Узорочье
Расцвет храмов как архитектурного искусства
К середине 17 века формируется зрелое узорочье — появляются яркие и декорированные церкви. Разберем, какие приемы использовали архитекторы в то время.
Церковь Троицы в Никитниках, Москва, Россия, середина 17 века
С церкви Троицы в Никитниках начинается зрелое узорочье. У храма спорная датировка: есть версия про 1630-е годы, но он слишком сложный, поэтому скорее всего построен уже в середине 17 века.
⛪️ Церковь Троицы — купеческая. Все большие монастырские храмы успели построить в 16 веке, а 17 век характерен как раз такими небольшими церквями — приходскими, стрелецкими, купеческими.
🔷 Для этой эпохи ордер и ясность уже не так принципиальны. Церковь очень насыщенная, плотно украшенная практически по всему фасаду.
🔲 Много сложных объемов. Многообъемные церкви появились в 16 веке, но тогда их строили довольно симметричными и регулярными — а здесь основная пятиглавая церковь, отдельное крыльцо, придел, колокольня, трапезная.
➿ Плотная эстетика. Сверху гора кокошников. В каждом — много слоев из арочек, которые уходят в перспективу, так что плоского места не остается. Наличники на южном фасаде довольно сильно налезают на антаблемент. Много филенок и поливных керамических изразцов.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Одигитриевская церковь, Вязьма, Россия, XVII век
В середине XVII века жизнь в Русском государстве налаживается: особых внешних угроз нет, восстанавливаются города. Приходит время наиболее ярких и декорированных храмов. Один из них — Одигитриевская церковь в Вязьме.
Давайте присмотримся к ней внимательнее 👇
⛪️ Трехшатровая церковь. Центральный шатер раскрыт в интерьер, а два боковых глухие, декоративные. Все три шатра плотно прижаты друг к другу, еле умещаясь на церкви.
➿ Сочный и густой декор. Три яруса кокошников до барабанов, у каждого барабана еще по ряду, на вершинах еще по одному. В самой высокой точке кокошники совсем маленькие, ювелирные. На двух приделах тоже тончайшие ненастоящие главки с горой кокошников.
🔲 Окна на четверике налезают на антаблемент — это уже норма. На них килевидные наличники. Этот мотив местами встречается в московской архитектуре XVI века, но для XVII века это уже любимый прием. Причем наличники везде нарисованы по-своему, нет единого стандарта.
Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове, Москва, Россия, 17 век
Теперь перед нами Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Это пример того, как в церквях середины 17 века появляется много иррациональности, неправильности, которую можно принять за случайную «ошибку» — но это продуманная стратегия.
Вот что мы видим 👇
⛪️ Бесстолпная церковь. В это время подавляющее большинство церквей бесстолпные: уже научились делать большой сомкнутый свод и нагружать его сверху барабанами с горой кокошников.
🧩 Три разных килевидных наличника. Они начинаются на разных отметках, форма усложняется, появляются колонки с кучей форм, гирек и перехватов.
🔝 Наличники залезли почти на половину антаблемента. Хорошо видно, как они сместились по сравнению с церквями начала XVII века. Это не ошибка в расчетах и не последующие доделки, а изначальная задумка.
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, Москва, Россия, 1657
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке в 1650-е годы построил купец и государственный деятель Аверкий Кириллов.
Почему это интересный пример узорочья 👇
⛪️ В основе бесстолпный четверик с пятью главами. Мы видим крыльцо на толстых кубышчатых колоннах. Наличники окон выплеснулись на антаблемент целиком. Перед пятиглавием — гора кокошников, внутри каждого кокошника много арочек, которые перехвачены муфточками. Декоративность выходит на экстремальный уровень.
🟩 У церкви восстановлены изначальные цвета. Обычно все церкви узорочья были цветными: сложный образ состоит из многих деталей, которые аккуратно выделялись разными цветами — желтым, зеленым, голубым. Сегодня такие храмы чаще всего просто белят. У храма Николая Чудотворца на Берсеневке смогли восстановить изначальный вид по остаткам краски. Это ценный пример того, как выглядел настоящий XVII век.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день