Утопии и антиутопии
Утопизм как явление
Утопия и утопизм — далеко не одно и тоже. Поговорим о явлении утопического мышления и узнаем, что философы 20 века думают о его природе, смысле и последствиях.
🙋🏻♂️ Эрнст Блох, немецкий философ и социолог, в работах «Дух утопии» (1918) и «Принцип надежды» (1954–1959) пытается вернуть понятию утопии глубокий философский смысл, очистив его от поверхностных политико-прикладных аспектов. Он описывает утопию как универсальный феномен человеческого бытия, связанный с надеждой как экзистенциальной категорией.
🔭 Философия надежды. Фундаментальный факт человеческой жизни состоит в том, что мир открыт в будущее. Будущее неопределенно, но оно обязательно наступает. Действительность, по Блоху, представляет собой широко разветвленное опосредование между настоящим, неокончательным прошлым и возможным будущим. Поэтому надежда — больше, чем просто эмоция, это способ существования.
🚀 Еще-Не-Бытие. Соответственно, утопия — больше, чем просто представление об общественном идеале, она представляет собой Еще-Не-Бытие, то есть «объективно Реально-Возможное». Утопия реально возможна, поскольку будущее присутствует в настоящем и прошлом в свернутом виде. В каком-то смысле она является «более сильной» реальностью, чем большинство имеющихся. Нужно только отличать абстрактные и конкретные утопии 👇
1️⃣ Абстрактная утопия — принятие желаемого за действительное — идея Золотого века, земного рая, и прочего.
2️⃣ Конкретная утопия предвосхищает будущее, более того, она оправдывает способность человека творить воображаемый мир.
🖼 Утопическое окно. Понятие утопии у Блоха распространяется на всю сферу человеческого труда. Каждое произведение искусства и каждая философская система являются своеобразным «утопическим окном».
Утопия у Блоха оказывается 👇
🔹 принципом устройства мира
🔹 принципом познания
🔹 важнейшим мировоззренческим ориентиром
🔹 выражением продуктивного стремления человека к лучшему
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Посмотрим, как об утопическом сознании рассуждал немецкий философ Карл Мангейм.
💁🏻♂️ Карл Мангейм — немецкий философ и социолог, один из основоположников социологии знания. Утопии он рассматривал с точки зрения социально-исторической обусловленности сознания, стремился понять, какие социальные практики и структуры сделали возможным утопическое мышление. Центральными понятиями для него стали «класс», «место» и «поколение»: каждая утопия — слепок этих трех обстоятельств.
🗣 «Лишь в весьма ограниченном смысле индивид сам создает тип языка и мышления, который мы связываем с ним. Он говорит языком своей группы, мыслит в формах своей группы».
⚖️ Утопия и идеология. В книге «Идеология и утопия» (1929) Мангейм раскрывает смысл идеологии и утопии через противопоставление: утопическое мышление стремится изменить текущий общественный порядок, в то время как идеологическое мышление стремится его сохранить. Именно единство и противоположность этих двух форм отражает, с его точки зрения, суть и направленность социальных взаимодействий. Доминирующая идеология или утопия общества может измениться, только когда меняется социальная основа тех, кто участвует в коллективном формировании и поддержании образа мышления.
📌 Утопии, по Мангейму, это просто недостаточно концептуализированные и эмоционально окрашенные «духовные образования» угнетенных классов и иных групп, стремящихся к социальному реваншу. С приходом к власти новых социальных сил, их утопия автоматически превращается в идеологию.
Мангейм выделил четыре идеально-типических формы утопического сознания 👇
1️⃣✨ Оргиастический хилиазм (от греч. «хилиас» — тысяча) — эсхатологическая концепция о «тысячелетнем царстве» и о конце истории после которого наступит царство божие на земле.
2️⃣🎨 Либеральный гуманизм — стремление всесторонне реализовать бесконечный творческий потенциал индивида, воплотить его естественные права и свободы.
3️⃣🛡 Консерватизм — стремление «не чинить то, что не сломано», сохранить верность почве и традиции, воплотить идеалы чести и достоинства.
4️⃣⚙️ Социалистически-коммунистическая утопия — стремление поставить индивида в подчинение обществу, избавиться от собственности и эксплуатации.
🆚 Утопия VS утопизм. Юрген Хабермас, один из величайших европейских философов 20 века, писал: «Только Эрнст Блох и Карл Мангейм в нашем столетии очистили выражение „ утопия“ от привкуса утопизма и реабилитировали его как чистую среду для проекта альтернативных возможностей жизни, которые должны быть заложены в самом историческом процессе».
🔸 Утопия — конкретная мыслительная конструкция, в которой сплавлены страхи и надежды, коллективные представления и ценности живущих людей. Она есть результат работы некоторых механизмов мышления, но не само это мышление.
🔸 Утопизм — механизмы и предрасположенности мышления, порождающие утопии. Они проявляют себя в утопиях, но не только в них. Если убрать эти мыслительные предрасположенности, то совсем другими стали бы наши научные концепции, наше искусство, наши социальные практики и переживаемые нами эмоции.
Чем опасно утопическое мышление? Почему оно неизбежно приводит к тоталитаризму? И почему утопия — это переодетая религия? Посмотрим, как об утопическом сознании рассуждал Карл Поппер и ответим на эти вопросы.
🙅🏻♂️ Карл Поппер, британский философ австрийского происхождения, в своем трактате «Открытое общество и его враги» (1945) доказывал, что утопическое сознание неизбежно приводит к диктатуре и тоталитаризму: оно несет в себе веру в единственный абсолютный идеал, а, значит, принципиально закрыто для рациональной критики и эмпирических опровержений.
🧨 Опасность утопизма, с точки зрения Поппера, заключается в том, что он поощряет слепую фанатичную веру в провозглашаемые идеалы и готовность жертвовать жизнями (как правило, чужими) ради их осуществления.
Книга Поппера «Открытое общество и его враги» состоит из двух томов 👇
1️⃣ «Чары Платона»: разоблачаются философские притязания на постижение «подлинной реальности», коллективизм и идея философов-правителей.
2️⃣ «Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы»: разоблачаются великие философские системы 19 века, претендовавшие на постижение абсолютной истины и указание человечеству «светлого пути».
🔮 Оракулы. Авторов классических утопий и прошлого Поппер объявляет «оракулами» и «лжепророками».
🗣«Решение написать эту книгу я принял в тот день, когда узнал о вторжении Гитлера в мою родную Австрию. Она была направлена против нацизма и коммунизма, против Гитлера и Сталина, которых пакт 1939 года сделал на время союзниками. В этой книге я решил проследить историю, приведшую к возникновению гитлеризма, и обратился к учению великого философа Платона — первого политического идеолога, мыслившего в терминах классов. А фигура Сталина побудила меня обратиться к изучению философии Карла Маркса. Критикуя марксизм, я до некоторой степени критиковал и самого себя, поскольку в ранней молодости был марксистом и даже коммунистом».
👨🏻💼 Открытое общество. Любая утопия, по Попперу — это переодетая религия, иррациональная в своей основе, но претендующая на рациональность и обладание абсолютной истиной. Противостоять тоталитарным утопиям может только «открытое общество», где индивид ценится выше, чем коллектив, а все значимые утверждения открыты для критики и потенциального опровержения.
Минимальное государство и утопия-рамка Роберта Нозика
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день