеивает и ценности современной ему цивилизации.
💥 Критика утопий. В третьей части Гулливер оказывается в стране Лапуту, где царит страшное запустение из-за того, что всем хозяйством заправляют прожектеры, ни один проект которых не удается. Герой посещает столичную Академию прожектеров, где пытаются претворить в жизнь смехотворные псевдонаучные начинания. Здесь читаются сатирические отсылки к бэконовской «Новой Атлантиде».
🐴 Утопия и антиутопия одновременно. Последняя часть книги посвящена стране разумных лошадей — гуигнгнмов. Это что-то среднее между утопией и антиутопией. С одной стороны, гуингмы иногда выглядят более гуманными, чем люди. С другой — местами читается пародия на руссоистские утопии.
🌿 Жан-Жак Руссо создал особую разновидность утопий эпохи Просвещения: он призывал не бежать вперед, в «светлое будущее», а вернуться назад, в «естественное состояние». Образцом для подражания ему видится простая и естественная организация жизни туземцев, где нет ни собственности, ни неравенства, ни угнетения, ни строгой религии. В своих книгах Руссо критикует блага цивилизации (они не приносят нам счастья, а лишь развращают душу) и культивирует образ «благородного дикаря» — мудрого человека, живущего в гармонии с самим собой, с природой и с другими людьми.
⚡ Страну разумных лошадей крайне резко охарактеризовал Джордж Оруэлл — как систему политического и морального рабства и доведенную до абсурда систему ценностей англиканской морали или философии Просвещения.
1. Жан Гранвиль. Гулливер пленен лилипутами
2. Гулливер и летающий остров Лапута
3. Гулливер и гуигнгнмы
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Еще один автор, который в своих фантастических романах стоит на грани утопии и антиутопии — английский писатель Герберт Уэллс (1866–1946).
⚙️ Роман «Машина Времени» (1895) — пожалуй, самая пессимистичная антиутопия своего века, где отображаются одновременно ужасы коммунизма, индустриализации, классовой системы и евгенического отбора.
👨🏻⚕️ Роман «Остров доктора Моро» (1896) повествует о жестоком ученом-вивисекторе, который проводит операции над животными и превращает их в людей. В книге показана хрупкость и искусственность цивилизованных норм и невероятно быстрое возвращение человека в животное состояние.
👽 «Война миров» (1897) — роман, в котором описано вторжение марсиан. В нем тоже есть евгеническая линия, а сами захватчики-марсиане служат примером того, как человек может трансформироваться в чудовище.
🎙 В романе «Когда Спящий проснется» (1899) представлен яркий образ общества будущего, которое, несмотря на колоссальные технологические возможности, бессильно в руках ловкого демагога.
⚔️ Наконец, в «Современной Утопии» (1905) Уэллс все же пытается создать образ идеального общества. Он приходит к выводу о необходимости нового класса управленцев. Поделенное на касты человечество живет в едином государстве под жестким надзором так называемых «самураев».
💡 В 1924 году философ Льюис Мэмфорд писал, что общество Уэллса напоминает сразу и «Утопию» Мора, и законы Ману, и «Бхагават-Гиту» одновременно. Четыре страты, принадлежность к которым определяется по способности к исполнению общественных функций, напоминают варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а самураи явно соотносятся с сословием стражей платоновского «Государства».
В романе «О дивный новый мир» (1932) английский писатель и философ Олдос Хаксли сатирически описывает фантастическое общество 2451 года.
🏢 «О дивный новый мир» показывает общество, в котором, кажется, сбылось все то, о чем мечтали социалисты-утописты: все человечество стало единым прогрессирующим государством, нет эксплуатации и нужды. Труд стал только добровольным. Каждый может наслаждаться неограниченными благами технократической цивилизации.
🍇 Гедонистическая антиутопия. В «Дивном новом мире» приняты три главные ценности 👇
1️⃣🍷 Гедонизм — стремление к удовольствию как к высшему благу. Все должны быть беззаботными и обязаны наслаждаться.
