angle-down facebook instagram vkontakte warning

Утопии и антиутопии

Утопии классической эпохи

Бурно развивается капитализм, а философы мечтают о социализме и коммунизме. Разберемся, почему так произошло и что вышло из их утопических проектов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

👥 В первой половине 19 века утопии приобрели ярко выраженный социалистический оттенок. Их авторами все чаще становились не гуманисты-визионеры, как в эпоху Возрождения, а просвещенные интеллектуалы. Они очень обстоятельно и с опорой на современную им науку строили «прожекты» — планы переустройства общества.

💁🏻‍♂️ Анри де Сен-Симон. Первым из таких «прожектеров» стал Анри де Сен-Симон (1760–1825) — французский философ и социолог, представитель знатного дворянского рода.

🔬 Господство науки. Уже в его первом сочинении «Письма женевского жителя к своим современникам» (1802) обосновывается идея неограниченного господства науки в жизни общества, перехода власти от воинственных политиков к прогрессивным технократам. Причем особое значение он придавал систематической организации научной работы, а главной целью считал создание единой комплексной «науки о человеке», которая сможет сделать людей счастливыми.

🗣 Девиз сен-симонизма: «Прочь, Александры, уступите место ученикам Архимеда!».

⚙️ Труд как императив. Сен-Симон считал, что все должны работать, даже богатые. Только труд дает права, свободы и власть. Духовная власть должна принадлежать ученым — людям умственного труда. Светская власть — собственникам предприятий, то есть промышленникам.

🐝 Индустриалы — опора общества. В обострившемся конфликте дворян и духовенства с промышленниками («индустриалами»), Сен-Симон однозначно встает на сторону последних. В работе «Катехизис индустриалов» (1823) он сравнивает промышленников с пчелами, а дворян и церковников — с трутнями.

💡 Интересный факт: в 1820-е годы учеником и личным секретарем Сен-Симона был Огюст Конт, ставший потом основоположником европейской научной социологии и такого философского направления как позитивизм.

Утопии классической эпохи это не мечты о дальних островах и идеальном, но очень далеком от реальности обществе, а подробно продуманные проекты, которые мыслители пытались воплотить в жизнь. Один из таких проектов — фаланстеры Шарля Фурье.

👴🏻 Шарль Фурье (17721837) — французский философ и социолог. В своем двухтомном «Трактате о домашней и земледельческой ассоциации» (1822) он в деталях изложил принципы новой организации общественной жизни — объединения людей в своеобразные коммуны-фаланги.

👨🏻‍🌾 Жизнь фалангистов. По мысли Фурье, фаланги должны объединять по 16001800 человек, занятых совместным трудом на основе самообеспечения. Фалангисты сочетают интеллектуальный, промышленный и сельскохозяйственный труд, что позволяет каждому из них развиваться разносторонне.

💡 Интересный факт: Фурье выступал за равноправие женщин и именно он придумал термин «феминизм». Таким образом, технически получается, что первым феминистом был мужчина.

🏡 Устройство фаланстеров. Каждая фаланга должна жить в особом дворце — фаланстере. В центральной части — место для отдыха и интеллектуального труда (гостиные, столовые, библиотеки и разнообразные студии). Отдельное крыло предназначалось для шумных видов деятельности — там были расположены мастерские и … детские игровые комнаты! Еще одно крыло — своеобразная гостиница с бальными залами и холлами для встреч с гостями. Предполагалось, что гости должны были заплатить за возможность увидеться с членами фаланги — эти деньги поступали в казну фаланги. Ну и, конечно, большое жилое пространство со множеством частных квартир и общественных мест. Территория вокруг фаланстера использовалась для сельского хозяйства.

🏚 Реализация проекта фаланистеров. Сам Фурье так и не смог найти денег на строительство фаланстера своей мечты. Некоторым его ученикам в Европе и Америке это удалось — в США, например, в 19 веке было построено около 40 фаланстеров. Но ни один из них не просуществовал дольше 12 лет.

🔥 В России в 1847 году помещик и общественный деятель Михаил Петрашевский, глава кружка «петрашевцев», построил для своих крепостных фаланстер по модели Фурье. В том же году крестьяне подожгли его.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Фаланстер «Улей» в Париже, дата основания: 1902

2. Фаланстер Североамериканской фаланги в Нью-Джерси, дата основания: 1843

Одним из первых социальных реформаторов 19 века можно считать британского философа Роберта Оуэна. Посмотрим на его социальный эксперимент, чтобы понять специфику утопического социализма в Англии.

🏭 Фабрика как коммуна-патронат. Британский философ и общественный деятель Роберт Оуэн (1771–1858), став совладельцем бывшей фабрики своего тестя, в 1799 году строил там социальный эксперимент. Он превратил фабрику в своеобразную коммуну-патронат, где рабочие трудились в хороших условиях и через труд воспитывали свой характер. Владельцы фабрики заботились о своих рабочих, потому что им самим было это выгодно. Фабрика, как ни странно, имела большой финансовый успех.

📣 Впоследствии Оуэн стремился расширить свой эксперимент и развернул ради этого большую общественную кампанию. Его поддержали философ Иеремия Бентам и экономист Давид Рикардо. По всей Англии стали создавать работные дома, но получилось совсем не то, о чем мечтал британский утопист.

💡 Интересный факт: во время своей поездки в Англию фабрику-коммуну Оуэна посещал будущий российский император Николай I. Он остался очень доволен дисциплиной и порядком, которые там царили. Некоторые исследователи считают, что под впечатлением от этой поездки Николай позже одобрил проект аракчеевских поселений.

📌 Суть учения. Согласно Оуэну, промышленная система той эпохи была построена на трех неверных принципах 👇

1️⃣ На детальном разделении труда, которое ухудшает расу

2️⃣ На соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов

3️⃣ На получении прибыли, для чего спрос должен превышать предложение — реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса.

🧱 Кооперация и уравнительный коммунизм. Оуэн считал, что эти три ошибки надо устранить. В условиях технологического роста производительных сил, промышленники должны объединяться в гигантские кооперативы для производства при помощи собственного труда и капитала. Их главная цель — полное обеспечение собственных коллективных потребностей.

🗣 «От каждого по способностям, каждому по потребностям» — эти слова стали девизом уравнительного коммунизма.

👥 Коммуна «Новая Гармония». В 1825 году Оуэн уезжает в Америку и вкладывает все свои сбережения в постройку огромной коммуны «Новая Гармония» в штате Индиана. Его поддержали местные филантропы. Сам Оуэн возглавил эту коммуну, стремившись создать новый тип людей при помощи дисциплины и совместного труда. Однако за 4 года община полностью разорилась, так что ему пришлось вернуться в Англию.

1. Вид коммуны «Новая Гармония»

2. Аракчеевские казармы в деревне Селищи

«Взгляд назад» Эдварда Беллами

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;