angle-down facebook instagram vkontakte warning

Винсент Ван Гог

Арльский период: новые техники рисования и «Подсолнухи»

Арльский период был самым плодотворным в творчестве Ван Гога: он улучшил технику, нарисовал «Подсолнухи» и «Спальню в Арле». Узнаем, чем еще важен этот период.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Винсент Ван Гог

1. Ферма в пшеничном поле, 1888
2. Дома на солнце в Ле-Сент-Мар-де-ла-Мер, 1888
3. Арлезианка. Портрет мадам Жину, 1888
4. Вид Ле-Сент-Мар-де-ла-Мер, 1888
5. Воспоминание о саде в Эттене, 1888
6. Пшеничное поле с восходящим солнцем, 1888

Разочаровавшись в Париже, в начале 1888 года Винсент ван Гог отправился на юг Франции. Так начался Арльский период, который продлился чуть больше года — самый плодотворный в творчестве Ван Гога.

Что в это время происходило в жизни художника 👇

👨‍🎨 Очень много работал. Начинал в семь утра и фанатично писал, так что частенько забывал поесть и мог упасть в голодный обморок прямо за мольбертом. Причиной была и нехватка денег: Ван Гог на всем экономил и в какой-то момент даже пытался заменить перо «тростинкой, расщепленной на манер гусиного пера». Так написаны, например, «Ферма в пшеничном поле» и «Дома на солнце в Ле-Сент-Мар-де-ла-Мер» (обе 1888).

✍️ Отточил штриховку и линию — во многом благодаря работе с пером и чернилами изменил технику. В его работах появились объем и выразительность, картины приобретают индивидуальные черты таланта и, к сожалению, хорошо отражают нестабильность психики.

🎨 Изменил технику работы с красками. Перестал делать предварительный рисунок углем и начал накладывать краску прямо на холст, жирно и пастозно. Рельефные штрихи ложатся в разных направлениях, но никогда не случайно, всегда точно на своем месте в соответствии с ритмом картины и направлением движения или формой предмета. Появляются фирменные синий и желтый цвета.

👥 Мечтал создать «Мастерскую Юга» — коммуну художников. С этой целью к Ван Гогу в Арль приехал Поль Гоген, но два гения не смогли ужиться вместе и в конце концов разругались. Это стало одной из причин того, что психика Винсента окончательно расшаталась — и он попал в клинику Сен-Реми.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Винсент Ван Гог

1. Ночная терраса кафе, 1888
2. Спальня в Арле (первая версия), 1888
3. Спальня в Арле (вторая версия), 1889
4. Спальня в Арле (третья версия), 1889
5–7. Подсолнухи, 1888–1889

Теперь поговорим о живописи Арльского периода. В Арле у Ван Гога особенно проявляются четкие линии и контуры, позаимствованные у японского искусства, нарушенная перспектива, создающая напряжение, а также синий и желтый цвета, по которым легко узнаются его картины.

☕️ Ночная терраса кафе. В этой картине Ван Гогу удалось изобразить ночь, совсем не использовав черную краску. Зато обилие желтого цвета делает свет фонаря над террасой естественным и придает картине объема.

🪑 Спальня в Арле. Существует три варианта картины, которые отличаются насыщенностью цвета и деталями. Первые две Ван Гог отправил брату Тео. В третьей версии, которую художник подарил сестре и матери, он добавил на стены автопортрет, «Хлеба и кипарисы», «Оливы», «Жнеца». Здесь тоже использованы любимые синий и желтый, но более теплых и нежных оттенков.

🗣 «На этот раз попросту пишу собственную спальню. Вся штука здесь в колорите, упрощая который, я придаю предметам больше стиля, с тем, чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне вообще. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение».

🌻 Подсолнухи. В Арле Ван Гог написал целых шесть версий этой картины, еще два варианта созданы в Париже. В первых версиях он меняет фон: бирюзовый, королевско-синий (особый оттенок лазури), зелено-голубой и желтый. Ван Гог применил технику импасто — накладывал краску очень густо, в прямом смысле слова вылепливая объем на холсте.

👨‍⚕️ «Подсолнухи» однажды спасли жизнь (как говорят). Амбруаз Воллар вспоминал коллекционера, который серьезно заболел и впал в прострацию. Врач сказал, что больному нужно серьезное потрясение, иначе он умрет. Сначала коллекционеру сказали, что умерла его любимая теща — не помогло. Тогда вспомнили, что ему дороже всего картины, особенно «Подсолнухи» — и сделали вид, что готовятся их продать. Когда картину начали снимать со стены, больной очнулся, попытался встать и разрыдался.

Винсент Ван Гог

1. Курильщик, 1888
2. Портрет Пасьянса Эскалье (портрет крестьянина), 1888
3. Портрет одноглазого мужчины, 1888
4. Портрет почтальона Жозефа Рулена, 1888
5. Автопортрет, 1888
6. Автопортрет, посвященный Полю Гогену, 1888

Завершим эту часть разговором о портретах Ван Гога, написанных в Арльский период.

🌬 Ван Гог обладает талантом одухотворять натуру. Его работы доказывают, что никакая самая точная фотография не сможет заменить живопись, потому что кисть художника способна выразить больше: предметы на картинах Ван Гога сливаются с окружающим миром. Такое единство может быть и гармоничным, даже радостным — и гнетуще трагичным, потому что из-за него деться из этого мира некуда.

👨‍🌾 Когда дело доходит до портретов, образы тоже приобретают внутреннюю монументальность. Неважно при этом, кого изображает Ван Гог: даже работа простых крестьян становится важной основой всего мира вокруг, в этих людях заключены вселенские силы.

🗣 «Допустим, мне хочется написать портрет моего друга-художника, у которого большие замыслы и который работает так же естественно, как поет соловей, — такая уж у него натура. Этот человек светловолос. И я хотел бы вложить в картину все свое восхищение, всю свою любовь к нему.

Следовательно, для начала я пишу его со всей точностью, на какую способен. Но полотно после этого еще не закончено. Чтобы завершить его, я становлюсь необузданным колористом.

Я преувеличиваю светлые тона его белокурых волос, доходя до оранжевого, хрома, бледно-лимонного. Позади его головы я пишу не банальную стену убогой комнатушки, а бесконечность — создаю простой, но максимально интенсивный и богатый синий фон, на какой я способен, и эта нехитрая комбинация светящихся белокурых волос и богатого синего фона дает тот же эффект таинственности, что звезда на темной лазури неба.

Точно тем же путем я шел и в портрете крестьянина, хотя в этом случае не стремился передать таинственный блеск неяркой звезды в беспредельном просторе. Я просто представил себе этого страшного человека в полуденном пекле жатвы, которого мне предстояло изобразить. Отсюда — оранжевые мазки, ослепительные, как раскаленное железо; отсюда же — тона старого золота, поблескивающего в сумерках.

И все-таки, дорогой мой брат, добрые люди увидят в таком преувеличении только карикатуру».

👤 Такого же эффекта Ван Гог добивается в автопортретах. Они выражают его натуру, мировоззрение, отношение к жизни и к самому себе не хуже, чем откровенные письма к Тео. По этим работам можно видеть развитие удивительного таланта Ван Гога — и его психического недуга.

Об отношениях Ван Гога и Гогена

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;