2️⃣👫 Промискуитет — беспорядочные половые связи. Отменены семья и брак как формы собственничества. Культивируется ничем не ограниченная свобода сексуальных связей, а все психологические проблемы решаются с помощью легкого наркотика под названием «сома».
3️⃣🚗 Консьюмеризм — культ потребления. Символом потребительского бога выступает Генри Форд, а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т», «Т» — так называлась первая модель автомобиля Форда, ознаменовавшая наступление эры массового потребления.
💊 Упразднение морали. Вместо нравственности людям с детства во сне внушаются примитивные гипнопедические установки на потребление, коллективизм, классовые разграничения и гигиену. Например: «Сомы грамм — и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое чинить», «Чистота — залог благородия», «А, бе, це, витамин Д — жир в тресковой печени, а треска в воде».
📌 Хаксли высмеивает общество, в котором ликвидировано все возвышенное и вызывающее сильные чувства: любовь, религия, высокое искусство, свободомыслие и фундаментальная наука. Его пугает гедонистический императив и засилье суррогатов: секс, который не влечет последствий, рисков и обязательств, наркотики, культ Форда, индустрия массовых развлечений, внушение стереотипов без подлинных знаний и осмысления.
💡 Интересный факт. Хаксли утверждал, что вдохновлялся творчеством Свифта, а в одном частном письме упоминал и об утопии Уэллса, называя ее «ужасной».
Образцом антиутопий середины 20 века по праву считается роман британского писателя и публициста Джона Оруэлла «1984».
📘 «1984». Роман был опубликован в 1949 году, один из критиков назвал его «чернейшей из черных книг, которая загонит в депрессию даже самого стойкого читателя».
📖 Действие романа происходит в 1984 году в Лондоне — столице бывшей Великобритании, которая, в свою очередь, является третьей по населению провинцией тоталитарного государства Океания. Океания находится в состоянии перманентной войны с двумя другими тоталитарными сверхдержавами — Евразией и Остазией.
👨🏻✈️ В романе изображена тоталитарная система, пришедшая на смену капитализму. При этом новое общество полностью отрицает свободу и автономию личности. Для него характерны 👇
🔹 мобилизация всех сил для реализации глобальной цели
🔹 концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождем
🔹 безраздельная монополия на средства коммуникации
🔹 считаемая единственно верной идеология
🔹 полный контроль над общественной и частной жизнью
🔹 жестокое насилие в отношении всех инакомыслящих и несогласных
🔹 постоянные поиски врагов, с которыми ведется непримиримая война
🔹 материальная нищета и всеобщий страх.
📣 Диктатор и министерства. У власти находится Старший Брат — диктатор, похожий на Сталина. Правительство состоит из четырех министерств 👇
🔻 министерство мира ведает делами войны
🔻 министерство любви отвечает за охрану правопорядка и преследование мыслепреступников
🔻 министерство правды занимается фальсификацией истории и пропагандой
🔻 министерство изобилия ведает распределением скудных ресурсов.
📝 Новояз. Джордж Оруэлл предложил в романе «1984» концепцию «новояза», вымышленного языка тоталитарного общества 👇
🗣 «Это прекрасно — уничтожать слова. Главный мусор скопился, конечно, в глаголах и прилагательных, но и среди существительных — сотни и сотни лишних. Не только синонимов; есть ведь и антонимы. Ну скажите, для чего нужно слово, которое есть полная противоположность другого? Слово само содержит свою противоположность. Возьмем, например, „голод“. Если есть слово „голод“, зачем вам „сытость“? „Неголод“ ничем не хуже, даже лучше, потому что оно — прямая противоположность, а „сытость“ — нет. Или оттенки и степени прилагательных. „Хороший“ — для кого хороший? А „плюсовой“ исключает субъективность».
💥 В своем эссе «Почему я пишу» (1946) Оруэлл настаивал на том, что все его произведения, начиная с периода Гражданской войны в Испании, были прямо или косвенно против тоталитаризма и за демократический социализм, как он его понимал.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день